Знаменитая ленинградка

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Блокада Ленинграда – незабываемая трагическая страница в истории города на Неве. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды.

Захват Москвы предполагался уже после того, как падет Ленинград. Враг готовился к решающему штурму. Уже были напечатаны в типографии билеты на торжественный банкет в честь победы над осажденным городом в популярный в то время ресторан «Астория» на 9 августа 1942 года. Но именно в этот день символом бесстрашия и презрения к врагу стал концертный зал Филармонии, где играл Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга.

В мае 1942 года в осажденный город доставили новое «секретное оружие». Его везли на военном самолете с медикаментами. Это были четыре больших объемистых тетради, исписанных нотами. Их везли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича.

В дни блокады Ленинграда множество оркестрантов умерло от голода. В связи с этим в декабре 1941 года были остановлены все репетиции. Когда в марте 1942 года репетиции возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов, но, несмотря на это, уже в апреле в блокадном городе возобновились концерты.

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей,
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И  пальцы
На лед западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…

А чтобы все это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

И темная пропасть
Концертного зала,
Когда они все же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Несройною песней
Внезапно обрушили свой водопад…

Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.

Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»

И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие темных квартир.
И слушал ее
Ошарашенный мир…

Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
(Ю.Воронов «Баллада о музыке»)

Для исполнения Седьмой симфонии Шостаковича были собраны все музыканты, ещё оставшиеся в городе. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых оркестрантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Для восполнения численности оркестра с фронта были отозваны недостающие музыканты.

9 августа исполняемую в зале филармонии музыку через уличные динамики транслировали по всему городу. Ее слышали и осаждавшие Ленинград фашисты. Как позже рассказывали сами немцы, они обезумели, когда услышали музыку, поскольку считали, что город полностью вымер. «…Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

В один из дней, когда музыканты еще только разучивали партии, командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант артиллерии Леонид Александрович Говоров поставил командирам-артиллеристам задачу: во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!

Военными был произведен расчет времени: исполнение симфонии длится 80 минут, зрители начнут собираться заранее (значит еще 30 минут), 30 минут на разъезд из Филармонии. 2 часа 20 минут гитлеровские пушки должны молчать. За то время, что звучала симфония, советские артиллеристы смогли полностью подавить основные огневые точки немецкой артиллерии в ходе специальной операции «Шквал».

Солдат-артиллерист Николай Савков после ее окончания напишет стихи:

Девятое августа сорок второго,
Площадь искусств, филармонии зал.
Люди города-фронта, симфонии строгой
Сердцем слушают звуки, прикрыв глаза.
Показалось на миг им безоблачным небо,
Вдруг в симфонию звуки грозы ворвались,
И сразу лица, полные гнева,
И пальцы до боли в кресла впились.
И в зале колонны, как жерла пушек,
Нацелились в черную глубину,
Симфонию мужества город слушал,
Забыв о войне и вспомнив войну…
И не знали они, что, когда в знак начала,
Дирижерская палочка поднялась,
Над городом-фронтом, как гром величаво,
Другая симфония раздалась.
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город седьмую симфонию слушал,
И в зале шквал, и по фронту «Шквал».
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.
(Н. Савков, 09.08.1942)

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок «Ленинградская».

В сентябре 1941 года, уже в блокадном Ленинграде, в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте, были написаны первые три части.

"Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас свою боевую вахту. Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что сейчас нашему искусству грозит великая опасность! Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать!"

Д.Д. Шостакович, радиообращение 16 сентября 1941 г.

1 октября композитор вместе с семьей был вывезен из Ленинграда сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.

Слушая эту симфонию, невольно становишься свидетелем тех событий: вот образ советской страны, советского народа, героический и величественный.

Вот музыка становится очень искренней, чувственной и как будто растворяется в тишине ночи.

Вот в этой тишине раздается пока еще шорох барабанной дроби – непонятный и назойливый.

Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны – в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему. Простая тема, сначала безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов, вырастала в страшный образ нашествия.

В статье, посвященной 7 симфонии, Евгений Петров так писал об эпизоде нашествия: «Она (тема) обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас, - раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничего не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать, … происходит музыкальное чудо … Несколько нот в партитуре … и на предельном напряжении оркестра … тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления».

…И назвавшая себя — Седьмая
На неслыханный мчалась пир
Притворившись нотной тетрадкой
Знаменитая Ленинградка
Возвращалась в родной эфир.
А.Ахматова

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижера Самуила Самосуда. 29 марта под управлением С. Самосуда симфония исполнена в Москве. Зарубежная премьера симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне – ее исполнил Лондонский симфонический оркестр по управлением Генри Вуда. 19 июля 1942 года – американская премьера – Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

Истории исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича в Ленинграде посвящен фильм Захара Аграненко «Ленинградская симфония», 1958 г.

В 1985 году на стене Филармонии установлена мемориальная доска: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера К.И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д.Д.Шостаковича».

Врага как надо было ненавидеть,
Как надо было родину любить,
Чтоб каждый день, в глаза заглядывая смерти,
Симфонию бессмертную творить.
В ней всё: обида, боль, непониманье,
Что поначалу пережили все, -
Переплавлялось в сердце и бурлило,
Рождая ненависть к врагу, любовь к стране.
И изумив весь мир своею стойкостью,
Провозгласив врагу свой приговор,
Симфония вела людей в бессмертие –
Сама бессмертной став с тех давних пор.
И все сбылось, о чем сказала музыка:
Была и боль, и слезы от потерь,
Была и радость, на слезах настояна,
Когда пришел победы светлый день!
(Гаянэ Элоян «Седьмой симфонии Д.Шостаковича»)

Источники

  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Симфония_№_7_(Шостакович)
  2. Литературно-художественный портал Изба-Читальня. Огненная симфония Д. Шостаковича https://www.chitalnya.ru/work/976678
  3. 75 лет симфонии мужества. https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post419168117
  4. Огненная симфония. http://www.world-war.ru/ognennaya-simfoniya/
  5. «День победы среди войны». 70-летие исполнения седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.https://echo.msk.ru/programs/time/918381-echo/
  6. Седьмая симфония Шостаковича. Ленинградская.
  7. https://nashenasledie.livejournal.com/1360921.html
  8. Седьмая симфония.
  9. https://studbooks.net/1076259/kulturologiya/sedmaya_simfoniya
  10. Поэтическая летопись Блокады Ленинграда Юрия Воронова. http://vokrugknig.blogspot.com/2019/01/blog-post_62.html