Урок русского языка по теме "Время глагола". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам».

Задачи:

  • обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
  • развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
  • воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
  • коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, речь.

Формируемые УУД.

  • Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
  • Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
  • Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для самостоятельной работы

Ход урока

1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сели тихо, не шумите,
На меня все посмотрите.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу.
Удачи желаю всем вам. (Слайд 1)

2. Чистописание

А сейчас тетрадь открыли
И как надо положили.
Сядьте прямо, не кривитесь.
За работу все возьмитесь. (Слайд 2)

 Начнем работу с чистописания
К нам буквы просятся уже.
В тетрадочках мы все пропишем
Соединенья с буквой «г». (Элементы соединения - гл)

3. Словарная работа

А теперь вспомним некоторые словарные слова.

Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишете с комментированием в тетради.

1)

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета) (Слайд 3)

2)

Инструмент в руках у нас,
В огороде — высший класс
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать? (Лопата)

3)

Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею… (Автомобиль)


4)

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)

5)

Лежит меж грядок –
Зелен и сладок… (Огурец)

6)

Все ступеньки собрались,
Вверх под крышу поднялись. (Лестница)

- А теперь прочитайте первые буквы наших словарных слов, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол) (Слайд 4)

4. Повторение о глаголе

- А что же такое глагол?

- Как могут изменяться глаголы?

- Что такое неопределённая форма глагола?

- Какую роль глагол выполняет в предложении?

 - Для чего нужны глаголы? Что будет, если убрать их из нашей речи? Что получится?

(Глагол – это одна из двух частей речи, без которой невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.)

5. Беседа о времени

У меня для вас ещё одна загадка:

Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.

- О чем я говорю? (Это время) (Слайд 5)

- Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

- Знаете ли вы пословицы со словом время?

  •  Делу время, потехе – час.
  • Время – не птица, за хвост не поймаешь.
  • Не время сидеть сложа руки.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.
  • Всему своё время.

- А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ? (Слайд 6)

(У глаголов есть время)

- Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какова тема урока? (Время глагола)

- Сегодня вспомним, какие времена бывают у глаголов. Но сначала…

6. Развитие речи

- Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (Слайд 7)

 - Какие приметы весны вы видите?

- Составьте предложения по картинке, используя глаголы.

- Я тоже составила несколько предложений. Давайте запишем их под диктовку.

Запись:

Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.

Найти и подчеркнуть основу предложения.

Определим время глаголов:

- Назовите глагол в первом предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

На доске карточка: П.в. Что делал? Что делали?

- Назовите глагол во втором предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

На доске: Н.в. Что делает? Что делают?

- Назовите глагол в третьем предложении.

- На какой вопрос он отвечает?

- Какое действие по времени он обозначает?

На доске: Б.в. Что сделает ? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?

Вывод: Как же мы сможем определить время глагола? ( по вопросу и смыслу)

7. Работа по учебнику

Упр. 146 стр. 71.

- Откройте учебники и найдите упражнение № 146.

- Прочитайте стихотворение.

- О каком времени года говорится? Какие слова на это указывают?

- Прочитайте еще раз стихотворение и найдите в нем глаголы.

Самостоятельная работа

- Выпишем глаголы с комментированием и укажем их время.

8. Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

+ для глаз (Слайд 8)

9. Работа в парах

Игра «Глаголы заблудились»

- А теперь работаем в парах.

Прочитайте слова на синей стороне листочка-раздатки. Что это за часть речи?

Приключилась беда. Глаголы услышали музыку физминутки и высыпали на улицу, перепутались. Теперь они не могут найти свои домики.

Поможем глаголам. Расселите глаголы по своим домикам.

Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежит, говорят, скажет, жевал

Проверка: (Слайд 9)

- Прочитайте, какие глаголы в какой домик вы заселили. Почему? (Приложение 1)

Игра «Четвёртый лишний». Домики

- Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. (Приложение 2)

- А теперь посмотрите на зеленую сторону наших листочков. Здесь в домиках есть лишние глаголы. Найдите их и переселите в нужный домик.

Проверка: (Слайд 10)

- Назовите лишний глагол в первом домике. Почему? В какой домик он переедет?

- Назовите лишний глагол во втором домике. Почему? В какой домик он переедет?

- Назовите лишний глагол в третьем домике. Почему? В какой домик он переедет?

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные будущего времени)

10. Самостоятельная работа

Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время. (Приложение 3)

Текст:

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

Проверка: (Слайд 11)

- Давайте послушаем, какие у вас получились тексты. А правильно ли вы указали время глагола, я проверю сама.

11. Рефлексия

Урок приблизился к концу,
Я у вас спросить хочу:
- Над какой темой мы работали?

- В форме какого времени бывают глаголы?

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени, на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

(Слайд 12)

В корзиночках вы найдете смайлики. Они помогут вам оценить свою работу на уроке.

  • Кому все удалось и все было понятно – весёлый.
  • У кого остались вопросы, были ошибки – равнодушный.
  • Кому так и не понятно как определять время глагола, допустили много ошибок - грустный.

Д/З

Оценки