Художественная литература как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


План

1. Актуальность проблемы

2. Роль художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста:
- познавательная;
- воспитательная;
- коммуникативная;
- эстетическая.

3. Жанры художественной литературы и их значение в развитии и коррекции речи детей с общим недоразвитием речи:
- малые фольклорные формы;
- сказки, стихи;
- произведения о природе и животных.

4. Формы и методы работы по ознакомлению с художественной литературой в коррекционной работе с детьми с ОНР.

5. Новые технологии в коррекционно-педагогической работе по ознакомлению с художественной литературой.

6. Значение и содержание книжного уголка в детском саду.

7. Совместная работа детского сада и семьи по литературному воспитанию детей.

8. Итоги и выводы по данной теме.

9. Приложение - конспект игры занятия «Путешествие по народным сказкам».

10. Библиография.

 Чтение, общение с художественной литературой – это способ стать не только более информированным, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души.

Проблема приобщения детей к книге и чтению в последнее время очень остра. У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той умственной работы, которые естественны при чтении хорошей книги. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. Нет контакта со взрослым, старшим или даже сверстником. Виртуальное общение приводит к замкнутости. В обществе, когда вокруг огромное количество людей и кипит жизнь, вырастают одинокие люди. Это проблема, которую чаще всего стараются не замечать и даже поощрять, т.к. взрослым легче при таких отношениях, они освобождаются от вечных «почему?»

Художественная литература вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Прочитанное учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать. Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок – слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания. От того как сложится у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.

Актуальность проблемы очевидна, поэтому важно начинать воспитывать любовь к художественной литературе с дошкольного возраста.

Задача детского сада – заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства». Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.

Литература наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. Язык и слово дают возможность глубже и шире охватывать явления действительности, художественно познавая их. Для слова нет ограничений.
Исследователи проблем литературы (Ю.Б.Борев, Г.И.Беленький, Г.Л.Абрамович, Л.И.Тимофеев и др.) традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.

 Значение познавательной роли очевидна, т.к. в любом художественном произведении описывается реальная действительность. Русская литература для детей всегда стремилась удовлетворить жажду познания ребенка, его интерес ко всем сторонам жизни. Ребенку понятны поступки и действия героев, их отношения и поведение в зависимости от ситуации. В процессе чтения он познает окружающий мир: красоту и разнообразие природы, явления общественной жизни и видит место человека в этом мире. Ребенок учится представлять картины, которые описывает автор. С возрастом восприятие становится таким, что дети уже слышат как чирикает воробей, мяукает кошка или чувствуют запах слив вместе с Ваней из рассказа Л. Толстого «Косточка».

 Велико воспитательное значение художественной литературы.

В.Г.Белинский утверждал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело: им решается участь человека».
Автор, описывая какие – либо события, показывает отношения героев между собой, их поступки и характеры. Ребенок сопереживает одним, осуждает поступки других, к некоторым персонажам у него возникает неприязнь, т.к. не все герои бывают положительны. Задача взрослого помочь ребенку разобраться в описываемой ситуации и направить его мысли на то, чтобы воспитывались положительные чувства и эмоции. Важно после чтения правильно сформулировать вопросы к детям. На произведениях детских писателей воспитывается любовь и уважение к старшим, чувство взаимопомощи к младшим и товарищам, закладываются основы патриотизма и гражданственности.

Эстетическая направленность художественной литературы заключается в том, что она учит ребенка видеть красивое вокруг себя. Вот красивая лужайка с прекрасными цветами по которой идет Красная шапочка, а вот удивительный замок, который «построил» Кот в сапогах для своего хозяина и т.д. Видеть и понимать прекрасное в литературе помогают художники иллюстраторы, с которыми тоже нужно знакомить детей дошкольного возраста. Яркие картинки в самых ранних книжках, когда ребенок начинает ими интересоваться, уже воспитывают творческое воображение и эстетический вкус.

Детей старшего дошкольного возраста начинают знакомить с жанрами художественной литературы. Необходимо учить понимать специфические особенности языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, потешки, считалки).

Особое значение имеет развитие словесного творчества в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием. Данная проблема включает в себя три направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция, громкость произношения), это во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.

В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период жизни поразительны. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества.

 В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Пословицы, поговорки, потешки – все это дети охотно повторяют и заучивают. Особое удовольствие детям доставляет произнесение и заучивание скороговорок. Для детей с речевыми отклонениями скороговорки являются прекрасной гимнастикой. В процессе работы с малыми фольклорными формами решаются важные коррекционно – образовательные задачи:

  • формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики;
  • коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков.

 Сказка – благотворный источник для всестороннего развития личности ребенка. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Дети рано знакомятся со сказками и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ними по этой теме, знают их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых произведениях, дать знания о происхождении этого жанра.

На начальном этапе знакомства со сказкой целесообразно рассказать как они рождались, как передавались из уст в уста, от старшего к младшему. Важно научить детей различать авторские сказки от народных. Когда дети узнают кого называли сказителями, сами захотят пересказывать и сочинять сказки, а это очень важно для развития речи, а особенно для детей с общим недоразвитием. Здесь у воспитателя большая возможность работы с детьми со словом, звуком, построением предложения, пересказом и творческим фантазированием.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Дети с трудом пересказывают даже знакомые сказки. Воспитателю приходится задавать наводящие вопросы. Связность изложения нарушается, отмечаются пропуски частей текста сказки, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств, ошибки в построении фраз. Многие сказки дают возможность для формирования словообразования, например: лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, рукавичка, морозко (употребление слов в уменьшительно – ласкательном значении). Усвоение притяжательных прилагательных (волчий, заячий, лисий) как в сказке «Хвосты». Хорошо усваивается и закрепляется материал в игровой форме, например подбор антонимов в игре «Наоборот»:

  • заяц (какой?) – трусливый
  • богатырь (какой?) – храбрый, смелый
  • баба Яга (какая?) – злая
  • Фея (какая?) – добрая

Согласование множественных числительных с существительными – «Один – много»: семеро козлят, три медведя, два жадных медвежонка, три поросенка и т.д.

В работе со сказкой хорошо использовать драматизацию, придумывание собственных сказок, различные виды театров, викторины, издание сборников «Наши любимые сказки».

 Стихи широко включаются в круг детского чтения. Эта традиция берет свое начало из 19 века, когда лучшие поэтические произведения – стихи В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева и других поэтов вошли в золотой фонд детской литературы. Поэтическое воспитание детей, начинающееся рано, с первых колыбельных песенок, со стихов с незатейливым содержанием, ведет ребенка к восприятию серьезной высокой поэзии.

При заучивании стихов у ребенка отрабатывается дикция, правильное произношение, выразительность речи, эмоциональные чувства. Стихотворение близко опыту малыша, соответствует уровню его сознания и в то же время пробуждает целый мир непривычных чувств и мыслей. Ребенок должен проникнуть в эмоциональный мир стихотворения, пережить и понять радость, грусть, удивление, огорчение – все то, что заложено в стихотворении.

 Произведения о природе, о растениях, о животных – природоведческий жанр широко представлен в нашей детской литературе. Они учат детей внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое. Без произведений Г.Скребицкого, Н.Сладкова, В.Пришвина невозможно представить себе библиотеку современного ребенка. На рассказах этих авторов дети познают мир живой природы, который нас окружает.
Ребенка – дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому в полном объеме необходимо использовать все обучающие и воспитывающие возможности произведений природоведческого характера.

К выбору форм и методов работы педагогам нужно подходить очень серьезно и творчески, т.к. приобщение детей к художественной литературе процесс сложный и ответственный.

Традиционные формы работы над художественным произведением используются давно и успешно. К таким формам относятся: чтение художественного произведения, беседа по содержанию, пересказ, пересказ в лицах, драматизация, заучивание стихотворений.

Распространенный прием работы воспитателя с художественным произведением – речевой образец. Образец воспитателя должен быть доступен для повторения и подражания и преподнесен детям подчеркнуто, четко, громко, неторопливо, что особенно важно в коррекционной работе.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий, используется при заучивании стихотворений.

В работе с детьми с ОНР, у которых наряду с речью, плохо развито внимание, образное мышление, воображение лучше работу строить в игровой форме. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировки или других видов театрально – игровой деятельности: режиссерской игры, импровизации, фантазирования, пантомимических этюдов, ритмических упражнений, музыкальных зарисовок, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знаний по литературному произведению. Стимулом для рассказывания и сочинения сказок может стать игровая ситуация: дети – «сказители» получают необходимые атрибуты - сарафан, шаль, очки и др. Главное – вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке.

Особую роль в работе с детьми с нарушениями речи играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Педагоги все чаще подходят творчески к работе над литературным произведением, используя такие формы как литературные викторины, путешествия, вечера сказок и вечера, посвященные творчеству какого – либо писателя, часы досугов, праздники, разгадывание кроссвордов, ребусов, показ спектаклей для младших детей. Детям с нарушением произношения разнообразие форм и методов помогает лучше и быстрее освоить все стороны разговорной и диалогической речи.

Интегрированные занятия дают возможность связать работу над речью с другими разделами программы: музыкой, художественным творчеством, когда дети выражают свои чувства, впечатления от сказки, рассказа или стихотворения в рисунке, аппликации или поделке.

Универсальным методом закрепления знаний и умений в д/с являются дидактические, развивающие, творческие и сожетно – ролевые игры. В игре дети могут самостоятельно смоделировать ситуацию, о которой они узнали из прочитанного, показать свои творческие возможности.

Новые технологии дают возможность интеграции в работе над художественным произведением.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

В программе по сказкотерапии развитие личности ребенка и речи осуществляется по следующим направлениям: активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связная речь. Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представленная программа по сказкотерапии О.А.Шороховой представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника.

Здоровьесберегающие технологии позволяют детям снять напряжение, усталость, что естественно для детей речевых групп.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Выделяют следующие основные этапы:

1. Целеполагание проекта – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов проекта.

Уголок книги в детском саду

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к чтению, к художественной литературе играет уголок книги.

Что такое уголок книги? Это особое. Специально выделенное и оформленное место в общей развивающей среде групповой комнаты, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно полистать ее, рассмотреть картинки, «перечитать» ее. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а сам лично ощущает ее и может еще раз проникнуть в замысел автора и пережить с героями события и приключения.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и интересам детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить творчество, но главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагать ребенка к общению с книгой.

На книжную витрину или полку для старших дошкольников можно помещать одновременно 10–12 разных книг. В уголке книги помещают, как правило, издания уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Учитывая особый, постоянный интерес дошкольников к сказкам, обязательно нужно поместить 2–3 сказочных произведения.

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке постоянно должны быть стихи и рассказы, знакомящие детей с историей нашей страны, ее сегодняшней жизнью, с людьми, которые прославили нашу Родину.

Ребенка – дошкольника нужно знакомить с природой, ее таинствами, помещая в книжный уголок литературу о животных, растениях, краеведческих исследованиях.

На витрине уголка книги должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Особое удовольствие получают дети от рассматривания смешных картинок в юмористических книгах. Это создает радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Маршака, М.Зощенко, В.Драгунского, Э.Успенского и многих других авторов должны постоянно менять друг друга. Хорошо помещать в уголок книги красочно иллюстрированные энциклопедии ,которые можно читать длительное время.

Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, интересы.

Родители играют немало важную роль в приобщении ребенка к чтению, воспитании любви к художественной литературе в частности.

Для того, чтобы литература могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, т.е. должна быть художественной и познавательной по содержанию и форме.

Воспитатели должны помочь родителям понять важность воспитания интереса к чтению у детей с раннего возраста. С родителями коррекционных групп особенно важно вести всеобуч по проблеме детского чтения, т.к. художественная литература помогает развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, строить предложения, пересказывать прочитанное, что несомненно поможет ребенку при подготовке и обучении в школе.

Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение с ребенком в домашних условиях. Рубрики могут быть разного характера, например: «Личная библиотека ребенка», «Новинки детской литературы», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Хорошо действуют на родителей индивидуальные консультации и беседы на конкретные темы, важные непосредственно для этой семьи. Рекомендовать, как провести выходной день, посетить выставку, библиотеку, что посмотреть с ребенком по телевизору.

Когда родители посещают занятия и видят, как организована работа по литературным произведениям – это поможет им в занятиях с ребенком дома. Тогда они смогут правильно построить беседу по содержанию прочитанного, учить выразительному чтению стихотворения, пересказывать сказку, передавая характер героев. Родители должны обязательно обращать внимание на произношение ребенка и выполнять рекомендации воспитателей по автоматизации звуков.

Очень полезны совместные с родителями досуги, праздники, викторины на литературные темы. Когда присутствует мама, ребенку хочется как можно лучше показать свои умения и навыки, он постарается быть хорошим «артистом». Темы таких вечеров могут быть разнообразными: «Сказка ложь, да в ней намек…», «Путешествие по сказкам», «Литературная викторина», «Знаешь ли ты произведения А.С.Пушкина?» и т.д.

Для домашнего чтения с детьми обязательно должны быть рекомендованы произведения о природе для накопления у ребенка практических знаний и опыта общения с природой, формирование у него активной позиции по отношению к ней. В домашней библиотеке дошкольника должны быть книги таких классиков знатоков природы, как В.Бианки, Е.Чарушин, М.Пришвин и др. Родителям не стоит забывать и о чтении произведений показывающих отношения между людьми, которые воспитывают нравственные качества ребенка. Такие художественные произведения нужно рекомендовать обязательно анализировать, чтобы ребенок мог разобраться в сложных человеческих отношениях и сделать для себя вывод.

Возможности педагогов и родителей огромны по воспитанию грамотных читателей, и они могут подойти к этой работе творчески, в соответствии со своими интересами и склонностями и интересами своих детей.

Подводя итоги выше изложенного, важно отметить, что педагоги к работе по ознакомлению с художественной литературой детей с речевой патологией должны подходить интегрированно и творчески, используя новые технологии, современные методы и приемы. Всю работу по воспитанию будущих грамотных читателей и ценителей художественной литературы проводить совместно с родителями.

Основы любви к книге, к чтению закладываются в раннем дошкольном детстве, поэтому нужно и педагогам и родителям постараться не пропустить тот момент, когда ребенок начинает понимать, что чтение книги – один из основных способов познания, тогда тяга к чтению художественной литературы не растеряется в современном информационном мире.

Приложение-занятие

Цель занятия: расширять и пополнять знания детей о народных сказках, русском фольклоре. Развивать связную речь, логическое мышление и пополнять словарный запас детей. Воспитывать любовь к народным сказкам, желание слушать их.

Ход занятия

- Звучит р.н.м. «Я на горку шла». Дети слушают.

Воспитатель:

Слетелись птицы с моря, садились на заборе
Пели птицы, сказывали птицы
Песни да сказки, были да небылицы.
Одну я переняла, да вам принесла.

- Дети, вы любите сказки?

В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.

- Дети, если сказки написал народ, это какие сказки? (народные)

Вы знаете, что на свете живут разные народы. Если сказку написал белорусский народ, то это…(белорусская сказка)

- Украинский народ…

- Английский народ…

- Немецкий народ…

- Русский народ…

Какие русские сказки вы знаете?

В сказке может все случится, наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится, скажем гостю: «Заходи!»

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер. Из-за ширмы появляется воспитатель с куклой на руке. Узнали, ребята, это Аленушка. Из какой сказки она к нам пришла?

- Аленушка, а где твой братец Иванушка?

Аленушка: Я потому к вам и пришла, помогите мне его найти, он опять куда – то потерялся. В моей корзинке задания, которые надо выполнить и Иванушка найдется.

- Дети, поможем Аленушке?

- Ты, Аленушка, посиди, на ребяток посмотри, а они постараются выполнить все твои задания (сажает куклу на стул)

1 задание. Игра «Узнай сказку по двум словам»

- Тянут – потянут…
- Высоко сижу…
- Яблонька, спрячь нас…
- Как выскочу…
- Выгляни в окошко…
- Я мышка – норушка…
- Я от дедушки ушел…

- Дети, давайте покажем как колобок ушел от дедушки и бабушки.

Массаж ладошек массажным мячом со словами:

Я от дедушки ушел… по одной ладошке
Я от бабушки ушел… по другой ладошке
И от зайца ушел… катают по кругу одной ладони
И от волка ушел… так же по другой
От медведя ушел… ладони держат вертикально
Хотел и от лисы уйти, а она его ам и съела… (убирают мяч)

2 задание. Игра «Перепутаница» - все перепутала

Дети, надо сказать в какой сказке живут герои. Давайте распутаем и правильно назовем героев сказок.

  • Мышка – сестричка лисичка - попрыгушка
    Лягушка - норушка волчок - косолапый
    Зайчк – серый бочок медведь – побегайчик
    Сивка – ряба Курочка – бурка
    Змей – бессмертный Кощей - горыныч

3 задание. «Отгадай героя»

- Дети, а в этом задании нужно изобразить героев сказок, которые мы распутали. Показать их движения, мимику, жесты.
Лисичка – сестричка, зайчик – побегайчик, мышка – норушка, лягушка – попрыгушка, медведь – косолапый (воспитатель говорит на ушко ребенку кого он должен показать, а дети отгадывают).

4 задание. «Составь предложение»

- Нужно составить предложение с предлогами «в», «на», «под».

На доске картинки с изображением животных и схема составления предложений (дети составляют предложения, сидя за столами и соревнуются по рядам). Подводится итог задания.

5 задание. Игра «Бросайка»

Дети стоят в кругу. Ребенок бросает кубик, на котором нарисованы предметы из какой – либо сказки, отгадывает, находит картинку – ответ.

На кубике: репка, короб, ведра, рукавичка, рыбка, избушка, дверь.

Сюрпризный момент

Входят Лиса и Волк. Инсценировка «Серый волк в густом лесу».

Аленушка спрашивает у Лисы и Волка не видели ли они ее братца Иванушку.

Шутки-прибаутки, бежит время минутками.

А Иванушки все нет. Где искать? Кто даст ответ?

- Ну вот, Аленушка, выполнили последнее задание, корзина пуста. Сейчас наверное и найдется твой братец Иванушка.(находят Иванушку)

Аленушка: Мы Иванушку искали, с ног все посбивалися,

А он вовсе не пропал, он на ярмарке гулял.

Песня «Где был Иванушка» + шумовой оркестр

Дети прощаются с Аленушкой и Иванушкой.

Все загадки отгадали, много сказок мы узнали
Ведь без сказок жить нельзя
Правда ли, мои друзья?

Воспитатель подводит итог занятия.

Библиография

1. Вачков И.В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку» М – 2001.

2. Гурович Л.М., Логинова В.И. «Ребенок и книга» - Акцидент С-П. 1996.

3. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи». М – Линка Пресс. 2003.

4. Дунаева Н.О. «О значении художественной литературы в формировании личности ребенка», журнал Д.в - 2007 г., №6 стр.35-40.

5. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». М – Школьная пресса, 2004.

6. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей».

7. Куликовская Н.А. «Увлечь книгой» - Д.В. – 2007 г. №5.

8. Тихомирова И.М. «Школа развивающего чтения».

9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» М - Сфера – 1998.