Предупреждение и коррекция дизорфографии на коррекционно-развивающих логопедических занятиях у обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Логопедия

Класс: 4

Ключевые слова: логопедическое занятие


Дизорфография, как нарушение усвоения и автоматизации орфографического навыка письма, стала обсуждаться в логопедической практике сравнительно недавно. Ещё в 80-х годах XX века орфографические ошибки рассматривались только как проявление школьной неуспеваемости детей. Выделение дизорфографии как вида нарушения языковых способностей детей и формирования у них письменной речи, требующего специальных коррекционно-логопедических методов обучения, произошло благодаря работам многих исследователей, педагогов, учёных: А.Н. Корнев (1995-2003гг.), Р.И. Лалаева (1997г.), О.И. Азова (2005), О.В. Елецкая (2008). Учёные сходятся во мнении, что дизорфография является не проблемой обучения, а проблемой языковой некомпетентности.

Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении орфографических знаний, умений и навыков, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (по Р.И. Лалаевой). Трудности овладения орфографическими правилами обусловлены не столько их не знанием, сколько не умением применять их на практике. [1, c. 5].

Орфографически правильное письмо базируется на свободном оперировании основными принципами современной орфографии, фонетическом (как слышу, так и пишу), морфологическом (ведущим принципом современного письма, суть которого состоит в том, что необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова - морфем (приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении), традиционном (заключающимся в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией, в школьной практике это словарные слова).Еще в русской орфографии рассматривается дифференцирующий принцип написания, который реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова. Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

Разграничим термины «письмо» и «письменная речь» (по О.И. Азовой).

Письмо

Письменная речь

Принципы орфографии

Фонетический

Морфологический, традиционный

Диагностика

Диктант, списывание

Изложение, сочинение

Специфические нарушения

Дисграфия

Дизорфография

У младших школьников с дизорфографией не сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий.
При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове. [2, c. 5].

Причины возникновения дизорфографии:

  • Общее недоразвитие речи в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • Нарушение звукопроизношения в прошлом и настоящем, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
  • Дисграфия и дислексия в начальной школе.
  • Различная неврологическая симптоматика (ММД, энцефалопатия).
  • Патология во время беременности или родов, в первый год после рождения.

Симптоматика данной патологии у младших школьников носит полиморфный характер. Ее типичными проявлениями являются: нечеткое владение учебной терминологией и формулирования правил правописания, трудности освоения и применения правил правописания, особенно морфологического принципа, что проявляется в значительном количестве орфографических ошибок на письме. [2, c. 5].

Симптомы дизорфографии:

  1. Количество ошибок возрастает от третьего к четвёртому классу (слабые знания предыдущего материала, усложнение видов письменной речи, усложнение алгоритма реализации орфографических правил).
  2. Большое количество ошибок при написании слов на правила, подчиняющиеся морфологическому принципу написания.
  3. Трудности поиска орфограммы.
  4. Трудности при определении родственных слов и нахождении общей морфемы в словах.
  5. Трудности при подборе проверочных слов.
  6. Нестойкие знания и умения в определении того, к какой части речи относится то или иное слово. Дети затрудняются объяснить лексическое значение слова.
  7. Неумение формулировать орфографические правила, использовать лингвистические термины.
  8. Неумение актуализировать полученные знания, применить правило на практике.
  9. Многочисленные ошибки в орфограммах, подчиняющихся традиционному принципу написания.

При проведении коррекционных мероприятий учитывается, что орфографические навыки являются сложной интеллектуальной деятельностью, в структуре которой взаимодействуют многие неречевые и речевые функции. Коррекционная работа строиться с учётом психологической структуры процесса овладения орфографией.

Сформированные в ходе занятий фонематические, морфологические и синтаксические обобщения усваиваются детьми с дизорфографией сначала на практическом уровне, в дальнейшем – на уровне осознания.

Принципы коррекции дизорфографии:

  • Принцип системности.
  • Принцип поэтапного формирования умственных действий.
  • Принцип постепенного перехода от сукцессивных (последовательное восприятие информации), к симультанным процессам (единомоментное восприятие информации).
  • Принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня владения языком.
  • Принцип «квантования» орфографического правила.
  • Концентрический принцип организации материала.
  • Принцип учёта симптоматики и механизмов нарушений письменной речи.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип коррекционно-развивающего обучения.
  • Принцип пропедевтики.

Рассмотрим один из принципов – принцип «квантования» орфографического правила, предложенный лингвистом, доктором педагогических наук, профессором Ефимом Израилевичем Пассовым. В соответствии с принципом «квантования» на основе анализа орфограмм, соответствующих морфологическому принципу, была определена последовательность усвоения квантов. Чтобы усвоить то или иное правила ребенок должен овладеть несколькими операциями (квантами), каждая из которых должна войти в навык прежде, чем ребенок приступит к изучению данного правила. Для овладения умениями, необходимыми для проверки орфограмм, ребенку нужно, усвоить каждую их этих операций в совершенстве. Например, правило «Безударные гласные в корне слова» можно разделить на шесть квантов:

  1. Квант – уметь дифференцировать гласные и согласные звуки.
  2. Квант – уметь быстро и безошибочно определять место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные.
  3. Квант – уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.
  4. Квант – уметь быстро подбирать как можно больше однокоренных родственных слов и объяснять их лексическое значение.
  5. Квант – уметь различать однокоренные родственные слова и слова с одинаковым корнем.
  6. Квант – уметь находить и проверять безударные гласные в корне слова.

В соответствии с принципом «квантования» на морфологические знания и умения опираются также орфографические темы: «Звонкие и глухие согласные в корне слова», «Разделительный мягкий знак», «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» и многие другие.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с. + CD-диск.
  2. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.