Традиционные кухни жителей Удмуртии

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение

Класс: 2

Ключевые слова: кухня Удмуртии


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: познакомиться с традиционными кухнями жителей Удмуртии.

Вид планируемых учебных действий

Планируемый уровень достижения результатов обучения

1. Предметные

- Иметь представление о традиционных блюдах жителей Удмуртии.
- Понять, как и из каких продуктов можно приготовить традиционные блюда жителей Удмуртии.
- Уметь использовать полученные знания при выполнении творческой работы.

2. Коммуникативные

Уметь сотрудничать, приходить к общему мнению при выполнении работы в группах.

3. Познавательные

Уметь строить сообщения в устной форме, извлекать информацию из полученного материала.

4. Личностные

Формировать уважение и интерес к культуре народов своего региона.

Ход урока

- Ребята, вы узнали, кто изображен на слайде? (Ответы детей.) (Слайд 1)

- Ижик прислал нам письмо. Вот что написано в письме. «Здравствуйте, ребята! В нашей маленькой республике проживает около 70 национальностей. Первое место по численности в Удмуртии занимают русские, на втором месте - удмурты, на третьем – татары. Удмурты являются коренными жителями республики. Еще у нас проживают украинцы, марийцы, чуваши, немцы, молдаване, армяне, евреи, башкиры и другие. Чтобы познакомиться с культурой некоторых народов в республике, я прошу вашей помощи в составлении книги «Традиционные кухни жителей Удмуртии». Я буду рад, если вы мне в этом поможете. Для этого надо выполнить несколько заданий, которые я вам прислал.
Спасибо за помощь. Ижик» (Слайд 2)

- Ребята, как вы понимаете слова «Традиционные кухни жителей Удмуртии»? (Слайд 3) (Ответы детей.)

- Назовите, какие национальные блюда вы знаете, пробовали, готовили сами? (Ответы детей.)

- Сегодня мы будем говорить о традиционных блюдах народов, проживающих в Удмуртской республике, узнаем, как и из чего можно приготовить некоторые национальные блюда.

- На столах у вас карточки № 1. Ваша задача – при помощи линий соединить название народа с его группой традиционных  национальных блюд. (Слайд 4)

Карточка 1

Народ

Названия блюд

Русские

Токмач (суп с лапшой), бэлиш (пирог с мясом и картошкой), кыстыбый (лепешка с начинкой), чак-чак, шербет (напиток из меда), плов.

Татары

Виртырем (кровяные колбаски), сяртчынянь (пирожки с калегой), пельнянь (пельмени), перепечи, табань (лепешки из кислого теста), сюкась (квас), шыд лым (суп с мясом), шу нянь (пироги с калиной).

Удмурты

Буженина (мясо, запеченное большим куском), пряники, квас, щи, гречневая каша, блины, кулич.

- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 4)

- Кто справился без затруднений с заданиями карточки 1, нарисуйте на своей оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 1, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.

- Каждая группа работает над заданием карточки 2. Вам надо найти и подчеркнуть название блюда, согласно его описанию.

Карточка 2, Вариант I

Самое древнее блюдо русской кухни. Пекли из дрожжевого теста в русской печи. Обычно имеют круглую форму. Для их приготовления мука бралась самая разная: гречишная, пшеничная, овсяная, просяная, ячменная, гороховая. Бывают постные, заварные, сдобные гречневые, с припеком, пшеничные царские, красные, овсяные и т.д.
Обычно готовят во время Масленницы.

Выделите, о каком блюде идет речь.

Буженина, пряники, квас, щи, гречневая каша, блины, кулич.

- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 5, 6)

Карточка 2, Вариант II

Восточная сладость, изделие из теста, пропитанное медом. Считается национальным татарским блюдом. Употребляют с чаем. Подаётся целиком или нарезается на куски. Обычно его готовит мама невесты на свадьбу, а затем "продает" гостям за любую сумму денег. Уважаемых гостей также встречают у порога с этим блюдом.

Выделите, о каком блюде идет речь.

Токмач (суп с лапшой), бэлиш (пирог с мясом и картошкой), кыстыбый (лепешка с начинкой), чак-чак, шербет (напиток из меда), плов.

- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 7, 8)

Карточка 2, Вариант III

Национальное блюдо удмуртской кухни, которое готовят из дрожжевого теста. Едят лакомство с зыретом – специально приготовленным белым соусом из молока, муки, яйца и соли. Выпекаются в большой русской печи, напоминают оладьи и блины. Тесто для них готовится из пшеничной, гречневой, овсяной и гороховой муки. У удмуртов принято их готовить утром на завтрак, поэтому тесто ставится еще с вечера. Традиционно готовятся для молодых на второй и третий день празднования удмуртских свадеб.

Выделите линией, о каком блюде идет речь.

Виртырем (кровяные колбаски), сяртчынянь (пирожки с калегой), пельнянь (пельмени), перепечи, табань (лепешки из кислого теста), сюкась (квас), шыд лым (суп с мясом), шу нянь (пироги с калиной).

- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 9,10)

- Кто справился без затруднений с заданиями карточки 2, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 2, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.

- Чтобы узнать из чего состоят эти блюда, надо правильно записать названия ингредиентов этих блюд. Возьмите карточку 3.

Карточка 3, Вариант I

Ингредиенты блинов.

[Мука], [вада], [й,ай,ца], [сода], [сахар], [сол,], [к,ислата л,имонай,а].
__________________________________________________________

__________________________________________________________

- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 11)

Карточка 3, Вариант II
Ингредиенты чак-чака.
[Мука], [м,от], [й,ай,ца], [арех,и], [сахар], [сол,], [масла раст,ит,ил,най,э].
_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 12)

Карточка 3, Вариант III

Ингредиенты табаней.

[Мука], [дрожы], [сахар], [сол,], [масла раст,ит,ил,най,э], [вада].

_______________________________________________________

_______________________________________________________

- Проверьте, что у вас получилось, опираясь на слайд. (Слайд 13)

- Кто справился без затруднений с заданиями карточки 3, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 3, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.

- Для того, чтобы правильно и вкусно приготовить еду, надо знать алгоритм приготовления блюд. Используя карточки из конверта 4, составьте алгоритм приготовления блинов. Наклейте карточки в нужном порядке на лист бумаги так, чтобы получился верный алгоритм.

Конверт 4, Блины

В приготовленное тесто налить разведённую в воде мелко толчённую лимонную кислоту.

Растереть яйца с сахаром.

Влить постепенно воду, всыпать соль и растворённую в небольшом количестве воды соду.

Всё хорошо размешать.

Приступить к выпечке блинов обычным способом.

Всё хорошо перемешать, постепенно влить полученную жидкость в муку, продолжая мешать до исчезновения комочков.

- Используя карточки из конверта 5, составьте алгоритм приготовления чак-чака. Наклейте карточки в нужном порядке на лист бумаги так, чтобы получился верный алгоритм.

Конверт 5, Чак-чак

Взбить при помощи венчика яйца со щепоткой соли, всыпать муки, замесить тесто как на пельмени, оставляем на 20 минут.

В кастрюле смешать мёд с сахаром и растопить на плите, при этом постоянно помешивать.

Как только сахар растопится, снять кастрюлю с огня, залить медовым сиропом кусочки обжаренного теста,

Разделить тесто на кусочки, скатать из них колбаски, полученные колбаски нарезать на небольшие кусочки.

Кусочки небольшими порциями обжарить в казане с кипящим растительным маслом до образования румяной корочки, выложить в сито, чтобы стекло лишнее масло.

Тщательно перемешать и разложить на блюде.

- Используя карточки из конверта 6, составьте алгоритм приготовления блинов. Наклейте карточки в нужном порядке на лист бумаги так, чтобы получился верный алгоритм.

Конверт 6, Табани

Просеянную муку всыпать частями, постоянно перемешивая.

Выпекать, наливая тесто в сковородку толщиной 3-4 мм, поджаривая с двух сторон.

Выпекать на сковороде, смазанной жиром, перед горящей печью или на плите.

Нарезать на кусочки и подать с зыретом.

Поставить в тёплое место на 4–6 часов, и, пока поднимается, несколько раз обминать.

Воду подогреть и развести в ней дрожжи, перемешать и посолить.

- Каждая команда познакомит нас с алгоритмом приготовления национальных блюд. (Слайды 15-20)

Выступление детей.

- Кто справился без затруднений с заданиями из конвертов, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 4, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.

- Ребята, что вы выполнили задания Ижика.

- Что вы нового узнали о традиционных кухнях жителей Удмуртии, выполняя задания Ижика?

Ответы детей.

- Последнее задание - каждая команда оформит страницу книги рецептов «Традиционные кухни жителей Удмуртии».

Творческая работа.

- Кто справился без затруднений с последним, нарисуйте на оценочной карте улыбающегося смайлика напротив цифры 5, у кого возникли затруднения – равнодушного смайлика, а кто не справился – грустного смайлика.

- Вы помогли Ижику в его работе, оформили страницы книги рецептов «Традиционные кухни жителей Удмуртии», тем самым приблизились еще на один шаг к культуре жителей Удмуртской республики.