Программа кружка "Практическая география". 9-й класс

Разделы: География, Дополнительное образование

Класс: 9


Направленность программы: естественнонаучная.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 14-15 лет.

Срок реализации программы: 9 месяцев.

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у воспитанников пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность обучающихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных обучающихся. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности обучающихся.

Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.

В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.

Цель курса: формирование знаний и представлений об истории создания географических карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи

Задачи:

  • формирование интереса школьников к изучению географии,
  • формирование у них широких представлений о географической картине мира;
  • сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах;
  • развитие географического мышления;
  • формирование  картографической грамотности и географической культуры;
  • развитие творческих способностей, исследовательской активности обучающихсяв при работе с различными источниками географической информации, при использовании приборов и др.
  • расширение знаний обучающихся по знанию географической карты, умению её читать;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность при выполнении блока самостоятельных заданий по данному курсу.

Новизна и отличительные особенности программы.

При создании программы мной были изучены 4 авторские программы по географии (см. список литературы).

Новизна данной программы заключается в том, что практические навыки отрабатываются в доступной для обучающихся форме, что позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал.

Возраст обучающихся по программе: 14-15 лет (обучающиеся 8-9 класса).

Срок реализации программы: 9 месяцев.

Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе 1 час в неделю.

Формы и методы работы: научные, проблемные, мотивация на успех, реализация возможностей через аналитическую и поисковую работу. На занятиях  также будет применены элементы игровой технологии, в основном, при закреплении полученных навыков и умений. Средства обучения: учебные карты, план местности, глобусы, атласы для 6-11 классов.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

В результате выполнения программы предусматривается активизация инициативы и творчества обучающихся, повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает в целом повышение интереса воспитанников к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.

Обучающиеся должны знать:

  • проекции топографических карт, номенклатуру, условные знаки.
  • способы отображения на картах объектов и явлений - особенности изображения рельефа.
  • соотношение понятий «план» и «карта»;

Должны уметь:

  • определять координаты и местоположения объектов на топографических и географических картах; - определять расстояния между объектами.
  • ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, читать топографические карты, знать условные знаки.
  • составлять планы местности.
  • читать тематические карты, знать основные способы изображения.
  • использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека;
  • давать на основе различных картографических источников характеристику того или иного участка местности, региона, страны и т.д.
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и содержание итоговых занятий:

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков ,практических работ, тестирование.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Текущий контроль: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение.

Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.

Формы контроля знаний:

  • устный опрос;
  • письменная работа;
  • тестовый;
  • практическая работа.

Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с воспитанником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.).

Письменный контроль: написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем, рисунков при необходимости.

Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал обучающимися; результаты быстро обрабатываются, охват обучающихся 100 %.

Практическая работа: позволяет проверить не только умения обучающихся применять знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами, картами, схемами и другими источниками информации.

Критерии оценки учебных результатов программы:

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от 3 до 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

  • Низкий уровень знаний (от 3 до 5 баллов)
  • Средний уровень знаний (от 6 до 8 баллов)
  • Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов)

Критерии оценивания устных ответов обучающихся.

Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Средний уровень: если при правильном ответе воспитанник не способен самостоятельно и полно обосновать его.

Низкий уровень: если обучающийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ, показать объекты на карте.

Критерии оценивания практических умений обучающихся

Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.

Высокий уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.

Средний уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата Использованы указанные педагогом источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Низкий уровень: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью педагога или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Способы фиксации учебных результатов программы: Результаты проверки фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя.

Методы выявления результатов воспитания:

К основным методам относятся педагогическое наблюдение за обучающимися, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (устные, анкетные и др.), анализ творческих работ, создание ситуаций для изучения поведения у воспитанников (например - игра). Во время игры педагог может увидеть, как воспитанники способны доброжелательно относиться друг к другу, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. При работе в группе педагог обращает внимание на взаимоотношения обучающихся между собой и анализирует ответственность и значимость каждого при выполнении  определённого задания.

Методы выявления результатов развития:

К основным методам относятся: анализ результатов участия обучающихся в конференциях, защите проектов, активности обучающихся на занятиях. Выполнение воспитанниками различных творческих работ (мини – проектов) позволяет  педагогу сделать  вывод как дети овладели составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Для выявления уровня самостоятельной познавательной активности использую методы наблюдения, индивидуальную беседу с обучающимися, анкетирование.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • творческие задания;
  • мультимедийные презентации;
  • публичные выступления;
  • отчеты, доклады.

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Т.Б.

1

1

 

 

2

Введение

4

4

 

3

Картография как наука

1

1

устный опрос

4

История картографии

1

1

 

 

5

Виды изображения земной поверхности

1

1

 

тестирование

 

Топографическая карта

3

2

1

 

6

Основные свойства топографической карты

1

1

 

устный опрос

7

Многолистовые карты

1

1

 

таблица

8

Оформление топографической карты.

1

 

1

проверка карты

 

Практические работы по топографической карте

7

2

5

 

9

Измерение расстояний по карте

1

 

1

проверка таблицы

10

Измерение площадей по карте

1

 

1

проверка тетради

11

Чтение рельефа по топографической карте

1

1

 

устный опрос

12

Построение профиля по топографической карте

1

 

1

проверка профиля в тетради

13

Определение координат по топографической карте

1

 

1

таблица

14

Чтение топографической карты

1

 

1

устный опрос

15

Тренировочные задания тестовой формы

1

1

 

тестирование

 

Географическая карта - модель земной поверхности.

11

5

6

 

16

Общая характеристика географических карт

1

1

 

проверка схемы

17

Классификация карт

1

1

 

проверка таблицы

18

Почему карту называют моделью земной поверхности

1

1

 

устный опрос

19

Как создаются карты

1

1

 

устный опрос

20

Картографические проекции

1

 

1

проверка карты

21

Приемы самостоятельной работы с картой

1

 

1

проверка таблицы

22

Масштаб. Виды масштаба

1

1

 

тестирование

23

Ориентирование. Азимут. Горизонтали

1

 

1

проверка карты

24

Градусная сетка. Меридианы и параллели

1

 

1

проверка таблицы

25

Определение географических координат

1

 

1

проверка карты

26

Определение расстояний по карте

1

 

1

таблица

 

Географическая карта как источник знаний

10

8

3

 

27

Тематические карты. Чтение карт

1

 

1

устный опрос

28

Картографическая топонимика

1

1

 

устный опрос

29

Космическая картография

1

1

 

презентация

30

Вид Земли из космоса

1

1

 

устный опрос

31

Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков

1

1

 

 

32

Характеристика отдельных регионов по картам

1

 

1

проверка таблицы

33

Развитие картографии в 21 веке

1

1

 

устный опрос

34

Занимательная картография. Дюжина необычных карт

1

1

 

презентация

35

Виртуальное путешествие по географической карте мира

1

1

 

презентация

36

Итоговое занятие

1

 

1

тестирование

 

Итоговое количество часов

36

21

15

 

Занятия проводятся с 1 .09.19г. по 31.05.20 г

Содержание программы

Тема 1. Введение. Картография как наука. (4 ч.)

Теория: Знакомство с целями и задачами кружка «Практическая география».

Картография как наука, ее формы. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Карты первобытных людей. Античная картография. Карты Древнего Рима; карты средневековья, карты эпохи великих географических открытий.

Связь картографии с другими естественными и общественными науками. Значение картографии в современном обществе. Примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека. Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

Тема 2. Топографическая карта (3 ч.)

Теория. Основные свойства топографической карты система топографических условных знаков. Многолистовые карты. Оформление топографической карты.

Практика. Чтение рельефа. Берг штрихи.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. (7 ч.)

Практика. Измерение расстояний на карте. Измерение площадей по карте. Чтение рельефа по топографической карте. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте. Чтение топографической карты.

Тема 4. Географическая карта-модель земной поверхности. (11 ч.)

Теория. Общая характеристика географических карт. Классификация карт: по масштабу, по охвату территории, по содержанию. Карта-модель земной поверхности. Чем карта отличается от глобуса. Как создаются карты. Картографические проекции: азимутальная, коническая, поликоническая, цилиндрическая. Масштаб. Виды масштаба. Азимут. Ориентирование. Градусная сетка. Меридианы и параллели. Условные знаки. Правила работы при глазомерной съемке. Нивелир.

Практика. Определение сторон горизонта по карте .Определение географических координат. Определение расстояний по карте. Приемы использования условных знаков карты. Определение высот с помощью шкалы высот и глубин. Преобразование масштаба.

Тема 5. Географическая карта – как источник знаний. (10  ч.)

Теория. Способы картографирования. Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, знаков движения. Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину, динамику и другие характеристики объектов и явлений. Анализ карт школьных и других атласов по способам изображения. Выбор способов изображения при составлении карт. Подписи на картах. Виды подписей. Собственные названия на картах. Картографическая топонимика. Виды карт. Общегеографические и тематические карты. Тематические карты природы и социально-экономические карты. Объекты и явления, отображаемые на них. Вид Земли из космоса. Развитие картографии в 21 веке.

Практика. Характеристика отдельных районов по тематическим картам. Работа с электронными картами «Живая география». Описание местности по аэрофотоснимкам

Материально-техническое обеспечение

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, энциклопедиями), профилями, диаграммами, рисунками, схемами, приборами. Освоение курса картографии и топографии предполагает самое широкое использование школьных и школьно-краеведческих справочных карт и атласов.

Информационные средства:

1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса географии.

Технические средства обучения:

1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.

Список литературы

1. Л.В.Яськина. Программа «Занимательная картография»// География и экология-2015 г. №6 стр.17-19.

2. Н.Г.Чигарева. Программа « Познание мира по картам». 2014 год. Сайт учителя географии: nsportal.ru.

3. И.В.Чернова. Программа «Практическая география»// География и экология-2013 г.№9 стр.33-36.

4. В.В.Зимина. Программа «Основы картографии».//География и экология-2015 г.№11 стр.40-42.

Список литературы для педагога

1. Н.В.Андреев.Основы топографии и картографии. М.: Просвещение, 2000.

2. И.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова.Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Издательство «Учитель», 2013.

3. И.Е.Михайлов. Литературная география в школе. М.: «ВАКО», 2014.

4. К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии. Книга для учителя. М. Издательство «Первое сентября», 2000.

5. Г.П.Аксакалова.Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 2010.

Список литературы для обучающихся

1. Е.Н.Селищев. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке. Издательство Академия развития, 2001.

2. С.И.Ивченко. Занимательно о географии. Смоленск «Русич», 2001.

3. А.М.Куприн.Занимательная картография. М.: Просвещение, 2003.

4. И.А.Кугут. Интерактивные дидактические материалы 9 класс. Москва «Планета», 2012.

Интернет-сайты

1. http //school-collection.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. www.school 2100.ru. Образовательная система «Школа 2100».

3. http://standart.edu.ru. Приоритетный национальный проект «Образование».

4. http://www.it-n.ru. Сайт «Сеть творческих учителей».

5. http://nsportal.ru. Социальная сеть работников.