Роль инновационных технологий в образовательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизируется. Об этом как раз и шла речь в одном из выпусков телепередачи «Утро», где обсуждались темы «Инновации в школьном образовании» и «Реформы системы школьного образования в  России». Вот тезисы, которые можно определить из обсуждения:

  • глобальный вопрос: Каковы задачи школы? и Каким требованиям она должна отвечать в современном мире?
  • дети управляются с компьютером лучше старшего поколения;
  • учителя поспевают за технологиями, а школы нет;
  • в России всего 3% передовых школ, которые работают по развивающим образовательным системам;
  • слышим об инновациях, а существенных изменений в школе нет.

Возникает вопрос: что подразумевается под инновациями, если исключить развивающие образовательные системы?

Инновация – это всегда нововведение. Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, электронный дневник, электронный журнал успеваемости и др. Модификации стандартных педагогических приёмов и методов с целью повышения успеваемости обучающихся в усвоении определённого материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.

Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. Какие же педагогические инновационные технологии в условиях реализации требований ФГОС в образовании сегодня наиболее актуальны?

  • Информационно-коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс-технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Каждый из нас использует многие перечисленные технологии в своей педагогической практике. То есть можно сказать, что инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.

Стоит отметить положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе:

  • это новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности (взять хотя бы, например, вид формулировки учебной задачи на уроке);
  • дают возможность педагогу разнообразить дидактику урока, это позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика (учёные отмечают, что современные дети с компьютерным мышлением, основанным на играх, и привлечь их внимание можно только яркими объектами, образами и звуками);
  • создают более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимают напряжение при общении с учителем;
  • новый человеческий контакт, когда учитель понимает мир ребёнка и живёт с ним в одном пространстве;
  • пробуждают мотивацию у обучающихся к познавательной деятельности;
  • играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем, так как они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение;
  • для ученика открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ;
  • учат обучающегося самостоятельному поиску информацию, изучать и получать знания в новом виде;
  • расширяют границы работы с одарёнными детьми, мотивируют на участие в новом формате предметной и метапредметной олимпиады;
  • способствуют успешной социализации детей с ОВЗ;
  • создают условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии;
  • стимулируют и привлекают педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры;
  • позволяют вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне;
  • помогают учителю в самообразовании, повышении педагогического мастерства и распространении своего опыта работы.

Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.

Закончить своё выступление хочется словами американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Источники информации

  1. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7959-innovacii-v-obrazovanii-vidy-innovacij-v-obrazovanii.html (статья «Педагогические инновации в образовании»)
  2. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/4230-innovatsionnye-tekhnologii-v-sovremennom-obrazovanii.html (статья «Инновационные технологии в современном образовании»)
  3.  http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html#innovazii_2 (статья «Инновационные педагогические технологии в образовании»