Арт-технологии в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, ТНР – тяжелое нарешение речи, коррекционно-логопедическая работа , арт-технологии


В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребенка активно взаимодействовать с логопедом, воспитателями в процессе коррекционной деятельности. В основе данной проблемы лежит снижение или отсутствие мотивации детей к логопедическим занятиям.

Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л.С.Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.

На наш взгляд, использование в коррекционной работе арт-технологий решает обозначенную выше проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Анализ литературы показывает, что они представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

На практике в сочетании с традиционными логопедическими методами для решения задач по коррекции речевых нарушений мы используем следующие арт-технологии: музыкотехнологию, кинеитехнологию, имаготехнологиию, литотехнологию, элементы имаготерапии и т.п.

Музыкотехнологию в коррекционно – логопедической работе мы используем в форме релаксации под музыку:

  • на занятиях логоритмикой;
  • на фронтальные логопедические занятия как минутку отдыха при повышенной возбудимости детей;
  • на индивидуальных занятиях для детей с спастической формой дизартрии перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата.

Успокаивающее и расслабляющее действие оказывают: «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена, фонограммы пения птиц, шума моря и т.д. Музыкальные произведения для релаксации подбираем с учётом лексической темы занятия.

Вокалотехнология включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальное дыхание.

Кинезитехнология реализуется нами через пение детьми песен из сборника Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» и их сопровождение движениями, а также через выполнение этюдов психогимнастики М.А.Чистяковой, которые также подбираются нами также в связи с лексической темой.

Практика показывает, что музыкальные технологии способствуют:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции; коррекции звукопроизношения;
  • нормализации просодической стороны речи.

Коррекционно-логопедические задачи

Логопедические средства

Музыкальные средства

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом (массаж, самомассаж).
Пальчиковые игры, упражнения.

Музыкальное сопровождение.
Игра на детских музыкальных инструментах.

Развитие мимики и пантомимики

Массаж и самомассаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определённых мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Музыкальное сопровождение.

Психогимнастика М.А.Чистяковой.

Развитие речевого дыхания

Упражнения на поддувание (сила и направленность выдоха).
Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания.

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки.

Развитие просодики.

Формирование интонационно выразительных средств речи.

Фонетическая ритмика.
Координация движения с речью под музыку.

Развитие фонематического слуха

Игры и упражнения для умения выделять неречевые, речевые звуки, дифференцировать их.

Игра на музыкальных инструментах.
Использование попевок.
Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Узнавание жанров музыки.

Развитие артикуляции

Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж и самомассаж артикуляционного аппарата.

Музыкальное сопровождение (музыка или песни).

Формирование правильного звукопроизношения.

Чистоговорки.

Фонетическая ритмика.
Пение песен со звукоподражанием.
Попевки.
Разучивание текстов песен.

Формирование структуры слова

Работа над ритмом.

Игра на ритмических музыкальных инструментах

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма.

Пополнение словаря музыкальной терминологией.
На основе расширения словаря по лексической теме «Музыка. Музыкальные инструменты» отработка грамматических категорий.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие пассивного и активного словаря.

Развитие связной речи.

Формирование умения связно выражать свои мысли.

Разучивание текстов песен.

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры.

Соответствующее этюду музыкальное сопровождение.

Обучение грамоте

Знакомство с буквами, обучение чтению и ЗБА.

Попевки, песни про буквы.

В основе метода имаготехнологии лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

В своей работе данный метод мы используем на занятиях по развитию связной речи при пересказе, при работе над диалогом, при составлении описательных рассказов в виде элементов куклотехнологии (один из видов имаготехнологии основанный на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)) и литотехнология – коррекция речи через специально подобранные произведения. Наиболее успешно этот метод показал себя при снятии у детей речевого негативизма.

Таким образом, мы опробировали на коррекционных занятиях различные виды арт – технологий для более эффективного решения коррекционно-логопедических задач, для повышения мотивации детей к занятиям. На фоне комплексной логопедической помощи данные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Библиография

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  3. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - СПб.: «Детство–пресс», 2007.
  4. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // ж-л Логопед 2008 №1. С. 41–48.