Организации самообразования учителей физики

Разделы: Физика


Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Учитель 21 века – это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.

Основными критериями самообразования учителя являются:

  • эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
  • творческий рост учителя,
  • внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
С психологической точки зрения учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием, поскольку специфика учительского труда такова, что педагоги:

  • находятся в положении людей, задача которых сообщать истину, которую они нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами, сложившимися за десять и более лет до момента её сообщения;
  • имеют ограниченные по сравнению с учениками временные возможности для получения информации;
  • имеют сравнительно ограниченный круг общения со своими сверстниками и нередко ограниченное профессиональными интересами содержание общения.

В результате нередко картина мира, имеющаяся у учителя, может не соответствовать изменившимся реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с картиной мира, воспринимаемой его учениками.

Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития по определенной теме.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы (ее актуальность)
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Это могут быть:

  • повышение качества преподавания предмета ;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
  • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

В концепции о «модернизации школьного процесса обучения» чётко выделена задача школы на современном этапе – помочь ученику как личности адаптироваться в окружающем мире. Современное состояние обучения требует поиска новых путей, новых педагогических технологий. Одним из таких новых подходов является интерактивный режим обучения.

Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Суть этого обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Каждый из них вносит свой особенный личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, методами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность, Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

1. Цель: изучение и применение в практике работы интерактивных форм и методов обучения

2. Задачи

1) Изучить интерактивные технологии обучения учащихся.
2) совершенствование методического мастерства учителя ;
3) обеспечение формирования и развития УУД действий учащихся в условиях перехода на новый ФГОС.
4) включение интерактивных форм и методов обучения в практику работы;

3. Ожидаемые результаты

1)повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по физике,
2) развитие познавательного интереса учащихся к физике ( более активное и результативное участие в олимпиадах и конкурсах),
3) разработка комплекса уроков с использованием интерактивных технологий обучения,
4) проведение районного семинара по данной проблеме.

4. Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки
реализации

Профессиональное

  1. Изучить интерактивные технологии обучения
  2. Знакомиться с опытом работы учителей по применению интерактивных технологий через предметные издания и Интернет.
  3. Повышать квалификацию на курсах для учителей физики.
  4. Успешно пройти аттестацию
  5. Разработать рабочие программы по своим предметам
  1. 2016-2017
  2. 2016-2018
  3. 2018
  4. 2020
  5. 2016

Психолого-педагогические

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 постоянно

Методическое

  1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике
  2. Знакомиться с интерактивными формами, методами и приёмами обучения.
  3. Принимать активное участие в работе районного МО учителей физики.
  4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  5. Изучать опыт работы лучших учителей страны.
  6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  7. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района
  8. Выступать с докладами на заседаниях районного МО учителей физики
  9. Провести районный семинар.
  1. постоянно
  2. постоянно
  3. ежегодно
  4. постоянно
  5. ежегодно
  6. постоянно
  7. по плану работы
  8. постоянно
  9. 2019-2020

 

Информационные

  1. Сбор и анализ в Интернете информации по физике, педагогике и психологии.
  2. Вступить в сетевые сообщества учителей http://pedsovet.su/load/27; http://www.openclass.ru/weblinks/25358; http://www.ucmet.ru.
  1. регулярно
  2. 2019

 

5. Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Диагностика уровня готовности педагога к развитию .
Определение темы, постановка целей и задач

2016-2017

Заполнение Анкеты "Выявление способности учителя к саморазвитию" Изучение методической литературы

Прогностический

Выборка теоретического материала; формирование основы будущей работы

2016-2017

Выступление на школьном семинаре

Практический

Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации, апробирование на практике выбранных методов. Корректировка работы.

2018-2019

Выступление на МО

Обобщающий

Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал. Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде методической работы, подготовка к публикации.

2019-2020

Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»
Аттестация.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

С 2020

1. Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
2. Провести районный семинар учителей физики.