Особенности построения учебного занятия в исправительном учреждении, ориентированного на формирование ценностных ориентаций личности

Разделы: Общепедагогические технологии


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования объясняется современной ситуацией, в которой безработица сочетается с большим количеством свободных рабочих мест. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его слоев, групп, каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, психических заболеваний, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. В России в числе безработных оказываются в первую очередь социально «слабые» демографические группы (пожилые работники, женщины с детьми, молодежь, беженцы и др.) – в их числе и лица, освобожденные из исправительных учреждений. После освобождения из мест лишения свободы многие бывшие осужденные при поиске работы не соответствуют жестким требованиям работодателей: наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура общения, владение компьютером и т.д. В связи с выше сказанным существует необходимость в заинтересованности получения осужденным образования в исправительном учреждении (далее – ИУ).

Объект исследования:учебное занятие в условиях режимного учреждения.

Предмет исследования: ценностные ориентации личности, формируемые в ходе учебного занятия.

Цель исследования: выявление и обоснование особенностей личностных ориентаций для правильного построения учебного занятия.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации личности будут формироваться, если в ходе учебного занятия:

  • будет организована групповая и парная работа;
  • сформируется совместно с учителем образовательная среда обучающегося, дающая ему понимание того, зачем изучается данный материал;
  • оправдает себя использование интерактивных форм при проведении учебного занятия, дающее заинтересованность осужденных в образовании;
  • результатом учебного занятия для каждого обучающегося будет положительная оценка.

Выдвинутая цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ проведения учебного занятия в пенитенциарном учреждении.

2. Определить особенности учебного занятия в исправительном учреждении.

3. Определить проблему проведения учебного занятия в исправительном учреждении.

4. Проанализировать известные методы анализа психологического состояния осужденных в ИУ.

5. Провести анализ математической зависимости факторов в разных ориентационных анкетах.

6. Дать рекомендации для проведения учебного занятия с целью формирования ценностных ориентаций личности.

Поставленная задача данной работы будет заключаться в выявление линейной зависимости между признаками на основе полученных данных проведенного эксперимента среди 273 заключенных по методу Бассома (приложение 1) и других методах.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

В данной работе применение факторного анализа будет осуществляться в форме корреляционного анализа, или анализ матрицы корреляционных связей между исходными признаками, участвующими в Ф.А.

Прежде чем перейдем к построению корреляционных зависимостей и таблиц сопряженности, ознакомимся с общими понятиями корреляции и регрессии.

Понятие корреляции и регрессии появилось в середине XIX в. благодаря работам английских статистиков Ф.Гальтона и К.Пирсона. Корреляционный анализ, совокупность основанных на математической теории корреляции методов обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами. Корреляционный анализ экспериментальных данных заключает в себе следующие основные практические приёмы:

1) построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы;

2) вычисление выборочных коэффициентов корреляции или корреляционного отношения;

3) проверка статистической гипотезы значимости связи.

Дальнейшее исследование заключается в установлении конкретного вида зависимости между величинами (см. Регрессионный анализ). Зависимость между тремя и большим числом случайных признаков или факторов изучается методами многомерного корреляционного анализа (вычисление частных и множественных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений). Корреляционный анализ, разработанный К.Пирсоном и Дж.Юлом, является одним из методов статистического анализа взаимозависимости нескольких признаков - компонент случайного вектора x [4]. Он применятся тогда, когда данные наблюдений можно считать случайными и выбранными из генеральной совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону. Основная задача корреляционного анализа состоит в оценке корреляционной матрицы генеральной совокупности по выборке и определении на ее основе оценок частных и множественных коэффициентов корреляции и детерминации. То есть, исходя из выше сказанного, можно вывести, что статистическая зависимость между переменными, при которой каждому значению одной переменной соответствует определенное условное математическое ожидание (среднее значение) другой, называется корреляционной.

Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующими признаками, определению неизвестных причинных связей (причинный характер которых должен быть выяснен с помощью теоретического анализа) и оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак.

Линейная корреляция

Если обе линии регрессии Y на X и X на Yпрямые, то корреляцию называют линейной.

Задачами регрессионного анализа являются выбор типа модели (формы связи), установление степени влияния независимых переменных на зависимую и определение расчётных значений зависимой переменной (функции регрессии).

Выборочное уравнение прямой линии регрессии Y на X имеет вид:

где  – условная средняя;

– выборочные средние признаков X и Y;

– выборочные средние квадратические отклонения;

– выборочный коэффициент корреляции, причем [4].

При использовании для расчетов средства MS Office Excel коэффициент выборочный корреляции вычисляется по формуле:
, где x и y – выборочные средние значения.

В нашем случае для расчетов воспользуемся стандартными средствами Microsoft Excel.

Методики диагностики личности в пенитенциарном учреждении

Поставленная задача данной работы будет заключаться в выявление линейной зависимости между признаками на основе полученных данных проведенного эксперимента пенитенциарной личности среди 273 заключенных по методу Бассома (приложение 1). Выявление зависимости позволит сделать ориентир на проблемные участки личности, что немаловажно для педагогической составляющей.

Для методик Бубновой, Леонтьева, Айзенка и Ханина будут приведены сводные таблицы расчетов (таблицы приложения). Расчеты будут проводиться в два этапа: 1) нахождение коэффициентов корреляции и составление корреляционной таблицы; 2) составление таблиц сопряженности и нахождение меры связанности между признаками. Также путем аппроксимации и сглаживания найдем функции для каждой проведенной зависимости.

Остановимся подробнее на одной из них, по которой в практической части будут представлены основные расчеты.

Ориентировочная (или ориентационная) анкета Басса (Bass Orientation Inventory), также известная как ЦОЛ (Ценностные Ориентации Личности) – методика определения направленности личности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие). Полученные результаты позволяют учитывать реакции респондента на предполагаемые ситуации, связанные с работой или участием в них других людей, а также понять, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает [25].

Оригинальная анкета разработана Бернардом Бассом (Bernard M. Bass) в 1967 году, русскоязычная адаптация сделана Н.Н.Обозовым в 1981 году. Также широкое распространение получил немного видоизмененный вариант этой методики авторства чешских психологов Владимира Смекала и Милоша Кучера (V.Smékala, M.Kučera) в русской адаптации Л.А.Верещагиной (2003).

Ориентационная анкета, впервые опубликована Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интро-вертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно".

Оригинальная методика Леонтьева в ее окончательном варианте представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения.

Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.

Факторная структура и субшкалы теста:

1-й фактор – 6 пунктов, которые можно объединить общим наименованием "цели в жизни", т.е. наличие жизненных целей, призвания, намерений в жизни

2-й фактор – 2 довольно разных пункта, которые чисто условно можно объединить общим названием "верность ложному пути" (обязательность выполнения возложенных обязанностей даже при наличии внутреннего протеста)

3-й фактор – 6 пунктов под общим названием "интерес и эмоциональная насыщенность жизни"

4-й фактор – 5 пунктов. Общее название "удовлетворенность самореализацией" (выражает ощущение успешности осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности)

5-й фактор – 4 пункта. Общее название "Я – хозяин жизни" (выражает ощущение человеком его способности влиять на ход собственной жизни)

6-й фактор – 5 пунктов. Общее название "управляемость жизни" (выражает уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора).

Интерпретация субшкал:

  1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
  2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
  3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.
  4. Локус контроль – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.  Это общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Высокий показатель по этой шкале опросника СЖО отражает веру человека в собственную способность осуществлять контроль над собственной жизнью. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Расшифровка показателей:

1) ОЖ - осмысленность жизни;

2) ПЖ - процесс жизни;

3) Р – результат жизни;

4) ЛКЯ - локус контроля – Я (Я – хозяин жизни);

5) ЛКЖ - Локус контроля – жизнь (или управляемость жизни);

6) ЦЖ - цели в жизни;

7) ФРУСТР. - фрустрация (особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным) [27].

Выявление корреляционной зависимости в ориентационных анкетах

Для корреляционного анализа были взяты данные 5 методик диагностики пенитенциарной личности по Бассому, Бубновой, Леонтьеву, Айзенку и Ханину на основе выборки из 273 человек. Нашей задачей является выявление корреляционной зависимости между результатами исследований по пяти методикам. Первым шагом послужит построение корреляционной таблицы, используя средства программы STATISTICA или MS Office Excel. Любое значение коэффициента корреляции должно находится в диапазоне от -1 до +1 включительно. Корреляционный анализ дает возможность установить, ассоциированы ли наборы данных по величине, т.е. большие значения из одного набора данных связаны с большими значениями другого набора (положительная корреляция) или наоборот, малые значения одного набора связаны с большими значениями другого (отрицательная корреляция), или данные двух диапазонов никак не связаны (нулевая корреляция). Методика проведения корреляционного анализа описана в Главе 1.

Шаг 1

В нашем случае для расчетов воспользуемся стандартными средствами Microsoft Excel. Будем придерживаться разбиения на интервалы наших данных, согласно следующего правила:

а) [0; 0,2) – корреляция отсутствует;

б) [0,2; 0,5) – корреляционная зависимость очень слабая и носит нелинейный характер;

в) [0,5; 0,8) – корреляционная зависимость прослеживается, но требует доказательства линейности;

г) [0,8; 0,1) – корреляционная зависимость имеется.

Полученные результаты найденных коэффициентов корреляции представлены в таблице № 1.

Таблица 1
Корреляционная таблица по методу Бассома

 Показатели

Я

Общение

Дело

Я

1,000

-

-

Общение

-0,424

1,000

-

Дело

-0,403

-0,415

1,000

Анализируя показатели коэффициентов корреляции, представленные в таблице, видим, что линейной зависимости по всем показателям не наблюдается, либо прослеживается обратная зависимость (отрицательные значения).

Далее представим графическое отображение по каждой паре показателей. Функции, описывающие корреляционную зависимость, так же будут представлены на диаграммах.

Графическое изображение зависимости параметров «Я», «Общение» и «Дело» по Бассому.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Теперь перейдем к следующему шагу по нахождению меры связанности между показателями.

Шаг 2

Предположим, что n элементов выборки расположены в таблице с двумя входами типа таблицы по двум переменным признакам (количественным или качественным).

Таблица 2

Таблица такого рода называется таблицей сопряженности признаков, и часто требуется проверить гипотезу о том, что переменные признаки, по которым построена таблица, независимы. Чтобы применить к этой проблеме  (хи-квадрат), следует вычислить

Далее ищем зависимость между признаками, используя формулу для нахождения меры связанности:

, где n – объем выборки, а k-количество интервалов разбиения.

Значение qдолжно принадлежать промежутку [0; 1], то есть . Чем ближе к «1» полученный коэффициент, тем более тесная связь между сопоставляемыми признаками [6].

В нашем случае снова для расчетов воспользуемся стандартными средствами Microsoft Excel. Ниже представим таблицы сопряженности для каждой комбинации по парам признаков и выпишем значения меры связанности.

Таблица 3

Таблица сопряженности «Я» и «Общение»

. Видим, что мера связанности равна 0,066, что указывает лишь на очень слабую зависимость между признаками.

Таблица 4

Таблица сопряженности «Общение» и «Дело»

. Видим, что здесь тоже мера связанности равна очень маленькому значению 0,036, что также указывает на очень слабую зависимость между признаками.

Таблица 5

Таблица сопряженности «Я» и «Дело»

. В данном случае наблюдается аналогичная ситуация что и в предыдущих случаях – мера связанности очень мала.

По методу Бубновой прослеживается очень слабая корреляционная зависимость и мера связанности (данные таблицы 3 и таблицы 4 приложения).

Данные расчетов коэффициентов корреляции остальных методик приведены в приложении.

Оценка факторов, оказывающих наибольшее влияние на методику проведения учебного занятия

В методе Леонтьева наблюдается тесная корреляционная линейная зависимость между показателями «ОЖ» и «ЦЖ»с коэффициентом корреляции равным 0,809. То есть это показатели, взятые из метода Леонтьева. Можно еще проследить некоторую хоть и незначительную зависимость между показателями «ОЖ» и «ПЖ», «ОЖ» и «Р», «ОЖ» и «ЛКЯ», «ОЖ» и «ЛКЖ», «ФРУСТР.» и «ТРЕВОЖН.», с коэффициентом в 0,6. То есть видим, что почти все зависимости прослеживаются только в методе Леонтьева (приложение 7 и приложение 8) и только одна в методике Ханина (приложение 9 и приложение 10).

Несмотря на малый объем опросника Леонтьева (20 пунктов), при факторном анализе выделились шесть факторов, пять из которых (за исключением второго) хорошо интерпретируются, включают с весом не менее 0,40 от 4 до 6 пунктов каждый, и значимо (р<0,01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторизации, позволяют утверждать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Как явствует из приведенных данных, человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Это лишний раз подтверждает правоту В. Франкла, который отмечал, что смысл всегда может быть найден, и закладывает основу для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни. Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно приведенным выше данным, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я).

На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентации, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля. В таблице 6 приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю осмысленности жизни ОЖ и всем пяти субшкалам.

Таблица № 6

Шкала

Женщины

 

µ

σ

1

Цели жизни

29,38

6,24

2

Процесс жизни

28,80

6,14

3

Результат

23,30

4,95

4

ЛК - «Я»

18,58

4,30

5

ЛК – жизнь

28,70

6,10

6

Общий показатель ОЖ

95,76

16,54

Выводы

После проведенных расчетов на выявление линейной зависимости факторов, выявилась зависимость по определенным признакам. Примером послужил анализ факторов методики Леонтьева, где коэффициент корреляции оказался равным 0,809. Прослеживается зависимость между показателями «ОЖ» и «ПЖ», «ОЖ» и «Р», «ОЖ» и «ЛКЯ», «ОЖ» и «ЛКЖ», с коэффициентами, находящимися в промежутках от 0,641 до 0,693. Было показано, что метод корреляционного анализа может давать положительный результат.

В свою очередь, говоря о взаимосвязи признаков в психологических тестах, можно пробовать выстраивать общий подход к обучающимся при организации учебного занятия, делая упор на ту или иную составляющую. Избранные методики могут способствовать формированию ценностных ориентаций личностей путем подбора определенной формы построения учебного занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всем нам с вами прекрасно известно, что любая проблема требует глубокого изучения и понимания. Для этого требуется соответствующая база данных. В любом исследовании важную роль играет математическая составляющая - ни один анализ не проводится без числовых заключений.

Экспериментальные методы подразумевают исследовательскую процедуру, осуществляемую при контролируемых исследователем условиях. Существенное требование к эксперименту является строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций, и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора и на этой основе извлекаются начальные данные.

Планирование эксперимента задает четкую логическую схему для всех операций при постановке эксперимента. Исследователю применение математических методов дает возможность интерпретации результатов наблюдения, абстрагирования от мешающих ему влияний и воздействий.

Опять же все нам известно, что образовательные программы учебных учреждений основаны на педагогическом подходе с учетом определенного контингента обучающихся.

При исправительных учреждениях задача построения образовательной программы складывается на личностных особенностях заключенных. Для этого и были применены математические исследования, чтобы можно было отойти от психологической составляющей и воспользоваться количественными характеристиками. Последующая организация учебного занятия была ориентирована на заинтересованность каждого обучающегося в получении знаний и образования в целом.

В ходе проделанной работы были реализованы следующие результаты:

1. Изучены основы проведения учебного занятия в пенитенциарном учреждении.

2. Большую роль играет воспитательная работа, как сотрудников учреждения, так и учителей. Представители администрации предъявляют к учителям определенные режимные требования и заставляют их выполнять правила внутреннего распорядка. А правила данного рода зачастую влекут за собой характерные особенности при образовательном процессе. Например, осужденным нельзя задать «домашнюю работу», т.к. они не имеют права иметь у себя учебники и рабочие тетради.

3. Процесс перевоспитания в пенитенциарных учреждениях организуется в жестких правовых рамках, что обусловлено специфическим объектом воздействия осужденными – их правовым статусом. Первым приоритетом является производственная деятельность осужденного. Это в свою очередь несет за собой пропуски учебных занятий и отсутствие интереса к учебе из-за физической усталости.

4. На основе проведенного анализа методик оценивания психологического состояния было выявлено, что их можно использовать в исследовательской работе как способ формирования ценностных ориентаций при проведении учебного занятия.

5. На основании проведенного анализа математических зависимостей было выявлено несколько зависимостей по критериям оценивания анкет. Большую зависимость показала анкета Леонтьева с максимальным корреляционным показателем равным 0,809. В качестве результата можно выделить смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Как явствует из приведенных данных, человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). А это как раз и является основным критерием того, что у человека будет стремление к знаниям и на эти моменты необходимо сосредоточить внимание при организации учебного занятия.

6. Признанным подходом в организации учебного занятия выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Ну и не обойдется без использования ИКТ, т.к. пенитенциарная личность проходит обучение в вечерней школе и к нему нужен особый подход, способный заинтересовать и увлечь изучением материала образовательной программы.

Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.

В связи со спецификой обучения осужденных в федеральных казённых учреждениях ИК РФ устанавливает обязанность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений уголовно-исправительной системы оказывать помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Необходимо убедить осужденного в получении им образования. Чтобы заинтересовать ученика, привить ему желание познать больше, учителя прибегают к различным методам стимулирования:

  1. Фотографирование учащихся по окончанию первого полугодия.
  2. Ходатайство перед руководством колонии о поощрении правами начальника учреждения конкретного ученика.
  3. Проведение предметных месячников (учителя – предметники разрабатывают планы мероприятий, участие учеников поощряется открытками, грамотами и т.д.).
  4. По окончанию учебного года в адрес родителей обучающихся, окончивших школу на «хорошо» и «отлично», пишутся благодарственные письма.
  5. Учащиеся поощряются ценными подарками.

Все что касается материальных подарков осуществляется из денежных средств учителей (собираем по 1000 руб. в общественный фонд). К учителю предъявляются высокие требования. Учитель должен выступать не в роли инструктора или наставника, его задача стать организатором образовательной деятельности учащихся. Педагогу должен быть присущ демократический стиль работы и поведения, особенно это важно в школах мест лишения свободы. Ему необходимо знать и понимать сущность, назначение, основные направления образования, обладать такими качествами, как коммуникативность,  искусством педагогической поддержки, владеть основами ораторского искусства, а также:

– уметь осуществлять метапредметный подход в образовании;

– владеть методикой использования активных и интерактивных методов обучения.

– уметь предупреждать и разрешать конфликты, владеть знаниями в области социальной психологии.

– владеть культурой толерантного поведения,  быть лидером, уметь создавать команду.

– обладать культурной проектной деятельности, осуществлять обучение ориентированного на личность.

– уметь реализовывать возрастной подход в образовании.

– уметь ориентироваться и разбираться в сущности преступного мира.

– уметь выявлять лидеров, авторитетов, обиженных.

– адекватно реагировать на различные изменения оперативной обстановки.

Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Основная цель обучение в широком смысле – прогрессивное развитие общества.

Приложение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонян Ю.А. Наказание и исправление преступников. М.: НИИ МВД РФ, 2012 г. 392 с.

2. Биркгофф Г. Математика и психология : пер. с англ. / Г.Биркгофф. М., 2012. 96 с.

3. Благинин А А. Математические методы в психологии и педагогике / Благинин А.А., Торчило В.В. СПб, 2012 г. 84 с.

4. Дрейпер М., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ М.: Статистика, 2015 г.

5. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. М.: Москва., психолого-социальный институт, 2012. 336 с.

6. Ермолаев-Томин, О.Ю. Математические методы в психологии: Учебник для бакалавров / Ермолаев О.Ю. М.: Юрайт, 2013. 511 c.
7. Калешин Е.П. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ. М.: Права человека, 2008. С. 30-42.

8. Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительное право // Учебник: в 2 т. Т.1.: Общая часть. М.: Дрофа, 2010. 444 с.

9. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. Анисинков В.М., Капункин С.А. / Ростов на Дону / Феникс 2012. С. 112-113.

10. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии: учеб.-метод. комплекс / Кутейников А.Н. СПб.: Речь, 2013. - 172 с.

11. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 320 с.

12. Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований. // Преступление и наказание, 2011. №12. С. 13.

13. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие / Наследов А.Д. СПб.: Речь, 2012. 392 c.

14. Немов Р.С. Психология: учебник, в 3 кн. / Немов Р.С. 4-е изд. М.: Владос, 2012. Кн. 3 - Психодиагностика: введение в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики. 630 с.

15. Остапук Ю. В., Суходольский Г.В. Об индивидных, субъектных и личностных проявлениях индивидуальной тревожности //Ананьевские чтения, 2013. СПб., Изд-во СПбГУ. С. 58-59

16. Партыка, Т.Л. Математические методы: Учебник / Партыка Т.Л., Попов И.И. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 464 c.
17. Подласый И.П. «Педагогика» / Подласый И. П. М.: Владос. С. 59.

18. Суппес П., Зинес Дж. Основы теории. Психологические измерения. М.: РГБ, 2016 г. 234 с.

19. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Сидоренко Е.В. СПб.: Речь, 2013. 350 с.

20. Суходольский Г.В. Математическая психология / Суходольский Г.В. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. 322 с.

21. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Юристъ, 2009. 288 с.

22. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В.А. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

23. Шапкин, А.С. Математические методы и модели исследования операций: Учебник / Шапкин А.С., Шапкин В.А. М.: Дашков и К, 2013. 400 c.

24. Харламов И.Ф. Педагогика/ Харламов И.Ф. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

Библиографические ссылки на электронные ресурсы

25. Басс Б. Ориентировочная анкета Басса [Электронный ресурс] // URL: http://psytests.org/personal/bassA.html (дата обращения: 12.11.2018)

26. Гончаров А. В. Особенности и специфика образования в местах лишения свободы. Открытый урок «1Первое сентября», педагогическая мастерская [Электронный ресурс] // URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604168/ (дата обращения: 22.11.2018)

27. Леонтьева А.Д. К проблеме общения в работах А.Д.Леонтьева [Электронный ресурс] // URL: http://psyjournals.ru/kip/2011/n1/39623.shtml (дата обращения: 13.11.2018)

28. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс] // URL: http://psyjournals.ru/kip/2011/n1/39623.shtml (дата обращения: 13.11.2018)