Организация деятельности школьного медиацентра: проектная технология в детской журналистике

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: проектная деятельность, детская журналистика


Детская журналистика и развитие школьного издательского дела сегодня является одним из популярных и приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей, внеурочной деятельности школы, программ воспитательной работы (социально-педагогической /социокультурной направленности). Обучающиеся кружка «Школьный медиацентр» МОУ Култаевская СОШ принимают участие в школьных, районных, краевых и всероссийских мероприятиях и конкурсах и имеют достаточно высокие результаты:

  • 2011-2012 - районный конкурс «Прыткопишущее перо»,конкурс индивидуального мастерства – участие.
  • 2012-2013 - районный конкурс «Прыткопишущее перо», 3-4 место (номинация ГРАН-ПРИ), 2-3 место за редакцию газеты, конкурс индивидуального мастерства – Тетерина Д, 1 место. Олимпиада ПГНИУ по журналистике «Юные таланты», 2 участника. Журналисты газеты вошли в состав районной «Олимпийской сборной» (Черных О., Тляшева О.,Попова В., Бессонова К.)
  • 2013-2014 районный конкурс «Прыткопишущее перо», Диплом Лучшая концепция издания (получили награду – Сертификат на приобретение оргтехники), конкурс индивидуального мастерства – Полежаева В., 1 место. Краевой конкурс начинающих журналистов «Взлетная полоса», Диплом за 1 место. Участие в Межрегиональном форуме молодежных СМИ «Точка отрыва-2013, Всероссийский конкурс «Проба пера», проводимый факультетом журналистики СПбГУ, участие.
  • 2014-2015 районный конкурс «Прыткопишущее перо», Газета заняла - 1 место (подарок – цветной принтер), в номинации индивидуальное мастерство - 3 место (Абраамян Э). Участие во Всероссийском конкурсе школьных изданий «ШКОЛИЗДАТ»: пресс-лайн - 3 место. Сотрудничество с городской газетой «Перемена» - участие в мастер классах, написание статей о нашей школе, участие в выставке «Образование и карьера» со стендовыми докладами по фотомастерству и  информационным жанрам. Участие в краевом конкурсе начинающих журналистов «Взлетная полоса», Сертификаты участников.

Такая активная жизненная позиция журналистов нашей школы позволяет обеспечить освещение наиболее актуальных событий, происходящих в классах, школе и наполнить издание интересными журналистскими материалами.

В начале 2011-12 учебного года передо мной встала задача организовать кружок журналистики для разработки и реализации общешкольного медиапроекта – школьная газета. Хотелось наполнить нашу школьную жизнь чем - то новым. Появились и активисты из числа старшеклассников, которые тоже загорелись этой идеей – создание своего СМИ. Эту задачу удалось решить в рекордно короткие сроки, во многом благодаря использованию проектной технологии в детской журналистике. Метод проектов всегда ориентирован на:

  • Самостоятельную деятельность учащихся;
  • Решение какой-либо проблемы;
  • Осязаемость результатов выполняемых проектов, то есть на получение конкретных результатов, готовых к внедрению.

Взяв все это во внимание, мы с активом журналистов приступили к реализации проекта – созданию школьной газеты. Итак, проект у нас подразумевался как

  • групповой (в составе нашего кружка ежегодно от 12 до 15 человек);
  • надпредметный (верстая газету, ребята научаются основам журналистики: находить информационные поводы, писать мини сочинения, вести интервью и т.д);
  • долгострочный (за один учебный год мы обязательно выпускаем 4 выпуска газеты, таким образом, за 4 года вышло уже 16 номеров, в 2015-16 учебном году готовится к выходу уже второй номер «Наше время» №18 (2);
  • по характеру – внутришкольный.

На подготовительном этапе мы с журналистами разработали концепцию, придумали название газеты. Единогласно сошлись на мнении, что «Наше время» - название актуальное для всех участников образовательного процесса. Провели анкетирование среди учащихся и узнали, что бы они хотели видеть в газете, о чем читать. Таким образом, появились постоянные рубрики: «О главном», «Школьные новости», «А у вас что произошло?», «Нам пишут», «Родительская страница» и другие. Далее нужно было распределить роли в редакции. Работа над первым выпуском подсказала, что у нас должен быть фотокорреспондент, журналисты, которые будут собирать материал для газеты из классов, описывать общешкольные мероприятия и события, верстальщик. Конечно, за эти 4 года состав менялся, т.к. уходили выпускники, но вновь пришедшие ребята находили для себя занятие по душе. Честно говоря, каждый из них попробовал себя во всех ролях, и чаще ребята предпочитают работать сообща: вместе идут на мероприятие и фотографируют, затем вместе сочиняют текст и все дружно верстают номер.

Этап реализации предполагает выпуск школьной газеты один раз в четверть. На этом этапе мы собираем материал, редактируем его, верстаем номер. После этого нужно распечатать тираж (поверьте, это не всегда легко, иногда подводит техника, но мы ни разу не задержали выход свежего номера) и, наконец, самое приятное - распространить. Не секрет, что иногда мы сталкиваемся с небольшими проблемами. В ходе работы над номером возникали ситуации нехватки материалов для текущего номера. Эту проблему мы решили таким образом: во-первых, предложили в классах выбрать журналистов, которые бы освещали новости классов. Во-вторых, расписали классы по месяцам (ориентир, когда класс обязательно подает материал в газету), но можно подавать материал и в любой другой месяц, в-третьих, на оперативке учителей и классных часах напоминаем об этих сроках, объявляем о конкурсах, которые организуем в рамках газеты, презентуем свежий её выпуск.

На завершающем этапе осуществляется обратная связь с читателями, участие в творческих конкурсах и всестороннее продвижение издания. Мы выходим в классы, обсуждаем статьи с ребятами. На вахте в этом году мы поставили наш «фирменный почтовый ящик», куда ребята, родители и учителя могут опускать свои пожелания, поздравления, смешные истории с уроков и т.д. Мы всегда рады любым предложениям.

Этап рефлексии включает обсуждение читательских замечаний и предложений, мозговые штурмы по развитию издания. Когда мы собираемся на очередное заседание нашего кружка, мы обязательно обсуждаем то, что у нас получилось, и какие недостатки «проявились» в номере. Помогает в этом еще и школа журналистики, которую посещают ребята в рамках профильного районного лагеря. Из лагеря они приезжают с новыми идеями, подкованными во многих вопросах.

Успех любого проекта во многом зависит от слаженности работы и творческой атмосферы в коллективе его участников. Поэтому особое внимание, как руководитель кружка, уделяю формированию детского коллектива объединения «Медиацентр», в котором поддерживаются детские проектные инициативы, самоуправление и имиджевые мероприятия «Прыткопишущее перо», «Волна успеха», Конкурсы фотографий «Вот и лето прошло…». Вдохновением для нас являются встречи с интересными людьми, журналистами (во время мастер классов), участие в районных сборах в лагере.

Подводя черту, хочется сказать, что итогом нашего проекта является следующее: с сентября 2011года было издано 17 выпусков школьной газеты. Тираж газеты 40 экземпляров, которые мы доставляем в каждый класс, несколько номеров находятся на вахте для родителей, один экземпляр – в школьной библиотеке. Все номера имеются на сайте школы: http://59207s007.edusite.ru/p201aa1.html в электронной версии, так же мы завели электронный почтовый ящик для писем, пожеланий и проведения конкурсов vremya-nashe@mail.ru, создали страницу в Вконтакте http://vk.com/our_time_kultaevo.

Основными показателями результативности работы по организации деятельности школьного медиацентра являются:

  • с 2015-2016 уч.года ежемесячный выпуск газеты (ранее раз в четверть) и читательский интерес к ней в школьном сообществе учащихся, педагогов и родителей;
  • сформированный творческий детский коллектив;
  • продвижение в сети;
  • достижения в конкурсах различного уровня;
  • профессиональное самоопределение учащихся (выбор профиля, профессии, учебного заведения. Например, наша выпускница, журналист школьной газеты К.Бессонова учится на 3 курсе ПГНИУ факультета журналистики).

Исходя из имеющегося на сегодняшний день опыта и поставленных перед нами задач, мы выделяем для себя следующие перспективы развития данного направления работы:

  • Проект «Школьное радио»;
  • Сотрудничество с другими образовательными учреждениями Пермского района (может быть и г.Перми) в данном направлении;
  • Организация и проведение форума школьной прессы.

Пишите нам, мы будем очень рады сотрудничеству с другими школьными изданиями, можем провести мастер классы и поделиться своим опытом.

Приложение