Подготовка к профессиональной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время по ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Ключевые слова: творческие способности, изобразительное искусство


Введение

Развитие  творческих способностей учащегося является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.Психологами установлено, что основы интеллекта и всей духовной сферы, а так же предпосылки к  дальнейшей художественной деятельности человека, возникают и формируются еще в детстве.   Это  значит, что перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у учащегося его творческих возможностей.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.

Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, а так же суметь заинтересовать и смотивировать,  подготовить учащегося на уроках изобразительного искусства и во внеурочной  деятельности к профессиональной художественной деятельности: художник-педагог, художник по гриму, художник по свету, художник-иллюстратор, дизайнер, модельер и т.д.

Задачи:

  1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
  2. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке;
  3. Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности.

Глава 1. Основы формирования творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусстваи во внеурочной  деятельности.

Каждый  ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все.  Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие. Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Поэтом, творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

Творческая работа на уроке изобразительного искусстваи во внеурочной  деятельности – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Роль учителя - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать  особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к  изобразительной деятельности, и  если ее нет, то пробудить, а затем  и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса в дальнейшей жизни. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. В творческом развитии проявляется общее и особенное, индивидуальное.

Глава 2. Методика развития творческих способностей  школьников на уроках изобразительного искусстваи во внеурочной  деятельности.

2.1. Организация развития творческих способностей.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных  основ реалистического рисунка,  формирование   навыков   рисования   с   натуры,   по   памяти,   по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных  способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках и во внеурочной  деятельности.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное,  это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

  • Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
  • Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
  • Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
  • Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.                                                             
  • Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
  • Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные  знания, формирует ценности, культуру.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

Для решения этих задач предусмотрены  нестандартные решения проведения уроков:

  • Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
  • Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.
  • Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.
  • Урок – путешествие.
  • Урок – панорама.
  • Урок – репортаж с выставки.
  • Урок – викторина.
  • Урока - игра.  Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она  обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого  потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся

На уроках ИЗОи во внеурочной деятельности для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер.Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства и во внеурочной  деятельности позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс.

Формы обучения:

  • обращение к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
  • сценарии уроков выстраиваются по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";
  • активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;
  • дифференцированный подход;

При проведении уроков изобразительного искусства и во внеурочной  деятельности в среднем и старшем звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  • От знаний к творчеству – основной метод обучения.
  • Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
  • Обеспечение последовательности творческого процесса.
  • Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
  • Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
  • Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
  • Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
  • Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
  • Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
  • Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
  • Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
  • Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
  • Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься” о дальнейшей творческой жизни. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”  Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.

Глава 3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей.

Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.

Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

В преподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется как совокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие, позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной деятельности и деятельности учеников.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами. Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное. Задания на уроках и дома должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы. Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Композиция картины помогает ученикам не только яснее раскрывать сюжетно и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

Глава 4. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

В работе с детьми уделяется большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся необходимо:

  • развивать способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;
  • применять приемамы осознанного решения различных творческих задач;
  • направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность.

Процесс обучения на уроке искусства в урочное и внеурочное время  характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;
  • диалогичность;
  • четкость поставленных задач и вариативность их решения;
  • освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия.

На уроках я использую следующие  художественные техники:

  • рисунок,
  • живопись,
  • графика,
  • аппликация и коллаж,
  • лепка,
  • бумагопластика,
  • роспись самостоятельно выполненных изделий,

Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг, художественная роспись по стеклу и керамике, фарфору, пластику, дереву и металлу, работа с текстилем, различные виды росписи по ткани, моделируем, конструируем и шьем разработанные модели.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка и выбора будущей профессии художественно-эстетической направленности.

В конце года обязательно провожу отчетные занятия урочной и внеурочной деятельности для родителей и всех желающих, на которых ребята под музыку демонстрируют свое мастерство и коллективные и индивидуальные авторские работы. Периодическая организация отчетных занятий дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы.

Заключение.

На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми, среди прочих факторов,безусловнооказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети  приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.С первых занятий важно использовать интерес детей к изобразительному искусству, развивать их творчество, воображение, вкус, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности. Первые занятия красоты и добра, знакомство с творческим наследием великих художников, могут остаться в памяти школьника на всю жизнь.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности, а так же смотивировать  их к выбору свое профессии в дальнейшей жизни.

Список использованных источников

  1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
  3. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. –
  4. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
  5. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.
  6. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой        активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 7.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.  -  М., 1991.
  7. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.
  8. Комарова Т. С.  Дети в мире творчества.  -  М.,  1995.
  9. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.
  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

Интернет-источники:

  1. http://festival.1september.ru
  2. http://moeobrazovanie.ru
  3. http://www.proprof.ru
  4. http://www.orenipk.ru
  5. http://www.dissercat.com