Экологическое образование на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 1

Ключевые слова: Букварь


«Букварь». Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Одним из актуальных вопросов современности является взаимодействие человека с природой. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы необходима системная и целенаправленная работа в данном направлении. Я считаю, что  начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в глубокие убеждения.

Цель работы: изучение экологического потенциала «Букваря» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.

Задачи работы:

  • Определить направления экологического образования.
  • Подобрать материал и разработать фрагменты уроков по [1], направленные на формирование системы знаний по экологии.
  • Содействовать тому, чтобы экологические  знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний.

Я выработала следующие направления экологического образования по [1]:

- Формирование у детей элементарных представлений о природе, о взаимосвязи растений, живых организмов с окружающей средой.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.

- Определение основных правил и норм поведения в природе.

Приведу примеры моей работы по данным направлениям в период «Обучения грамоте» по [1].

Формирование у учащихся первого класса элементарных представлений о природе начала с самых первых уроков.

[1:стр.4] Тема: «Календарь и календарные праздники» провела беседу о временах года по рисункам с использованием приёма сравнения. Знакомство с летними месяцами происходило в [1: стр.79] с использованием стихов В. Берестова.

С целью формирования представлений о взаимосвязи растений, животных организмов с окружающей средой на уроке по теме: «Кто помогает человеку в саду и огороде?» я провела игру «Экологический светофор».

Этапы работы:

  1. Распределение животных на полезных и вредных. (с последующим обсуждением)
  2. Распределение сюжетных картинок на 2 группы: овощи и фрукты.
  3. Установление взаимосвязи растений, животных организмов с окружающей средой.

Формирование представлений о взаимосвязи растений и животных организмов происходило и при работе с рисунком «Природа вокруг нас» [1:стр.8.] На уроке я использовала приём - творческий рассказ.

При знакомстве с буквой з  [1:стр. 116] также  формировались представления о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой на примере текста «Зимние картины». На уроке использовался приём - словесное рисование.

А на уроке «Буква я. Звуки буквы я» [1:стр. 120], на примере текста  «Украшение сада» рассматривали связь животных с осенней природой.
На уроке я использовала приёмы комментированного чтения, приём фиксации (подчёркивание слов, выражений, которые помогли представить осенний сад)

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы начинается с первых дней обучения ребёнка в школе и проходит сквозной линией на страницах [1].

Очень благодатный материал при работе в данном направлении — сказки В.Хмельницкого: «Сообразительный паучок» [1:стр.39], «Странная тропинка» [1:стр.55], «Дымок» [1:стр. 93]

и сказки Г. Цыферова: «Про чудака-лягушонка» [1:стр.77], «Как цыплёнок рисовал» [1: стр.99], «Спор» [1:стр.109], «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» [1:стр. 154]

произведения: Е.Чарушина «Почему Тюпу назвали Тюпой» [1:стр.57], Г.Скребицкого «Сорока» [1:стр.61], Л.Толстова «Белка и волк» [1:стр.65], В.Берестова «Злое утро» [1:стр. 89], Н.Сладкова «Лесная хатка» [1:стр.45] «Бегающие кусты» [1:стр 145]

На уроках использовала следующие приёмы:

  • приём имитации (движений, звуков, предметов и явлений природы)
  • использование народных примет, пословиц, поговорок, загадок
  • ребусы, кроссворды
  • творческие рассказы
  • приём фиксации (зарисовки в тетради, раскрашивание)
  • составление диафильмов и т.д.

Определение основных правил и норм поведения в природе происходит на уроке «Гласные буквы» [1:стр.24] в ходе работы по картинке, на уроке «Наши занятия» [1:стр. 28] определяются правила сбора природного материала, правила поведения в природе.

Изучение экологического потенциала [1] показало, что в нём имеются большие возможности для формирования у первоклассников экологического сознания.

Список литературы

1. Букварь. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, «Баласс», 2013.

2. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь». Методические рекомендации для учителя. О.В.Пронина, «Баласс», 2013.