Разработка содержания урока по теме "Животные в музыке. Карнавал животных К.Сен-Санс"

Разделы: Музыка

Класс: 2

Ключевые слова: музыка, Камиль Сен-Санс , сюита «Карнавал животных»


Базовый учебник: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, «Музыка». 2 класс.

Педагогическая цель

  • ознакомление с произведениями Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»;
  • формирование и закрепление навыков анализа музыкального произведения;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • выявление и осознания межпредметных связей в искусстве (Музыка, ИЗО, Литература, Движение)

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных произведений.

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества и инициативное сотрудничество.
  • Участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД:

  • Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки;
  • Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;

Метапредметные результаты:

  • Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки;
  • Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
  • Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки,

Предметные результаты:

  • Знать и понимать роль межпредметные связи в различных искусствах, познакомиться с понятием тембр.
  • Уметь: выражать свое отношение к музыке в речевых высказываниях, при сопоставлении музыкальных примеров, в музыкально-творческой деятельности.
  • Научиться анализировать характер музыки;
  • Развивать художественный вкус и интерес к разнообразному музыкальному материалу.

Познавательные:

  • Передавать настроение музыки в музыкально-ритмических движениях.
  • Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке, тембрах и характерах.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления.

Научно-методическое обеспечение:

  • Учебник «Музыка» 2 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Москва «Просвещение» 2018;
  • Рабочие программы ФГОС «Музыка 1-4 классы» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Москва «Просвещение» 2019.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, карточки для работы в парах, аудио-видео материалы.

Методы:

  • деятельностный подход,
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод размышлений о музыке.
  • объяснительно-иллюстративный;
  • наглядно-слуховой;
  • словесный.

Виды деятельности учащихся:

  • Музыкально-ритмическое движение
  • Коллективная работа
  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах
  • Фронтальная
  • Слушание
  • Рисование-творческая деятельность
  • Отгадывание загадок
  • Чтение стихов

Основные понятия: тембр, карнавал

Ход урока

Организационный этап

Учитель: Сегодня у нас необычный урок и много гостей, а гости – это всегда счастье для хозяев. Кто же к нам пришел?

Мотивация учебной деятельности учащихся:

(Дети выходят в масках животных и читают стихи о персонажах – осле, черепахе, слоне. На доске появляются картинки этих героев)

Учитель: А некоторые гости подготовили о себе загадки.

Проверка домашнего задания

Дети:

1. Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок, кто же это? (петушок)

2. Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу, а потом снесу яичко, ребятишек угощу. (курица)

3. Не хожу и не летаю, а попробуй догони, я бываю золотая, ну-ка в сказку загляни. (рыба)

4. Уж очень вид у них чудной, у папы – локоны волной, а мама ходит стриженой, на что она обижена? (лев и львица)

(На доске появляются картинки новых персонажей)

Постановка цели и задач урока:

Учитель: Кто к нам пришел в гости?

Дети: животные.

Учитель: наши гости в масках. Как называется праздник, на который приходят в масках?

Дети: карнавал.

Учитель: О чем же мы будем говорить на уроке, если наши гости животные из карнавала?

Дети: Слушать музыку, танцевать, петь.

Учитель: Композитор Камиль Сен-Санс написал сюиту «Карнавал животных».

Выявление знаний

Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

(На доске открывается раздел с карточками: упрямство, медлительность, высокомерие, молчаливость, заносчивость, неповоротливость. Дети совместно с учителем комментируют свое понимание предложенных качеств и распределяют качества между животными)

  • Осел – упрямство
  • Черепаха – медлительность
  • Лев – высокомерие
  • Рыба – молчаливость
  • Петух – заносчивость
  • Слон – неповоротливость

Учитель: А люди могут обладать этими качествами? Композитор Сен – Санс высмеивает отрицательные качества характера людей своей музыкой.

(На столы выдаются раздаточные карточки. Дети называют персонажи.)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель: Перед вами изображения животных, которых композитор изобразил своей музыкой. Работать будем в парах. Послушайте музыку и выберете персонаж, который подходит под характер музыки. Карточку поднимите. Потом проверим ваши предположения по видео варианту.
(дети слушают аудио вариант пьес «Лебедь, «Слон», «Курицы, петухи», «Золотые рыбки», «Лев», потом смотрят видео фрагмент из сюиты, проверяя свой ответ)

Видео: https://ok.ru/video/870002921921

Учитель: А теперь мы превратимся в этих животных и изобразим их в движениях.

(Физкультминутка: У жирафа пятна, пятнышки везде)

Видео: https://yandex.ru/video/preview?filmId=10045156615614001865&text=
%D1%83%20%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%
20%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%8
F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2
%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%
D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=
1572944720906255-1450044258081508855200102-sas1-5977&redircnt=1572944723.1

Учитель: Композитор изобразил животных муз. Красками, а мы раскрасим их картинками разными цветами карандашей. Окраска звука в музыке называется словом тембр.

(На доску – карточка тембр. Дети раскрашивают 1 или несколько карточек, которые заберут с собой)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обобщение и систематизация знаний

Учитель: О чем мы говорили? (о животных в музыке)

Композитор Сен-Санс нарисовал средствами музыкальных тембров таких разных животных и выразил характеры так точно, что мы их сразу узнали. А благодаря живописи, литературе, муз-ритмическим движениям, прочувствовали эти характеры еще глубже.

Ребята, как отличную оценку своей работе заберите картинки, которые вы раскрасили.

Информация о домашнем задании: Дома вспомните песни про животных и нарисуйте к ним картинки.