Дифференцированный подход в обучении информатики в девятых классах как важнейший фактор в обучении через применение информационных технологий

Разделы: Информатика

Класс: 9

Ключевые слова: информатика


Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

Анализ значения дифференциации обучения необходимо начать с анализа самого понятия "дифференциации обучения". Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Под дифференцированным обучением понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференцированное обучения учитывала потребности всех школьников - не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом.

Для рассмотрения особенностей реализации дифференцированного подхода, прежде всего, необходимо изучить методы и средства обучения. В общенаучном понимании метод обозначает способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Средства дифференцированного подхода:

  • разноуровневое изложение материала (вначале упрощенное изложение, затем усложненное);
  • по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
  • по образцу, показанному педагогом или ребенком;
  • с комментированным управлением способом выполнения задания;
  • в паре; группе;
  • полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения; · методы контроля и самоконтроля.
  • метод проектов.

При организации дифференцированного обучения учитель сталкивается с проблемой подбора и конструирования дифференцированных заданий:

1. Задания составляются из двух частей. Первая часть является обязательной, а другая дополнительная. По объему выполнения работы можно сделать выводы об уровне обученности школьников.

2. Задания предлагаются учениками в нескольких вариантах разной сложности. Этот способ организации дифференцированного обучения усложняется тем, что ученики не всегда могут правильно оценить свои силы и выбрать определенно по своим учебным возможностям вариант выполнения изделия.

Также к методам и средствам дифференцированного подхода можно отнести разноуровневое изложение материала, индивидуальные карточки с заданиями разной сложности, образцы, парная и групповая работа, полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения, контроль, самоконтроль, проекты. Дифференцированное обучение – это специально организованная учебнопознавательная деятельность (субъект – субъектное взаимоотношение), которая, учитывая возрастные, индивидуальные особенности ученика, его социальный опыт и стартовое состояние, направлено на оптимальное физическое, духовное и психическое развитие учащихся, усвоение необходимых знаний и практических действий. Успешное осуществление дифференцированного обучения возможно при условиях, когда учитель: умеет предвидеть трудности, которые могут возникнуть у ребенка во время освоения материала; учитывает общую готовность учеников к дальнейшей деятельности, то есть уровень сформированных знаний, способность самостоятельно работать; использует в системе дифференцированные задания индивидуального и группового характера; проводит перспективный анализ: для чего планируется задание, почему их нужно использовать на этом этапе урока, как продолжить работу на следующих урок.

Ценность дифференцированного обучения состоит в том, что я могу организовать работу по формированию ключевых компетенций:

  • предметных (усвоение темы);
  • метапредметных (умений находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, отбирать его из большого количества информации);
  • информационно-коммуникативных технологий (использование компьютера, интернета);
  • коммуникативных компетенций (умение работать в группе на общий результат, умение слушать и понимать других, взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми);
  • жизненных навыков, необходимых учащимся в реальной жизни вне школы (самостоятельное осуществление разных видов работы; осознанность цели работы и ответственность за результат).

Дифференциация обучения предусматривает:

а) обеспечение потребностей и возможностей учеников при изучении конкретного предмета,

б) реализации принципа соответствия уровня знаний, умений и навыков требованиям высших учебных заведений,

в)четкую градацию уровней сложности учебного материала,

г) диагностирование уровня знаний и готовности к усвоению новой темы.

Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:

  • во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
  • во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
  • в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых, дидактическим потенциалом информационных технологий, привнесенных в учебный процесс информатикой, во-вторых, широкими меж предметными связями этой учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения информатике (средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека), которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Именно поэтому информатика находится сейчас в первом ряду школьных учебных предметов, содержание которых уже достаточно широко дифференцировано в практике обучения во многих.

Литература

    • Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. –1999. №8. – с.61.
    • Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного обучения. – Челябинск, 1995.
    • Педагогический энциклопедический словарь. - М. Просвещение, 1998.
    • https://vkr.pspu.ru/uploads/3962/Mihaleva_vkr.pdf
    • https://infourok.ru/vozmozhnosti_organizacii_differencirovannogo_podhoda_k_obucheniyu_informatiki_v_usloviyah-441617.htm
    • http://www.agpi.itech.ru/institut/kaf/kaf_inf/elibfol/kozyreva/MPI/lekcii/l02.htm.
    • https://kopilkaurokov.ru/informatika/prochee/diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-informatikie.