Интеллектуальная настольная игра по истории Древнего мира «Дорога времени» (Для учащихся 5-х классов)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Класс: 5

Ключевые слова: настольная игра


Игра разработана Ивановой Мичилийэ Святославовной, учителем истории и обществознания МБОУ ВВСОШ №4 им. Д.С.Спиридонова Верхневилюйский улус. За основу настольной игры была взята старая, детская настольная игра для октябрят и пионеров «Путешествие по городам - героям» автор Ф.Шапиро.

Игра составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках ФГОС основного общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Данная игра предназначена для закрепления, повторения и обобщения пройденных тем по курсу истории 5 класса, все задания составлены по учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкой, издательства «Просвещение». Карточки с различными дифференцированными заданиями составлены по количеству участников игры – 5 участников – 240 карт. Задания к карточкам-сувенирам подобраны из следующих разделов истории древнего мира:

  • Раздел: От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов
  • Раздел: Древний Египет
  • Раздел: Западная Азия в древности
  • Раздел: Древняя Индия
  • Раздел: Древний Китай
  • Раздел: Древняя Греция
  • Раздел: Древний Рим
  • Раздел: Семь чудес света

Все задания распределены по всему курсу истории древнего мира, в случайном порядке. Учащиеся выполняют задание указанное на своих карточках – сувенирах, отвечают на вопрос, если ответ верный, то получают саму карточку с вопросом и 1 балл. А если ответ неверный, карточка откладывается в сторону, за неверный ответ, за угадывание ответа можно дать красную карточку. В конце игры, вместе с учащимися делаем общую рефлексию и заодно делаю выводы анализ усвоения материала. Возможно, в конце игры будут учащиеся, которым не удалось получить баллы, значит они имеют пробелы в знаниях, или были невнимательны при игре. В учебном курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира.

Цели игры:

  • Образовательная: Повторить и обобщить знания учащихся о государствах, культуре истории Древнего мира, завершив формирование образного представления о нём;
  • Развивающая: Продолжить формирование умения систематизировать знания, развивая мыслительные и коммуникативные навыки;
  • Воспитательная: Продолжить формирование у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения и бережного отношения к человеческому наследию.

Игра дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
  • раскрыть содержание иллюстрации;
  • умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умения анализировать исторический источник;
  • умения оперировать историческими датами.

Форма проведения: интеллектуальная настольная игра.

Целевая аудитория: учащиеся 5-го класса, для повторения можно в 6-х классах провести игру, в начале учебного года.

Оборудование:

  • Игровое поле - 1 шт.
  • Фишки с иероглифами на подставках - 5 шт.
  • Игральный кубик - 1 шт.
  • Инструкция.

 Методы: словесный, наглядный, практический.

Порядок игры

  1. В начале учащимся раздаются фишки с иероглифами на подставках. Для того чтобы установить очередность ходьбы, дети должны объяснить, что за иероглиф изображен на фишке. Если желающих играть учеников много, то можно сформировать мини-группы из 2-3 человек. А так индивидуально на каждого игрока, может попасться карточки-сувениры по количеству ходов.
  2. Ведущие (учитель или ученик(ца) по очереди медленно читают вопрос, перемешивая карточки с вопросами, четко называя к какому разделу вопрос относится.
  3. Учащиеся как можно быстрее находят ответ на свое задание и громко отвечают.
  4. Ведущий, если ответ правильный передает карточку с вопросам ответившему и засчитывает 1 балл.
  5. Если дали неправильный ответ, карточка с заданием остается у ведущего. Ход переходит следующему игроку.
  6. Для хорошо знающих историю есть возможность отличиться в этой игре, могут дополнять ответы своих одноклассников интересными фактами, за что они поощряются золотым баллом и карточкой-сувениром.
  7. В конце игры подсчитываются набранные очки, уточняются, что знают (не знают) учащиеся, проводим рефлексию. Учитываем пожелание детей по устранению трудных проблемных моментов.
  8. Задача ребят - как можно быстро добраться до финиша и набрать большее количество очков.

Настольная игра «Дорога времени» для учащихся 5-х классов дает возможность не только проверить усвоение изученного материала и контроль знаний, но и развивает внимание и память детей, образное ассоциативное мышление, вызывает активный интерес к изучению предмета, в классе создается атмосфера радости и непринужденности, начинают говорить очень застенчивые дети, у них появляется уверенность в собственных силах. 

Карточки с вопросами, необходимо вырезать.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменный топор – это …

Дай определение следующим древним религиозным верованиям:
- Анимизм;
- Тотемизм;
- Фетишизм.

Источники свидетельствуют, что жители Индии никогда не знали голода. Используя документ, объясните, почему. Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел! Они собирают урожай два-три раза в год». Что он имел в виду? О каких растениях идёт речь?

Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются друг другу.
- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы, – ответил второй.
О каких сражениях идет речь?

Материал для письма в Китае

Напиток, пришедший к нам из Китая - сейчас насчитывается более 1500 различных сортов, растущих более чем в 25 странах по всему миру.

Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?
“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”

Это сооружение признано первым чудом света. До сих пор люди не могут поверить, как можно построить без специальных приспособлений здание 150 метров.

Примеры заданий с ответами

Раздел: От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов

Ответ

1

Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей

Альтамира

2

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Свой ответ

3

Названия изображенных орудий труда? Какое из них использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли рыбы?

Гарпун и копье

4

Палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменный топор – это …

Древнейшее орудие труда

5

Дай определение следующим древним религиозным верованиям:

  • Анимизм
  • Тотемизм
  • Фетишизм

Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей

6

Рассмотри календарь сельскохозяйственных работ:

Опишите систему сельского хозяйства.

 

Раздел: Древний Египет

7

Какие природные условия в Древнем Египте способствовали развитию земледелия?

В Египте теплый климат и много солнечных дней. С июля по ноябрь был разлив Нила. После разлива на полях оставалась не только влага, но и толстый слой плодородного ила, что способствовало хорошему урожаю

8

Свои самые знаменитые походы совершил около 1500 года до н.э., за свою жизнь он совершил более 30 завоевательных походов.

Тутмос III

9

Без этого приспособления трудно было бы поливать верхние поля, а значит, они не смогли бы собирать богатые урожаи.

Шадуф – рычажное водоподъёмное сооружение типа журавля в Древнем Египте

10

Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотен начал строить в 2750 г. до н.э. Последние пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды?

2750-1700=1050

11

Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Осирис

12

Словарная мозаика - сложи слова из хаотично расположенных букв и дай определение историческому термину

  • МИФЕМС
  • РАМИДАПИ
  • ПАПРУИС
  • САЗИО
  • РОГЕЛИФЕ

Мемфис – Древняя столица Египта.
Пирамида – древние египетские сооружения пирамидной формы, огромные гробницы фараонов в Египте.
Папирус – тропическое травянистое растение, материал для письма, выработанный из этого растения у египтян.
Оазис – островки зелени среди песков пустыни, встречавшихся изредка вдали от Нила.
Иероглиф – система письма использовалась в Древнем Египте, сохранились в виде резных надписей на стенах древнеегипетских храмов и папирусных текстов

Раздел: Западная Азия в древности

13

В 2004г. до н.э. купец из г. Ур отправился с торговым караваном в Финикию. Было ему 40 лет. Домой он вернулся только через три года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родился купец? В каком году родился его сын? В каком году купец вернулся домой?

2004+40=2044г. до н.э. (родился купец)
2004+1=2005г. до н.э. (родился сын)
2004-3=2001г. до н.э. (купец вернулся домой)

14

Внимательные мореходы на необитаемом острове впервые смогли получить то, без чего мы сейчас не можем представить свою жизнь. Они использовали это не только для изготовления посуды, но и для украшений.

Финикийцы и стекло. В древнем предании рассказывается, что изобретателями прозрачного стекла были финикийцы. Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развести огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода, расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. Так финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды, песка и ракушек (извести)

15

Главный строительный материал в Двуречье? Объясни почему?

Глина – В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева, поэтому дворцы, храмы, жилые дома строили из глиняных кирпичей

16

Словарная мозаика - сложи слова из хаотично расположенных букв и дай определение историческому термину

  • ФАРКАГЕНА
  • МАИЗДИУ
  • ЧЕКОВГ
  • ФЛИАГО

Карфаген – в 814 г. до н. э. жители Тира основали в Северной Африке город Финикийцев, впоследствии стал главным городом крупного государства.
Иудаизм – религия древнееврейских племен, содержит еврейские мифы и предания.
Ковчег –в библейской мифологии судно, в котором Ной спас людей и животных от всемирного потопа.
Голиаф – филиситимлианский воин с медным шлемом на голове, с мечом, щитом и копьем. Из библейского рассказа о единоборстве с Давидом

17

В нём всего 22 значка, их очень легко выучить, но писать и читать очень сложно, так как среди знаков нет гласных.

Финикийский алфавит – одна из первых систем фонетического письма, появилась около XV века до н.э.

18

Его почитают не только за то, что он является сыном бога Шамаша, но и за то, что он создал законы, по которым жили жители Двуречья.

Хаммурапи – самый могущественный и знаменитый царь Вавилонского царства, он правил с 1792 по 1750 год до. н.э.

Раздел: Древняя Индия

19

В какой библиотеке были несгораемые книги?

1) Мемфис 2) Ниневия 3) Вавилон.

Ниневия - Столица Ассирийского государства в конце VIII—VII веков до н.э. во время царствования Синаххериба, перенесшего свой трон в Ниневию из Дур-Шаррукина

20

Источники свидетельствуют, что жители Индии никогда не знали голода. Используя документ, объясните, почему. Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел! Они собирают урожай два–три раза в год» Что он имел в виду? О каких растениях идёт речь?

Хлопчатник, сахарный тростник

21

Почему библиотека ассирийского царя Амшурбанипала не сгорела при по­жаре?

Тексты были высечены на каменных бивнях

22

Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются друг другу.
- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы, – ответил второй.
О каких сражениях идет речь?

Шахматы - придуманные в Индии

23

Один из главных богов древних индийцев с головой слона: а) Ашока; б) Ганеша; в) Будда; г) Гаутама.

Ганеша

24

Вера в то, что после смерти человек не перестает жить, а меняет свой облик, превращается в какое-либо животное, это а) вера в переселение душ; б) вера в бессмертие души; в) вера в священных животных.

а) вера в переселение душ

Раздел: Древний Китай

25

Заполни недостающие слова: Китай расположен на востоке материка 1) ______. В Китае две главные реки — Хуанхэ и 2) ______. Китай стал единым государством в 3) ___ веке до н.э., его первым властителем был Цинь Шихуан. Знаменитым китайским мудрецом был 4) _______.

1 – Евразия
2 – Янцзы
3 – 3
4 - Конфуций

26

Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья, Древней Индии и Древнего Китая ?

Это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат, Янцзы и Хуанхэ

27

Где учтивый китаец перед входом снимает туфли и идет босиком.

Дом

28

В 221г. до н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

(221-14)+3=210 г. до н.э.

29

Материал для письма в Китае

Бамбук

30

Напиток, пришедший к нам из Китая - сейчас насчитывается более 1500 различных сортов, растущих более чем в 25 странах по всему миру.

Чай

Раздел: Древняя Греция

31

Почему греки красили свои корабли в синий цвет

б) чтобы не разгневать богов

32

Искусный архитектор и скульптор, он жил при царе Миносе на острове Крит, где построил лабиринт для чудовища Минотавра. За то, что мастер помог бежать Ариадне и Тезею, царь приказал бросить мастера и его сы­на в лабиринт. Создав крылья для себя и сына, мастер покинул остров.

Дедал

33

Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?
“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”

Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море

34

Что означает выражение, и почему оно возникло?”
1) ткань Пенелопы,
2) троянский конь,
3) со щитом или на щите,
4) нить Ариадны

 

35

В каком году вы посоветовали бы современным грекам праздновать знаменательную дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне?

В 2010 году

36

Задание: “Что означает выражение, и почему оно возникло?”
1) лаконичная речь,
2) ахиллесова пята,
3) драконовские законы,
4) между Сциллой и Харибдой.

 

Раздел: Древний Рим

37

Самая большая река Италии

Тибр

38

Именно этот человек получил первым звание диктатора и стал первым императором

Гай Юлий Цезарь

39

Чтобы завладеть островом Сицилия Риму пришлось воевать с:
а) Карфагеном;
б) Парфией;
в) Македонией;
г) Сирией.

С Карфагеном

40

О каком императоре римский народ говорил: "Актер на императорском троне"

Нерон

41

Как называлось коренное население Рима?

Патриции

42

Назовите животное, которое выкормило Ромула и Рема

Волчица

Раздел: Семь чудес света

43

Чем необычно было место, выбранное для строительства храма древнегреческой богини Артемиды?

Это было болото

44

Это сооружение признано первым чудом света. До сих пор люди не могут поверить, как можно построить без специальных приспособлений здание 150 метров.

Пирамида фараона Хеопса – была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров (это высота дома в 50 этажей)

45

Какую роль выполнял Фаросский маяк?

Роль гарнизонной крепости

46

Где и кому была воздвигнута статуя скульптора Хареса Колосс Родосский?

Эта статуя воздвигнута в честь бога Солнца Гелиоса и находилась на площади у входа в гавань острова Родос в Эгейском море

47

Что находилось на верхушке сооружения, в котором был погребен Мавсол?

Статуя Мавсола и его жены Артемисии, управляющих четверкой лошадей, запряженных в колесницу

48

Почему статую Зевса, созданную прославленным древнегреческим скульптором Фидием, называют Зевсом Олимпийским?

Эта статуя находилась в храме Зевса в Олимпии