Главная тема произведения В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Методика преподавания литературы в коррекционных классах

Разделы: Литература, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Главная тема произведения «Васюткино озеро» - преемственность поколений. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом-рыбаком, доброта матери. Он выжил, благодаря знаниям, которые получил от них. Помогло также самообладание, сила духа и смелость. Дети часто не прислушиваются к мнению родителей, спорят с ними, поэтому данная тема рассказа актуальна и в наши дни.

Коррекционно-образовательные:

  • расширить кругозор учащихся о биографии В.П.Астафьева, пробудить интерес к его творчеству;
  • формировать умения работать с текстом художественного произведения;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
  • развивать устную речь учащихся;

Коррекционно-воспитательные:

  • Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;
  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
  • Воспитание лучших человеческих качеств характера, таких как уважение к опыту старших, твёрдость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.

Слово об авторе

Совсем недавно ушёл из жизни В.П.Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

- К самому берегу подступает вековая тайга. В.П.Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». В.П.Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому обратимся к словам А.Михайлова: «… хочется сказать, что он … много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».

Сказав слово об авторе, о его родине, следует показать фотографии Енисея, обратить внимание детей на размеры реки, на ее красоту, мощь и силу. То, что писатель рано потерял мать и воспитывался в детском доме тоже говорит о том, что ему очень близка тема раннего становления личности, борьбы за выживание. Детству посвящены многие книги писателя. Отсюда делаем вывод, что многие произведения Астафьева автобиографичны и говорят о становлении его характера. Вводим новое понятие:
автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.
История создания рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро"

Сообщение подготовленного ученика: «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.

Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

- Ребята, так почему же рассказ называется «Васюткино озеро»? (предположения детей)

- Предлагаю вам выбрать одно из предположений (если дети не высказывали своего мнения):

1. … потому, что Васютка сам нашел это озеро;

2. … потому, что он впервые прошел тайгу;

3. … потому что Васютка первооткрыватель.

- Ну что же, мы этому вопросу мы с вами еще вернемся.

Путь анализа: вслед за автором.

При анализе произведения, обратить внимание детей на:

Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне.

Ученики понаблюдают, что Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы накормить других, но в то же время он воспринимал животных как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это и говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

Поведение Васютки в лесу изо дня в день.

Основным в поведении ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из того, «чему учили его, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они расскажут о том, что пригодились ему навыки, полученные им в общении с взрослыми. Отсюда последует вывод, что оказывается нужно прислушиваться к мудрым советам взрослых, к их опыту. Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.

Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке, как они менялись изо дня в день.

Ребята отметят, что мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.

1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?

(Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.)

2). Что беспокоило рыбаков? Нет рыбы. Зачитать.

3). Зачем Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

5). Каков старинный порядок? Послушал ли Васютка мать? (хлеб взял, соль нет)

“Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”.

6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

Следил за пометками на деревьях, затеси.

7) Что еще говорит о том, что Васютка в тайге чувствует себя уверенно, чувствует себя большим, взрослым? (Он бранится, как большой, для солидности; знает о том, что нужно экономить патроны, так как в тайге патроны и порох – это драгоценные «припасы»; курит, как большой, тщательно заплевывая цигарку, то есть во все видим подражание взрослым)

8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

Большая черная птица – глухарь. (Картинка.)

9). Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.

“…глухаря часто берут с собакой…”)

10). Прочитайте следующий абзац. О чем говорит поведение Васютки?

В нем проснулся охотничий азарт.

11). В какой момент Васютка понял, что заблудился?

- “.. где же затеси?...”

(Увидел беспомощную муху, попавшую в паутину.)

“Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто.”

Прослеживаем мысленное сравнение: муха – пленница паука, мальчик – пленник …леса.

12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке? Где же тот «большой» Васютка, который чувствовал себя в тайге как дома?

Да, ему было страшно, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход.

13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.

Результат. В результате анализа, дети будут обобщать результаты работы с текстом, будут проводить параллель между рассказом и актуальности его проблемы выживания в незнакомой ситуации и в наши дни, будут уметь отвечать на вопросы.