Проектирование безопасной образовательной среды ДОУ как условие формирования позитивной социализации ребёнка дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ, безопасная образовательная среда, социализация дошкольников


Как известно, человек представляет из себя существо социальное. От самого рождения и до конца жизни он нуждается во взаимодействии с другими людьми, в общении с ними, выстраивании межличностных связей и отношений, которые будут наполнять содержанием и смыслом его жизнь. Период  дошкольного возраста – важный момент в развитии личности подрастающего ребенка, когда тот начинает наиболее активно получать навыки взаимоотношения с окружающим миром. В дошкольном возрасте ребенок учится самостоятельности, ответственности, дисциплины. В данном случае на его развитие и воспитание уже оказывают влияние не только родители, но также педагогические работники, психологи и окружение сверстников [4].

Непреложным является тот факт, что положительный опыт социального взаимодействия с окружающими в дошкольном возрасте (умение легко и непринужденно настраивать контакт с окружением, позитивное мышление, умение избегать или решать конфликтные ситуации) откладывает свой отпечаток на все будущее ребенка, на его дальнейшую судьбу и место в жизни. Следует отметить, что социализация детей дошкольного возраста может быть действенно реализована посредством проектирования безопасной образовательной среды в ДОУ.

Проблемы позитивной социализации дошкольников исследовали многие ученые, например, Верхотурова Ю.А., Волкова Е.М., Заводчикова О.Г., Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. Их мнение сходится в том, что грамотно настроенный процесс позитивной социализации – это залог благополучного и всестороннего развития личности ребенка [3].

Немаловажным при позитивной социализации детей дошкольного возраста является следование следующим принципам:

  • принцип разнообразия (использование различных педагогических способов и методов);
  • принцип учета интересов и желаний дошкольников;
  • принцип следования инновационным тенденциям в развитии образования;
  • принцип уважения традиционного образования, так как последнее представляет собой столп, на котором зиждется современная образовательная система;
  • принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

Следует отметить, что если воспитатели в ходе позитивной социализации дошкольников посредством проектирования безопасной образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) будут опираться на перечисленные принципы, процесс социализации детей будет проходить быстрыми темпами.

Обратим внимание, что в настоящее время общество озабочено тем, как создать для детей благоприятную безопасную образовательную среду, которая не будет препятствовать их позитивной социализации. Данные меры направлены на то, чтобы сохранить здоровое растущее поколение, которое будет отличаться уверенностью в своих силах, повышенной эмоциональной устойчивостью, коммуникабельностью, психологической уравновешенностью, позитивным мышлением, ответственностью за свои поступки и др.

Безопасная образовательная среда в дошкольном учреждении может быть представлена в виде системы, которая имеет в своей основе концепцию реализации здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности, а также педагогический инструментарий и методическое сопровождение деятельности. По нашему мнению, к основополагающим компонентам здоровьесберегающей среды относятся характер пространства детства как развивающий, обеспечение функциональной надежности, комфортности и безопасности, деятельностновозрастной подход, а также соблюдение гигиенических и высоких эстетических показателей [5].

Принимая во внимание индивидуальные особенности развития каждого отдельного воспитанника дошкольного образовательного учреждения, педагогическая работа по социализации дошкольников может содержать специфические условия. Одним из таких условий может быть применение проектного подхода как способа представления знаний. Такой подход дает возможность создать некую «картинку» изучаемого объекта, позволяющей переносить и применять знания в новую ситуацию, проектировать различные модели использования тех или иных ситуаций и событий в повседневной жизни, видеть полную картину зависимости и связей и облегчает поиск различных способов решения проблемы. Указанные аспекты, безусловно, подтверждают тот факт, что проектирование безопасной образовательной среды позволит достаточно наглядно и красочно проиллюстрировать дошкольникам, как следует себя вести, насколько оправданы и безопасны те или иные слова, действия и поступки. А это, в свою очередь, отразиться на процессе социализации детей, так как, чувствуя себя комфортно и безопасно, дошкольники более уверенно будут вступать в социальный контакт со сверстниками и взрослыми [6].

Обратим внимание, что в ходе воспитательного процессе в дошкольном образовательном учреждении для проектирования безопасной образовательной среды могут быть использованы следующие виды проектов: проекты-наблюдения, проекты-путешествия, проекты-игры, проекты-рассказы и другие. Содержание их может представлять решение занимательных и интересных задач, сказки на тему безопасности в образовательной среде, иллюстрация различных правил поведения как в детском саду, так и за его пределами, создание и использование загадок, пословиц, частушек, прибауток на тему безопасности и социализации и др. Педагогическому работнику необходимо организовывать проектную деятельность для дошкольников таким образом, чтобы привлечь внимание ребенка к образовательному процессу, чтобы ему было интересно и не слишком трудно решать поставленные перед ним задачи [2].

Проектирование безопасной образовательной среды может быть реализовано в рамках краткосрочных (одно-два занятия), среднесрочных (одна-три недели) и  долгосрочных (например, за полугодие) учебных планов. Это сделано для того, чтобы ребенок смог максимально усвоить то, что ему преподносит воспитатель [1].

Следует отметить, что проектирование безопасной образовательной среды с целью  социализации дошкольников может дать следующие результаты:

  • ребенок научится, как следует себя вести знакомых обыденных ситуациях, которые до этого вызывали у него страх, неуверенность или сомнения;
  • проектирование позволяет дошкольнику сориентироваться в стремительном и широком потоке информации, создавая условия для беспрепятственного представления, запоминания и обобщения иллюстрируемых данных;
  • участие в коллективном проектировании оказывает благотворное влияние на эмоциональный фон детей; дошкольники становятся раскрепощенными, дружелюбными, отзывчивыми и др.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо заключить следующее: использование проектирования безопасной образовательной среды в воспитательном процессе ДОУ позволяет повысить позитивные социальные навыки детей, а именно:

  • зачастую в ограниченные сроки у дошкольников бывают сформулированы основные социальные навыки и представления, как себя подобает вести в обществе, а какие действия совершать запрещается;
  • увеличивается результативность всего обучения в целом посредством участия в проектной деятельности дошкольников: у них возникает мотивация получать знания и настраивать социальные связи с окружением;
  • дети становятся более самостоятельности, ответственными, дисциплинированными и др.

Итак, использование воспитателем проектирования безопасной образовательной среды как одного из условий позитивной социализации дошкольников оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в дошкольную образовательную организацию, облегчает его адаптацию к новым условиям, способствует его дальнейшей успешной социализации. Роль проектирования безопасной образовательной среды в процессе социализации дошкольников велика, так как позволяет ребенку чувствовать себя уверенно и комфортно.

Список использованных источников

  1. Бандура Т.А. Модель безопасной образовательной среды дошкольного учреждения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – №. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-bezopasnoy-obrazovatelnoy-sredy-doshkolnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 14.12.2019).
  2. Галашева О.И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №3. – С. 21-24. – URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 14.12.2019).
  3. Гришаева Н.П. Проблемы социализации современных дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – №. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsializatsii-sovremennyh-doshkolnikov (дата обращения: 14.12.2019).
  4. Садовникова Т.С. Формирование позитивной социализованности детей старшего дошкольного возраста // Челябинский гуманитарий. – 2015. – №2 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pozitivnoy-sotsializovannosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.12.2019).
  5. Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации: сборник научных статей III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы» (г.Уфа, г.Баймак Республики Башкортостан 17 мая 2017 года) / под ред. И.Г.Борониловой, Г.Ф.Шабаевой (отв. редактор): БГПУ им. М. Акмуллы. – Уфа, 2017. – 454 с.
  6. Рюмина Ю.Н. Организация проектной деятельности дошкольников // Вестник ШГПУ. – 2016. – №1 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 14.12.2019).