Проект "Вся Россия просится в песню"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (60,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Проект реализуется во внеурочное время. Подготавливается техническое оснащение, оборудование, зрительный зал, сцена, звукозаписывающая аппаратура. Проект - сотворчество родителей, детей, учителей направлен на духовное развитие, умение мыслить, творить, раскрыть творческий потенциал учащихся.

Цель проекта: Приобщение к русскому народному культурному наследию посредством песни, отражающей многовековую историю страны, беды и чаяния, тончайшие оттенки человеческих переживаний.

Задачи проекта:

  • воспитание уважения к истории, традициям, проблемам сохранения и преемственности народной музыкальной культуры;
  • развитие творческих способностей, уровня исполнительского мастерства участников проекта;
  • обогащение и расширение знаний о музыкальном искусстве;
  • сохранение традиций народной культуры;
  • создание условий для возрождения культурного наследия;
  • приобщение учащихся к народной музыке, песне, танцу, городскому и детскому фольклору;
  • выявление талантливых исполнителей.

Методы:

  • метод развития хорового и сольного пения;
  • пластическое интонирование;
  • метод анализа музыки;
  • словесные методы;
  • наглядно-слуховой метод слушания музыки.

Технологии:

  • здоровьесберегающая технология (фольклорная арт-терапия) русский песенный фольклор - естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звука, музыкой, движением, цветом… Традиционные детские песни развивают у детей не только слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат…
  • технология развития процессов восприятия, слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и пластическое интонирование.
  • технология развития голоса и слуха, одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. Использование различных форм исполнительства: хорового, ансамблевого, сольного пения.
  • информационные технологии – используются многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно-методических комплектов, персональный компьютер, звукозаписывающая аппаратура.

Реализация проекта

(слайд №1)

Выступление хореографического ансамбля (Русские сапожки)

(слайд №2)

Ведущие: (в русских народных костюмах, два ученика-мальчики)

Добрый день, сударыни и сударушки!
Добрый день, судари!
Рады видеть вас на нашем проекте «Вся Россия просится в песню»!
А собрались мы здесь песни послушать,
поиграть, да потанцевать, да про русскую песню узнать!
В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет»
«Где песни, там и молодость»
«Песня - душа народная»

Первый ученик: Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти. Трудно найти человека, который не любил бы петь песни. Изучая русскую народную песню, понимаешь, как она богата, талантлива, искренна, чиста. Песни остаются в памяти и передаются из поколения в поколение.

Презентация «Корифеи вокального искусства». Сопровождение презентации

Второй ученик: Шаляпин Федор Иванович - русский певец, родился в Казани. Особый популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня «Эй ухнем» и песня о «Блохе» М. Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Всемирную славу принесло ему исполнение главной партии в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

(Запись в исполнении Ф.Шаляпина + слайд №3)

Лидия Русланова родилась в бедной крестьянской семье. Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнительниц в СССР, а ее исполнение народных песен считают эталонным. Она обладала красивым и сильным голосом. Среди ее популярных песен «Степь да степь кругом», «Златые горы», «Светит месяц» …

(Запись в исполнении +слайд №4)

Ведущие приглашают на сцену для выступления один из хоровых коллективов. Исполнение русской народной песни «Кисель», с элементами пластического интонирования

(слайд №5)

Презентация «Русские народные инструменты». Сопровождение презентации

Третий ученик: (слайды №6-10) Народные песни всегда сопровождались народными инструментами. Народные музыкальные инструменты — это яркая страница истории, это богатство русской души. Народные инструменты являются одним из ярких подтверждений мелодичного характера. В русской музыке часто использовались: гусли, дудочки, свирели, балалайки и другие инструменты, которые делались ручную из дерева или глины.

Свистульки, сопелки, фигурки медведя-музыканта, кузнецов - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... все это русская культура, основа оркестров народных музыкальных инструментов сегодня.

Инструментальные композиции. Учащиеся демонстрируют технику игры на балалайке, гуслях.

(слайд №11)

Ведущие: Благодарим артистов за прекрасное владение исполнение и предлагаем теперь вам, уважаемые слушатели, определить какие инструменты звучат в следующей музыкальной зарисовке

(звучит оркестровое исполнение русской плясовой, из предложенных на экране музыкальных инструментов, учащиеся выбирают варианты)

(слайд №12)

Ведущие:

А теперь, пляской всем угодим,
И себя развеселим!

Интерактивная работа со зрительным залом. Игровая программа. Массовое танцевальное исполнение шуточных народных танцев. Бояре, Каравай…

(слайд №13)

Ведущие приглашают на сцену для выступления один из хоровых коллективов. Исполнение русской народной песни «На зеленом лугу» (учащиеся аккомпанируют, используя народные инструменты оркестра)

Презентация «Русский народный костюм»

(слайд №14)

Сопровождение презентации (выступление о традиционном русском народном костюме)

Четвертый ученик: Русский народный костюм — это красота покоя, говорил художник Иван Билибин.

Рубаха - главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Цвета и орнаменты различаются в зависимости от области и губернии. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Сарафан. Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

(слайд №15)

Понева - мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Пояс на Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана. существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками.

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. Кокошник был парадным головным убором замужней женщины.

Внезапно на сцену выбегает маленькая артистка в русском народном костюме

(слайд №16)

Ведущие: (хором, удивленно) Это что еще за пичужка!?

Артистка: Музыку мне!

(артистка задорно исполняет фрагмент танца под мелодию «Светит месяц»)

Ведущие: А что ты еще умеешь!?

Артистка: Я петь умею!

(звучит фонограмма р.н.п. «Валенки», вокалистка исполняет песню, затем приглашает на сцену следующий хоровой коллектив)

Хоровое выступление «Два веселых гуся» (инсценировка песни)

(слайд №17)

Ведущие:

Вот красавицы-девчушки,
Вы платочки разбирайте,
Танец с ними начинайте.

(танцевальная зарисовка «Танец с платками»)

(слайд №18)

Ведущие: Вот и закончился наш праздник, но не заканчивается песня.
Пойте, слушайте, любите русскую песню!

(слайд №19), (ансамбль песни и пляски «Калинка-малинка»)

(слайд №20. Спасибо за внимание)

Охват проекта: Проект охватывает более 700 участников, в реализации задействованы учителя, учащиеся, родители, техническая группа сопровождения мероприятия, администрация лицея. Проект предусматривает слушательскую аудиторию дошкольного, начального и среднего звена.

Достигнутые результаты: Проект предусматривает массовое музыкальное развитие школьников. Реализуется потребность в самовыражении учащихся, повышается творческая активность, развиваются музыкальные способности, формируются навыки сценического и певческого искусства, результаты проекта направлены на развитие музыкальной и общей культуры учащихся.