Исследование особенностей речевого дыхания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дыхательной гимнастики

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие, дыхательная техника


Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, речевое дыхание, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.

Основным средством общения людей служит речь. Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

В мире насчитывается большое количество детей с различными нарушениями, в том числе и с нарушениями речи.

Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.

У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание развивается патологически. Особенности речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи в научной литературе не представлены.

Таким образом, актуальной проблемой в коррекционной педагогике является онтогенез речевого дыхания и развитие дыхательной функции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С этой целью было проведено исследование, которое позволило оценить функциональные возможности дыхательной системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось на базе  МДОУ «Детский сад «Солнышко», Мари-Турекского района, Республики Марий Эл.

В нашем исследовании принимало участие 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Нами использовалась методика обследования речевого дыхания Е.Ф.Архиповой с элементами методики А.И.Максакова с определением типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания.

По итогам проведенного исследования, была составлена сводная таблица результатов исследования речевого дыхания  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, соотнеся полученный ими результата с тремя уровнями речевого дыхания: высоким, средним, низким.


№ п\п

Длительность внеречевого выдоха

Сила внеречевого выдоха

Длительность фонационного выдоха

Характер речевого дыхания

Ребенок №1

Средний

Средний

Средний

Низкий

Ребенок №2

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Ребенок №3

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Ребенок №4

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Ребенок №5

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Таблица 1- Уровни развития речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

№ п\п

Длительность внеречевого выдоха

Сила внеречевого выдоха

Длительность фонационного выдоха

Характер речевого дыхания

Высокий

1

1

1

1

Средний

1

1

1

-

Низкий

3

3

3

4

Таблица 2- Уровни развития речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Результаты исследования показали, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: не формируется грудобрюшной тип дыхания; речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием выдоха для дополнительного вдоха.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевое дыхание у детей с общим недоразвитием речи остается на низком уровне. Если во время взяться за коррекционную работу по развитию речевого дыхания, то в целом, трудностей можно будет избежать.

Литература:

  1. Филимонова В.Т. Состояния голоса дошкольников с речевой патологией: дис. канд. пед. наук / В.Т. Филимонова. - М., 1990. - 159 с.
  2. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
  3. Максакова А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А.И. Максакова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С. 31-38.
  4. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.