Ранняя помощь детям: вовремя выявить и начать реабилитацию

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, психомоторное развитие , квалифицированная помощь , педагогическое воздействие , отставание в развитии


У детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть нарушены различные «линии развития» – познавательное, социальное, речевое и физическое развитие. Это крайне неоднородная группа детей. При этом могут отмечаться многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем. Очень важно следить за темпом психомоторного развития ребенка. Для своевременного обнаружения отставания в развитии следует сравнивать достижения малыша с возрастными нормативами. Психомоторное развитие детей, которые родились с проблемами здоровья, может не соответствовать указанным в календаре показателям. Не следует очень сильно паниковать. Выявленные проблемы в развитии часто могут быть устранены с помощью своевременного создания специальных развивающих условий среды, применения особых методов и приемов воспитания. Важно вовремя обратиться за помощью к педиатру, неврологу, врачу лечебной физкультуры, а также специальному педагогу.

При наблюдении за темпом общего развития ребенка необходимо помнить, что своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от целого ряда факторов:

  • общего состояния здоровья малыша; полноценного систематического эмоционального общения взрослого с ребенком;
  • наличия развивающих условий предметно-пространственной среды;
  • соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту, и индивидуальным особенностям здоровья и психики ребенка;
  • продуманной организации детской активности в период бодрствования.

Не все дети имеют одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии развития формируются быстрее, а достижения в других могут запаздывать. Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному применению средств педагогического воздействия для активизации темпа психического развития. При отсутствии положительной динамики в общем развитии ребенка в течение месяца показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и специального педагога. С их помощью обнаруживается причина отставания, определяются пути восстановления здоровья и темпа психомоторного развития. Специальный педагог (дефектолог) в процессе психолого-педагогической диагностики определит структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка (по основным «линиям развития»). Он выявит уровень актуального развития, его соответствие паспортному возрасту ребенка, а также потенциальные возможности развития.

Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии:

  • ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»);
  • остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;
  • трудности приспособления к рукам матери;
  • задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;
  • не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;
  • имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);
  • не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;
  • не откликается на обращение близких взрослых.

При наличии вышеперечисленных особенностей социально-эмоционального развития у детей необходимо обратиться к педиатру, неврологу, специальному педагогу, психологу.

Признаки отставания в развитии зрительного восприятия:

  • ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;
  • не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;
  • не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев);
  • поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);
  • не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;
  • у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок.

При наличии вышеперечисленных особенностей формирования зрительных ориентировочных реакций и зрительного восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, офтальмологу, тифлопедагогу.

Признаки отставания в развитии слухового восприятия:

  • у ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на неожиданный резкий громкий звук;
  • не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;
  • не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);
  • одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери;
  • не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрослого (после 6 месяцев);
  • ребенок не понимает обращенную к нему речь: не находит по слову близких предметы, не выполняет простые действия (после 9–10 месяцев).

При наличии вышеперечисленных особенностей формирования слуховых ориентировочных реакций и слухового восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, отоларингологу, сурдопедагогу.

Признаки отставания в двигательном развитии:

  • ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову
  • непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);
  • не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;
  • имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);
  • не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев;
  • не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев;
  • не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам;
  • не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;
  • не может удержать игрушку и выполнить простые манипуляции с ней (после 5 месяцев);
  • совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9–10 месяцев).

При наличии данных особенностей в двигательном развитии у детей необходимо обратиться к неврологу, врачу и инструктору лечебной физкультуры, ортопеду, специальному педагогу, логопеду.

Признаки отставания в познавательном развитии:

  • ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;
  • в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются бедными, маловыразительными;
  • «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время;
  • не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования;
  • не различает близких и чужих людей;
  • отсутствует потребность во взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;
  • нет потребности самостоятельного изучения, окружающего;
  • действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).

При наличии вышеперечисленных особенностей познавательного развития у детей необходимо обратиться к неврологу, специальному педагогу (дефектологу), психологу.

Признаки отставания в доречевом развитии:

  • у ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни); отсутствуют голосовые реакции или они бедные,
  • однообразные; звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;
  • ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;
  • отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность; гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках; наблюдаются бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам);
  • лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);
  • не появляется или низкая подражательная голосовая активность;
  • ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соотнесенно) и звукоподражаний (к году).

При наличии данных особенностей в доречевом и раннем речевом развитии детей необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Если у ребенка выявляются проблемы в состоянии здоровья и развитии, у родителей возникает множество вопросов, на которые они зачастую не могут самостоятельно найти ответ – чем, как и где заниматься, учить, воспитывать? Родители таких детей могут обратиться за помощью и поддержкой к квалифицированным специалистам.

Специальные педагоги, логопеды, психологи являются квалифицированными специалистами системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Эти специалисты обязательно окажут родителям необходимую помощь и поддержку в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Многим родителям кажется, что их ребенок слишком мал и консультации этих специалистов ему не нужны. Они ошибаются! Младенческий и ранний возраст ребенка не является препятствием для получения квалифицированной помощи этих специалистов и откладывания сроков начала обучения и воспитания на более позднее время. Наоборот, первые годы жизни являются самыми благоприятными для развития познавательного и речевого потенциала малыша. Именно на начальном этапе развития необходимо предоставить ребенку возможность получить самую лучшую современную психолого-педагогическую помощь. Индивидуально подобранная система обучения и воспитания позволит предупредить появление значительных отклонений в психоречевом развитии ребенка.

Список литературы

1. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие: метод. пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Разенкова Ю.А. Мама + папа = я. Ребенок от рождения до года: кн. для родителей. М.: Школьная Пресса, 2007.

3. Стребелева Е.А., Мишина Г. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей. М.: Парадигма, 2015.

4. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г.Приходько, О.В.Югова. М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015.

5. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития /под общ. ред. Ю.А.Разенковой. М.: Школьная пресса, 2012.