Современное законодательство в области образования и культуры

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Выполнил:
Евтушенко В.А.

Проверил:
к.п.н., Сидорова С.Н.

Введение

Нормативно-правовые отношения в сфере образования и культуры регулируются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. Нужно сказать, что в постсоветской  России существовало несколько законов, касающихся образования, но они  были разработаны без учёта развития рыночных отношений и передовых технологий. Иногда эти законодательные документы в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ  максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования и гармонично взаимосвязан с положениями Конституции

1. Что понимается под образованием в Законе об образовании?

Согласно ст.2 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Кроме этого, в Законе дается определение понятию «общее образование» - вид образования,  направленный на освоение основных знаний, умений и навыков необходимых для жизни человека в обществе;

  • «профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение знаний, умений и навыков позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
  • «дополнительное образование» - вид образования, направленный на удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании.

2. На каких принципах основывается государственная политика в области образования?

Государственная политика в области образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

3. Какие существуют в РФ формы получения образования?

Согласно ст.17, п. 1 ФЗ- 273 «Об образовании РФ», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и в форме семейного образования и самообразования с последующей аттестацией (согласно ст34, п3 Федерального закона № 273-ФЗ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Аттестация может быть как промежуточной так и итоговой. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность возможно в очной, очно-заочной или заочной форме. Вид обучения выбирается с учетом потребностей возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника. Кроме того, допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

4. Опишите систему дополнительного образования в России

В систему дополнительного образования России входит:

1) дополнительного образование детей и взрослых;

2) дополнительное профессиональное образование.

Согласно ст.75 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Что адаптировать детей к жизни в обществе, профессионально их ориентировать, и выявлять детей с выдающимися способностями. Дополнительные общеобразовательные программы для детей учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) и к ним допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

5. Какие образовательные программы реализуются в области искусств?

Образовательные программы в области искусств направлены на эстетическое воспитание граждан и подготовку творческих и педагогических работников в области искусства. Согласно ст.83 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» в области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. (Данные программы разработаны для лиц, обладающих творческими способностями);

3) образовательные программы среднего профессионального образования;

4) образовательные программы высшего образования.

6. На что направлены образовательные программы в области искусств и на каких принципах базируются?

Образовательные программы в области искусств направлены на эстетическое воспитание граждан и  подготовку  квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусства.

Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Образовательные программы в области искусств направлены на эстетическое воспитание граждан и подготовку творческих и педагогических работников в области искусства. Согласно ст.83 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»

7. Какие реализуются программы в области искусств для выявления одаренных детей

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств. Приобретение опыта творческой деятельности и осуществления  подготовки детей к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в детских школах искусств по видам искусств и в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, которые направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

8. На каком основании происходит прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программа в области искусств?

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора. Такой отбор проводится с целью выявления необходимых творческих способностей и физических данных, позволяющих обучаться по соответствующей образовательной программе. Порядок приема устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, и согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Заключение

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования при реализации права на образование. Закон обеспечивает государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и определяет создание условий для реализации права на образование. В нем систематизируются ключевые нормы различных отраслей законодательства, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в частности и всего образовательного процесса в целом.

Литература

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».