Формирование языковой личности младшего школьника на примере использования технологии развития критического мышления

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, технология развития критического мышления, Чтение с остановками, Думательные шляпы


«Родной язык так сросся с личностью каждого,
что учить оному значит вместе с тем и развивать
духовные способности учащихся».
Ф.И.Буслаев

В условиях современной жизни возрастает роль языка, как средства накопления, хранения, переработки и передачи информации. Одновременно с этим возрастает роль личностного фактора в обществе. Поэтому владение языком рассматривается как важнейший компонент личности. Что же такое языковая личность?

Основы исследования языковой личности заложены в трудах В.Гумбольдта,  Г.Гердера, В.В.Виноградова, Ю.Н.Караулова, М.М.Бахтина.

В.В.Виноградов шёл от анализа языка писателя к пониманию языковой личности, осознавая, что за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка.

М.М.Бахтин к пониманию языковой личности пришел, исследуя идеи диалога культур. Учёный заявил о «языковой индивидуальности ученика», формировании индивидуального лица говорящего и пишущего человека», умеющего создавать и удерживать в письменной речи свою живую индивидуальную интонацию.

Современный учёный Ю.Н.Караулов в своей книге «Русский язык и языковая личность» даёт такое определение языковой личности: «Языковая личность – вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этнический и др. компоненты, преломленные через её язык.»

В лингводидактическом представлении языковая личность имеет две особенности: во-первых, это понимание языковой личности как способность пользоваться языком – родовое свойство человека. Во-вторых, языковая личность есть национальная личность, следовательно, тесно связанная с национальной литературой и языком, продуктами национального духа.

Умение выразить своё чувство, мысль в слове, навык выразительного чтения, проявление эмоциональности к слову, понимание авторского замысла в художественном произведении, словарный запас и т.д. – всё это составляющие компоненты языковой личности.

Начальная школа ставит перед собой следующие задачи в направлении формирования языковой личности:

1) формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста (разносторонняя мотивация и умение учиться, самостоятельность мышления);

2) формирование и совершенствование навыков сознательного, выразительного, беглого чтения, грамотного письма, развитой связной речи;

3) развитие языкового чутья, эстетического вкуса, внимания и интереса учащихся к чтению книг;

4) изучение начального курса грамматики: осознание учениками системности и функциональности явлений языка;

5) усвоение языка как средства общения, умения работать с текстом;

6) уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире посредством уроков;

7) воспитание культуры речи, речевого этикета в общении

Как же выполнить эти задачи в условиях ФГОС НОО, где приоритетным направлением считается системно – деятельностный подход? Как сделать процесс формирования языковой личности увлекательным и ёмким в плане содержания? В этом мне помогает технология критического мышления. В основе этой технологии лежат принципы сотрудничества. Главным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется - активизацией умственной деятельности, что соответствует концепции развития образования «Наша новая школа», идее развивающего обучения, идее личностного подхода, идее сотрудничества, идее социального взаимодействия, через который происходит социализация мышления, становление личности. В технологии критического мышления тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. А не это ли развитие языковой личности ученика?

Рассмотрим конкретные приёмы технологии критического мышления, которые способствуют развитию языковой личности.

«Инсёрт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Способствует развитию осознанного чтения, а также, по моему наблюдению, способствует запоминанию изучаемого материала. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Например, урок литературного чтения на тему «Устное народное творчество». Детям на этапе изучения нового материала для прочтения и анализа предлагается текст «Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а устно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор. На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами. Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей. Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым. В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок, потешек, песенок, былин, загадок». После прочтения дети самостоятельно анализируют текст при помощи специальных знаков:

  • «V» — я это знаю;
  • «+» — это новая информация для меня;
  • «–» — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
  • «?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

После самостоятельной работы следует коллективное обсуждение проделанной работы.

Для формирования навыка выразительного чтения приём «Инсёрт» так же очень эффективен, для этой цели были введены другие условные знаки:

  • «/» - маленькая пауза,
  • «//» - большая пауза,
  • ↑ голос громче
  • ↓ голос тише,
  • «_» подчёркиваем слово, которое надо выделить голосом.

Для развития языкового чутья, эстетического вкуса, внимания и интереса учащихся к чтению книг или научному тексту применяем приём «Синквейна» и «Диаманты».

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Словарь.
Орфографический, незаменимый.
Подскажет, проверит, подтвердит.
Умейте пользоваться словарем!
Помощник.
Гласные.
Безударные, непроверяемые.
Сомневаться, помнить, искать.
Помни или обращайся к словарю!
Правописание.

Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

Схема построения

  • строчка 1: тема (существительное)
  • строчка 2: определение (2 прилагательных)
  • строчка 3: действие (3 причастия или глагола)
  • строчка 4: ассоциации (4 существительных)
  • строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
  • строчка 6: определение (2 прилагательных)
  • строчка 7: тема (существительное).

Например, часто использую приём «Диаманты» на уроке окружающего мира, таким образом закрепляем изученную тему и развиваем языковые способности.

Вода.
Солёная. Пресная.
Испаряется. Замерзает. Течёт.
Без цвета. Без запаха. Без формы. Жизнь.
Растворяет. Питает. Разрушает.
Бесценная. Страшная.
Водоёмы.

«Рафт» - сочинение рассказа от какого – либо лица. Например, на уроке окружающего мира по теме «Планеты солнечной системы» дети получили задание составить небольшой рассказ о том, что они узнали на уроке. Но рассказ должен быть не от  имени ученика, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера. Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их. Или задание на уроке литературного чтения при изучении русской народной сказки «Самое дорогое»: Написать письмо от лица Старика и Старухи из сказки «Самое дорогое» Старику и Старухе из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Часто на уроках применяю приём «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. Данный приём позволяет привлечь внимание детей к изучаемому и активизировать языковые навыки детей для получения ответа на поставленный вопрос.

Например:

- Когда появились первые печатные книги на Руси?

- Каковы отличительные особенности волшебной сказки?

- Что такое олицетворение? эпитет? сравнение? метафора? гипербола?

- Как вы понимаете термин "однородные члены предложения?

- Как образуются слова?

- Как правильно написать безударное окончание в имени прилагательном?

- Как составить узор, симметричный данному?

Рассмотрим ещё один приём «Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Например, при изучении темы "Глагол"  получилось вот такое исследование по теме:

  • Г - главный член предложения
  • Л - легко изменяется по родам
  • А - а так же по числам
  • Г - говорить, глядеть, гладить - неопределенная форма
  • О - очень часто - сказуемое
  • Л - лучше не пытаться определить падеж

На уроках литературного чтения и окружающего мира эффективно «Чтение с остановками». Приём помогает прорабатывать материал детально, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение.

При анализе художественного произведения поможет оживить урок приём «Думательные шляпы». Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Рассмотрим данный приём на примере русской народной сказки«Про Ленивую и Радивую». Ученикам предлагается рассказать о главных героях сказки.

  • Белая — приводя примеры из сказки объяснить, почему главные герои имеют такие имена Ленивая и Радивая.
  • Жёлтая — рассказать только про положительные качества героев, причём надо найти их даже у девочки, которую звали Ленивая.
  • Черная — рассказать  про отрицательные  качества героев. Подумать, какими отрицательными чертами наделена Радивая (слишком податливая, не умеет постоять за себя и т.д.)
  • Красная — рассказать про внутренние ощущения Ленивой и Радивой, когда они попали к Зелёному старику.
  • Зеленая — придумать другое окончание сказки, так, чтобы оно было хорошим для Радивой и Ленивой.
  • Синяя — дать оценку поступков всех героев (Радивой, Ленивой, Зелёного старика)

Ещё один приём, позволяющий «прочувствовать» читаемый текст «Двухчастный дневник» В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

«Эссе», «Кластеры», «Тонкие и толстые вопросы», «Дерево предсказаний», «Корзина идей» и т.д. Всё это приёмы технологии критического мышления, позволяющие решить много разных задач на уроке, в том числе и развитие языковой личности ученика.

Я.А.Каменский говорил «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробудить в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». На мой взгляд, технология Критического мышления, как никакая другая, помогает ученику образовываться творчески, критически подходить к образовательному процессу и находить решение нестандартных задач, при всём этом, ведя за собой развитие учащегося как языковой личности. Используя вышеуказанные приёмы, делаю выводы:

  • Работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно - насыщенного текста;
  • Есть возможность повторения, усвоения материала;
  • Усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • Появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • Обостряется любознательность, наблюдательность;
  • Дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • Развивается устная и письменная речь.

Список используемой литературы

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – Л.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
  2. Шаталова О. В. Синтаксическая характеристика языковой личности: Монография. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С, Пушкина, 2012. – 200 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/orfograficheskaya-zorkost-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-nachalnykh-kl
  2. https://urok.1sept.ru/articles/553373/
  3. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1341
  4. http://www.myshared.ru/slide/188815/
  5. http:// rudocs.exdat.com/docs/index-23171.html
  6. http://www.youtube.com/watch?v=FlbGrCgInl4
  7. http://yandex.ru/images