Конспект занятия «Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц»

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Инклюзивное образование

Класс: 1


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Развитие познавательной сферы учащихся через освоение способов написания заглавной и строчной букв Ц, ц.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • развивать умение переводить печатный текст в письменный;
  • сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной и строчной букв Ц, ц.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать каллиграфический навык;
  • развивать речь, мышление, память;
  • развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навык самоконтроля, умение оценивать свою деятельность ученика;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе в тетради.

Формирование УУД:

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • контроль и оценка процесса и результата действия;
  • постановка и формирование проблем, умение производить простые логические действия (анализ, синтез).

Личностные:

  • мотивация учения, самоопределение и оценивание себя, как ученика;
  • познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • умение строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать;

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция, настрой на работу; контроль способа действия и его результата;
  • оценка своей деятельности;
  • осознание уровня усвоенного

Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами и картинками на обороте (ЗАЯ… , ОГУРЕ… , КУЗНЕ… ), предметные картинки: цапля, цирк, кружочки красного и синего цвета для звукового анализа слов, таблица четырех форм буквы «Ц»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных, шаблоны для составления заглавной и прописной бук Цц, трафареты букв Ц, ц из бархатной бумаги, гофрированного картона, разрезная азбука, прописи, ручки, цветные карандаши, доска, мел.

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Ребята, я хочу начать урок с загадки:

Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится (Улыбка).

- Подарим друг другу улыбку и начнем урок. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!

Отгадывают загадку.
Дарят друг другу улыбку.

Постановка учебной проблемы. Определение темы урока

Наш урок письма пройдёт под девизом:
УЧИТЕСЬ ТАЙНУ ОТКРЫВАТЬ
- Сейчас мы вместе определим тему и поставим цели урока.
- Прочитайте слова на карточках.
ЗАЯ…  КУЗНЕ…  ОГУРЕ…
- Какая буква потерялась в каждом слове?
- Слова с какой буквой написаны на карточках?
- Какова же тема нашего урока сегодня?
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную и строчные буквы «Ц, ц».

Дети называют слово, учитель переворачивает карточку, с обратной стороны под картинкой написано слово.
Ответы учащихся.

Выделение звуков. Знакомство с буквой Ц

- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за буква и какие звуки она обозначает.
Отгадайте загадку

На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
-Кто это? Да, это цапля.

- Вы видите ее на картинке? Произнесите слово – цапля.

- Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?

(звукобуквенный анализ слова)

- Что видите на картинке? Произнесите слово – цирк.
- Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?

(звукобуквенный анализ этого слова)

- Молодцы! Каким цветом вы обозначили букву Ц? Почему?

Отгадывание загадки.
Звукобуквенный анализ слов.
Буква Ц согласная, поэтому она синяя.

Формирование зрительного образа заглавной и строчной буквы «Ц, ц» в памяти учащихся

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «Ц»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Ц, ц».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Ц».
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Ц».
– Выполните конструирование заглавной буквы «Ц» у себя на столе.

Одни буквы печатные, другие прописные. Одни буквы большие, другие маленькие.

Полоска в форме
прямой линии с закруглением с двух сторон; полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме прямой линии с петлей с закруглением с другой стороны.)
Дети конструируют на столе из шаблонов заглавную и прописную буквы Цц.

Гимнастика для пальцев

Подготовка руки к письму.
ЛОШАДКИ
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.

Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.

Работа с заглавной буквой Ц

Работа с образцом заглавной буквы Ц
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ц. Буква Ц состоит из трех элементов. Заглавную букву Ц начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.

Анализ буквы Ц.

  - Давайте проведем пальчиком по шаблонам буквы Ц, которые у вас на столе.
- Давайте напишем букву Ц в воздухе. Берем правильно ручку в правую руку и пишем в воздухе букву Ц.
- Теперь давай те попробуем написать нашу букву Ц в прописи, вначале обводим по точкам, затем пишем сами.
Дети обводят пальцами шаблоны буквы Ц из бархатной бумаги, гафрокартона.
Дети пишут ручкой букву Ц в воздухе.
Работа в прописи.

Физминутка

Встал цыпленок наш на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх!

Дети выполняют действия за учителем.

Работа с образцом строчной буквы ц

- Рассмотрите образец строчной буквы ц. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
- Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.
Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.
- Давайте обведем строчную букву ц по нашим шаблонам.
- Давайте напишем букву строчную ц в воздухе.
- Теперь напишем строчную букву ц в прописи.

Ответы детей.
Дети обводят строчную букву ц из бархатной бумаги и гафрокартона.
Пишут строчную букву ц в воздухе.
Работа в прописи.

Закрепление пройденного материала

- Ребята, к нам прилетал Буквоежка и съел некоторые элементы у буквы Ц, давайте ее починим. (На доске написаны варианты буквы Ц с недостающими элементами).

Дети выходят к доске и дописывают недостающего элемента.

Итог урока.
Рефлексия

- Чему научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.

Ответы детей.