Урок по рассказу И.А.Бунина "Темные аллеи"

Разделы: Русский язык

Классы: 9, 10

Ключевые слова: 10 класс, 9 класс, литература XX века, И.А.Бунин


Предметные цели урока:

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся через анализ пространственно-временной организации рассказа «Темные аллеи»;
  • понимание особенностей авторской концепции любви в рассказе.

Метапредметные цели урока

  • развитие умений планировать деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы разрешения противоречий и проблем;
  • развитие умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия других, строить логические рассуждения;
  • развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Личностные цели урока

  • осознание учащимися важности любви как одной из базовых ценностей человека;
  • формирование установки на смыслообразование деятельности через соотношение цели действия и результата.

Формы организации деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап (слайд 5)

Презентация

Учащимся перед входом в кабинет и до начала урока предлагается выбрать рабочий лист одного из цветов: белого, красного, синего, зеленого, оранжевого – с такой установкой «Выберите такой цвет рабочих листов, с которым вам будет комфортнее всего работать»

Приветствие. Представление учителя. Обращение к цветам рабочих листов: (слайд 6, интерактив) 4 минуты

- Перед уроком я попросила вас выбрать тот цвет рабочих листов, с которым вам было бы комфортнее и приятнее работать. Как вы понимаете, сделано это было не случайно. Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого говорит о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Психологи утверждают, что выбор цвета показывает наши сильные стороны характера. Посмотрите на диаграмму за моей спиной:

Синий цвет: Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Глядя на синие вещи, человек погружается в раздумья, размышляет о смысле жизни. Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Поэтому если вам нужен уникальный взгляд на какой-то вопрос, вы можете обратиться именно к этим людям.

Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. В случае, когда в вас кипят страсти и вы не можете принять решение, обратитесь к этим одноклассникам: они смогут здраво и спокойно рассудить ситуацию.

Победоносный цвет, характеризующийся активностью, целеустремленностью. Люди, которым нравится красный цвет, обладают сильным характером, очевидной смелостью, властностью и упорством. Если вы ищете лидера, приглядитесь к этим одноклассникам. Возможно, он именно среди них.

Бодрость, позитивный настрой, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Именно они поймут вас и помогут поверить в себя.

Чистота и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры, ассоциируются с добром, честностью и совершенством. Люди, которые предпочитают белый цвет, готовы отдаться своему делу полностью.

Я желаю вам на сегодняшнем уроке помнить о своих самых сильных сторонах, верить в себя. А если что-то пойдет не по вашему плану, вы теперь знаете, к кому из ваших товарищей можно обратиться за необходимой помощью. Давайте начнем.

2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание

Слово учителя. Работа с иллюстрациями: 3 мин. Вы прочитали дома рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи». Я хочу предложить вам посмотреть несколько картин. Какая из них вам кажется наиболее подходящей для названия рассказа? (слайд 7)

Обсуждение. Заслушивание ответов учащихся (слайд 8)

- А о чем был этот рассказ? (о любви)

- Однако картины довольно грустные. Давайте уточним, о какой же любви нам рассказывает автор.

Ответы учащихся.

- Замечательно. Так что же мы назовем темой нашего сегодняшнего урока?

Формулирование темы урока и запись ее в рабочие листы (Печальная/грустная история любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи»)

Слово учителя: 3 мин. Рассказ «Темные аллеи» дал название целому сборнику рассказов. Именно его Бунин считал главным произведением всей своей жизни. Как вы думаете, какой теме посвящены все рассказы в этом сборнике? (теме любви)

- Вы правы. И вам также хорошо известно, что Бунин был первым русским писателем, получившим нобелевскую премию по литературе. Я хочу предложить вам посмотреть архивную видеозапись, где вы услышите и увидите героя нашего урока. (Слайд 9)

Просмотр записи.

(Я очень счастлив лично за себя и за русскую литературу. Я надеюсь лично приехать в Стокгольм, чтобы получить нобелевскую премию и поблагодарить шведскую академию за высокую награду, которой оценено дело всей моей жизни)

- В ваших рабочих листах есть также формулировка нобелевского комитета, в которой объясняется, за что именно была присуждена премия Бунину. Прочитайте ее. (один вслух, остальные на местах)

Нобелевскую премию Ивану Бунину — первому лауреату из русских писателей — присудили в 1933 году с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

- Ребята, здесь нет никакого противоречия? Бунин получил премию за все литературу, но главным считал сборник рассказов о любви. Давайте сформулируем это противоречие.

Формулировка, запись в листы: почему Бунин, получивший нобелевскую премию за развитие русской классической прозы, считал главным произведением сборник рассказов о любви?

3. Открытие нового знания

Слово учителя: 2 мин Чтобы разрешить это противоречие, давайте обратимся к рассказу. Маршрут нашей работы определен уже самим писателем в заглавии. Какие понятия мы можем вывести из названия рассказа? Слайд 10

Анализ заглавия

Темные (вечер, сумерки, ночь) - время

Темные аллеи

Аллеи (сад, парк, лес) – место

? Пространство и время. Можно ли сказать, что эти понятия существуют только в литературе?

Ответы учащихся.

Слово учителя: Пространство и время – понятия, присутствующие во многих областях знания. Давайте посмотрим, как же они раскрываются в нашем рассказе.

Анализ пространственно-временной организации текста: пространство 2 мин

- Для начала обратимся к пространству рассказа. Обсудите в четверках и назовите основные пространственные точки рассказа. (Дорога, гостиница)

- Как это можно представить схематически? 10 мин.

- Где разворачиваются основные события? (в горнице) Кому принадлежит это пространство? Докажите. (Надежде)

- В начале урока мы не зря с вами обратились к знаниям психологии. Из этой области к нам пришло понятие психологического пространства. Как вы думаете, что оно означает? Варианты учащихся

- Какие же психологические пространства мы можем выделить здесь? (Надежды и Николая) Давайте добавим их на схему. Дополнение схемы.

- Эти круги нужно как-то назвать. Как автор в тексте называет наших героев? (он и она).

Коллективное обсуждение. Обсудите в парах по вариантам эти психологические пространства. Чем они наполнены и что из себя представляют? Можете вписывать что-то в схему, если считаете нужным.

Дополнение схемы. Выход на статичное и динамичное психологическое пространство.

- Что же пытается сказать нам автор, показывая два таких варианта пространства? (Любовь Надежды не меняется, она раз и навсегда; любовь Николая подвержена изменениям, что и подтверждается текстом) Как вы думаете, каким цветом мы могли бы обозначить эти пространства?

Заслушивание вариантов учащихся.

- Почему же автор не называет своих героев по именам, а употребляет эти безликие местоимения? (Показывает масштаб и широту этой истории любви)

- Сформулируйте вывод и продиктуйте его нам под запись.

Запись вывода

- И вернемся к самому началу нашей схемы. Какую же философскую мысль закладывает Бунин в само пространство рассказа? (Дорога – жизнь, а любовь – это то, что сопровождает человека всю жизнь). Дополним наши выводы.

Время (слайд 11)

Пространство естественно сочетается с понятием времени. Я прошу вас сейчас поработать в парах и заполнить, опираясь на текст, графы таблицы. 2 мин.

Время года

Время суток

Глобальное время (прошлое, настоящее, будущее)

Что должно быть здесь?

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение заполненных граф. 4 мин.

- Почему автор представляет нам именно осенний вечер как время действия? (Осень – пора подведения итогов, человек осмысливает собственную жизнь)

- Как вы думаете, почему в рассказе все события – это события прошлого? (Рассказывается история)

- Есть ли здесь что-то, что относится к настоящему времени? А к будущему? (Любовь находится вообще вне времени, в этом ее важность и особенность)

Давайте сформулируем вывод и запишем его в рабочие листы.

Бунин показывает, что время не имеет власти над любовью, и в этом ее ценность.

4. Закрепление и обобщение

Учебный диалог 5 мин.

- Для любви существует множество символов. Какие приходят вам сейчас на память? (Сердце, розы, лебеди)

Бунин тоже нам предлагает свой символ любви в этом рассказе. Откройте конверты с вопросительными знаками на ваших столах. Что в них находится?

Открывают конверты с шиповником. (Слайд 12)

- Есть ли в тексте подтверждение этому символу? (Ищут и зачитывают места из текста)

- Как вы думаете, почему Бунин выбирает в качестве символа любви такое необычное растение? Запишите ваши версии в рабочих листах. (любовь такая же, как шиповник: красивая, но дикая: управлять этим чувством невозможно)

Заслушивание ответов. Какой ответ вам показался наиболее удачным?

? Существует версия, согласно которой Бунин рассматривал в качестве названия своего сборника именно название «Шиповник». Почему же писатель остановился на названии «Темные аллеи»?

Вернемся к началу нашего урока. Как же разрешается противоречие, которое мы выявили? (Заслушивание версий, формулировка вывода) (слайд 12)

- Посмотрите, что сам Иван Алексеевич Бунин говорил о любви: Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть.

5. Поведение итогов

- В качестве итога нашей работы на уроке я предлагаю вам объединиться в четверки выбрать какой-то предмет или символ, который бы вы поместили на обложку рассказа. (Или придумать концепцию обложки) (слайд 13) 5 мин
Заслушивание результатов.

6. Рефлексия. Оценивание

Завершить наш сегодняшний разговор я хочу следующим упражнением: выберите и поблагодарите своего одноклассника за сотрудничество на сегодняшнем уроке. 3 мин.

Благодарность учителя за работу на уроке: Я в свою очередь хочу поблагодарить вас за такую интересную работу на уроке. Я была рада познакомиться с вами и получила огромное удовольствие от нашего общения. Желаю вам всегда находить выход из самых темных аллей нашей жизни и помнить о своих самых сильных сторонах.

7. Домашнее задание: дифференцированное со ссылками на сайт

1. Какие вопросы у вас остались после прочтения рассказа И.А.Бунина? Какие бы из них вы задали самому автору? Запишите и отправьте их по указанному адресу.

2. Как можно объяснить слова кучера Клима о Надежде из диалога:

- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя.

- Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду...

3. Прокомментируйте слова И.А.Бунина о цикле рассказов «Темные аллеи»: «Все рассказы в книге о любви. О самых темных и жестоких ее аллеях».