О некоторых факторах, влияющих на развитие интереса к занятиям музыкой у детей, как показателе успешной деятельности педагога

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: музыка


«Без дара снискать любовь ученика все остальные
таланты педагога окажутся бесполезными.»
Андре Эрнест Модест Гретри (1741-1813),
французский композитор

В условиях развития современного общества, дополнительное образование, как часть системы образования нашей страны, предлагает множество направлений для развития, обучения и воспитания детей. Одно из них – обучение детей музыке. Музыкальное искусство развивает детям природные задатки, учит умению логически мыслить, думать, занятия музыкой воспитывают силу воли, трудолюбие и многие другие качества, необходимые не только при обучении игре на музыкальном инструменте, но и в обычной жизни.

В процессе обучения музыке у детей часто пропадает желание заниматься, учебные занятия они посещают с неохотой, домашние задания не выполняют, и, в результате, вовсе оставляют школу, иногда все это отрицательно влияет на отношение к музыке в целом на протяжении всей жизни. Многие педагоги сталкиваются с данной проблемой, и она актуальна.

Цель данной работы – вынести некоторые правила, которые будут залогом успешной деятельности педагога в стимуляции желания заниматься музыкой, увлечения музыкальным искусством, создании благоприятных условий при обучении детей музыке.

Для этого необходимо выяснить причины, которые вызывают нежелание ребенка заниматься музыкой, выяснить, каким образом педагогическая деятельность влияет на развитие и эмоциональное состояние ученика в процессе обучения, и, чем необходимо руководствоваться педагогу для успешной работы.

Обучение в детской школе искусств и детской музыкальной школе ведется по направлению общего музыкального развития – приобщение к музыкальному искусству, развитие природных задатков, привитие и совершенствование умений и навыков, и по направлению воспитания будущего музыканта-профессионала. По высказыванию А.Гольденвейзера, русского и советского пианиста, педагога, композитора: «Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессиональными музыкантами нужно не только не всех, но лишь немногих». [5]

Контингент учащихся, характеризующий значительную часть детей и подростков, неоднороден по своему составу: наряду с одаренными в школе занимаются дети с такими музыкальными данными, которых оказывается недостаточно для профессионального обучения. К сожалению, не все педагоги это учитывают в процессе работы и, ставя перед собой и учащимся высокие цели, сталкиваются порой с неразрешимыми проблемами, которые могут впоследствии явиться причиной негативного отношения к занятиям. За трудностями, возникшими перед учеником, кроется ошибка взрослого. Педагогу особенно нужно быть осторожным на начальном этапе обучения. Необходимо понимать, что от него зависит маленький человечек, не сформировавшийся как физически, психически, так и в личностных аспектах. И какой будет дальнейшая судьба ребенка – преодолеть трудности и продолжить освоение нового дела или оставить занятия музыкой – во многом зависит от педагога, его взгляда на данный вопрос, верно выбранного педагогического решения. [1]

Для того чтобы избежать ошибок, неверно поставленных целей обучения, необходимо как можно вернее определиться с возможностями ученика, искать и находить в ребенке то особенное, уникальное, что отличает его от другого.

Способности человека – явление, развивающееся под влиянием обучения, образования, воспитания и в процессе самостоятельной творческой деятельности. Но развитие у каждого не безгранично. Предел, выше которого оно не идет, обусловлен наличием и характером природных задатков. Их исследование – важнейшая задача педагога. Глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся позволит ему не только выявить способности к профессиональной деятельности, но и регулировать уровень, характер и состав их способностей. [1]

Баян – инструмент сравнительно молодой. На сегодняшний день, наряду с развитием баянного искусства, развивается и педагогическая мысль как потребность в обучении будущих музыкантов. Существует много взглядов, различных школ по обучению игре на баяне. В своей работе «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» Ю.Акимов пишет, что «…путь баяниста наполнен с одной стороны, развитием природных индивидуальных задатков и, с другой стороны, приобретением новых специализированных качеств. Комплекс их и составляет сущность личности музыканта».

Индивидуализированность учебного процесса зависит от неповторимости природных задатков ученика, которая, в свою очередь, имеет двоякую природу:

  • выражается в различии характера и степени развитости одного и того же качества у разных индивидуумов;
  • отличается в составе данных, которыми природа наделила того или иного ребенка.[1]

Педагогический процесс в этом смысле направлен от частного, сугубо индивидуального, к общему. Это не говорит о приведении всех индивидуальностей к единому знаменателю, это значит, что наличие или отсутствие каких-либо черт, их неравнозначность в каждом случае требует от педагога-баяниста поисков строго индивидуальных методов воздействия на каждого учащегося. Эти пути приводят к формированию музыкально-исполнительского комплекса, посредством которого и раскрывается творческая неповторимость индивидуальности художника. Л.Баренбойм называет его «элементарным музыкальным комплексом», который включает «следующие пять компонентов: переживание музыки, музыкальный слух, чувство музыкального ритма, умение сосредоточенно «наблюдать» за течением музыки, навыки и умения читать музыку». [1]

Индивидуальная работа педагога с учеником, ее содержание и методика должны, прежде всего, опираться на его ясное понимание конечной или частной (какого-либо периода) цели обучения. Определение цели дальнейшего обучения дает возможность выбрать верный путь в выборе методов, средств для обучения. Иными словами, определение конечной цели обучения дает педагогу направление – чему учить (содержание обучения) и как учить (методика обучения). Необходимо при всем этом, чтобы и ученик понимал цель своего обучения, дальнейшего применения полученным им умений и навыков при обучении игре на музыкальном инструменте.[1]

Педагог является тем, кто направляет юного музыканта, вовлекая в мир музыки. Вместе с учеником он проходит через все трудности, которые встают на пути обучения. Если цель обучения для педагога и ученика имеет одинаковое направление, это будет условием успешного обучения.

На начальном этапе обучения закладываются основы дальнейшего развития музыканта. Т.Б.Юдовина-Гальперина в своей работе «За роялем без слез, или я – детский педагог» сказала: «Отзвук детских впечатлений, связанный с миром музыкальных звуков, неотъемлем от образа педагога, от того, кто будет первым учителем, зависит судьба ребенка. Впечатления музыкального детства сохранятся в памяти навсегда, ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно в раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести (и наносят!) непоправимый ущерб ученику». [5]

Помимо профессиональных знаний и умений, педагог должен обладать общечеловеческими качествами. В первую очередь он должен быть добрым. Повышение голоса на уроке, тем более крик и др., негативно скажутся на психическом состоянии ребенка. Ребенок не захочет заниматься музыкой, если обстановка и отношение педагога приводят к негативному состоянию детской психики, переживаниям не только из-за затруднений на поприще обучения игре на музыкальном инструменте, а еще и переживаний из-за жесткости со стороны педагога.

Т.Б.Юдовина-Гальперина пишет: «Если педагог в несдержанной форме высказывает свое мнение о способностях ученика или дает отрицательную оценку его природным данным, это может привести к психологическому срыву ребенка. Он не только потеряет самоуважение и веру в свои силы, зачастую при этом дети вообще отказываются от занятий, не желают ни играть, ни слушать музыку, особенно классическую, которая долгое время или даже всю жизнь будет ассоциироваться с тяжелыми душевными переживаниями».[5]

Так же Т.Б.Юдовина-Гальперина высказывается о важности «…найти правильную тональность общения - с одним можно разговаривать лишь тихо и ласково, с другим необходимо использовать «богатство эмоционально окрашенной речи», некоторые дети лучше всего реагируют на сдержанность, «дистанционность» (это придает значимость в собственных глазах)». Главное, что должен помнить педагог, общаясь со своими учениками – это чувство такта и уважения к ученику. [5]

Для успешного решения педагогических задач при обучении игре на музыкальном инструменте, развитии творческой личности юного музыканта, необходимо создать благоприятные условия. Поиск и применение различных методов работы, подходящих способов решения педагогических задач позволит решить данную задачу. При благоприятных условиях ребенок начинает творчески раскрываться, самовыражаться, что дает возможность педагогу найти нужные методы, способы, чтобы применить их для дальнейшей работы с ребенком на уроке. Иными словами, педагог, обучая учеников, сам учится у них.

На начальном этапе обучения многие педагоги-музыканты предлагают применять игровую форму урока. Учебный материал легче воспринимается ребенком, рождает желание сделать что-то самому, повторить – научиться.

И.Пуриц, музыкант, педагог в своей работе «Методические статьи по обучению игре на баяне» тоже предлагает обучение в форме игры и описывает способы - двигаться под музыку, рисовать музыку, рассказывать о ее содержании, характере, придумывать стихи-подтекстовки. Если педагогическая задача решается путем игровой формы урока, ребенок лучше концентрирует свое внимание на поставленной проблеме для ее разрешения.

И. Пуриц высказывает мнение, что «…игра, благодаря своей эмоциональной привлекательности для ученика, способствует проявлению высшей формы сосредоточенности – непроизвольного внимания». [3]

Говоря о формах работы нельзя не упомянуть и ансамблевое музицирование, игру в ансамбле с педагогом, где в ходе творческого общения педагог больше узнает своего ученика, что может плодотворно повлиять на дальнейший обучающий процесс; совместные прослушивания музыки, посещение концертов и др., т.е. внеклассные формы работы. Конечно же, участие родителей в процессе обучения ребенка игре на музыкальном инструменте. Многие педагогические вопросы решаются только с участием родителей. На начальном этапе обучения оценка родителей для ребенка важнее, чем оценка педагога.

Педагогу нужно контактировать с родителями ребенка и направлять их на то, что музыкальное воспитание в современном развивающемся мире – это не только обучение игре на музыкальном инструменте, но и общее развитие интеллектуальных, психических, духовных, физических качеств ребенка. Если педагогу удастся установить контакт с родителями ребенка, это поможет в решении творческих и общих вопросов, таких, как организация домашних занятий, отношения к ним, приобретение инструмента и др. Решение этих вопросов, в свою очередь, продвинет обучающий процесс на более качественный уровень. [5]

Педагогу необходимо много знать, уметь. Учитывая современные условия развития общества, экономики, он должен обладать современными знаниями, уметь применять их на практике при ведении обучающего процесса. Идти в ногу со временем, не отставать от своих учеников. Порой ученик 7-8 лет может пользоваться средствами ИКТ лучше, чем его учитель. Педагог должен находиться всегда в процессе совершенствования своих знаний, чтобы применять их в работе с учениками, передавая свой опыт.

Чтобы вовлечь ученика в творческий процесс, вызвать желание сотворчества, самовыражения, добиться, чтобы желание заниматься музыкой не угасало, педагог должен обладать не только профессиональными знаниями, но и многими общечеловеческими качествами, дарованиями. Одно из главных качеств – любовь к детям, а значит и любовь к своему делу.

Изучая научно-методическую литературу, анализируя работу своих коллег и, опираясь на личный опыт, можно сделать вывод, что для успешной педагогической деятельности необходимо направлять работу на стимулирование у детей желания заниматься музыкой, увлечения музыкальным искусством, создание благоприятных условий в процессе обучения музыке и руководствоваться в работе некоторыми правилами:

  • обучение детей музыке будет полезным и для тех, кто получает общее музыкальное образование, и для тех, кто нацелен на дальнейшее обучение профессии музыканта;
  • при обучении игре на музыкальном инструменте у ребенка могут возникнуть трудности, которые необходимо решать без травмирования психики ребенка, особенно это важно на начальном этапе обучения, т.к. там закладывается основа для дальнейшего обучения и формируется отношение к музыкальному образованию в целом;
  • индивидуализированность учебного процесса зависит от неповторимости природных задатков ученика и поэтому большое значение в обучении детей музыке имеет поиск сугубо индивидуальных методов воздействия на каждого учащегося;
  • определение конечной цели обучения дает педагогу направление – чему учить (содержание обучения) и как учить (методика обучения). Необходимо при всем этом, чтобы и ученик понимал цель своего обучения;
  • мастерство и личностные качества педагога являются одними из важных условий успешного результата при обучении детей музыке;
  • применение различных форм работы, в т.ч. игра, ансамблевая игра, внеклассная работа, установление контакта с родителями ученика, даст положительные результаты при обучении детей музыке;
  • совершенствование педагогического мастерства, освоение новых форм и методов работы с целью передачи знаний и опыта своим ученикам является необходимостью для современного педагога;
  • отношение с любовью и уважением к своим ученикам, и делу, которым занимаешься.

Отдачу от того, что вложено в ученика можно получить тогда, когда ученик всецело идет на творческий контакт со своим учителем. Полностью можно согласиться с высказыванием Т.Б. Юдовиной – Гальпериной: «Лишь когда ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к своему педагогу, можно надеяться на успех в творчестве». [5]

Список литературы и источников

  1. Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне [Текст] / Акимов Ю.Т. – М.: Советский композитор, 1980. – 110с.
  2. Бесфамильнов В.В., Семешко А.А. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики: учебное пособие / Бесфамильнов В.В., Семешко А.А. – Киев: Музычна Украйина, 1989. – 200с.
  3. Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне [Текст] / Пуриц И.Г. – М. :Композитор, 2001.-222с.
  4. Эл. ресурс – Словарь музыкальных терминов – режим доступа:
    https://музшкола16.екатеринбург.рф/file/75126808901ed422616cbe90bbbdc1ed
  5. Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог [Текст] / Юдовина-Гальперина Т.Б. – С.-Петербург: Союз художников, 2010. – 236с.