Метапредметные результаты на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Приставка "мета", синонимичная русским «за», «над» придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное». Поэтому

  • метазнания – это знания о знаниях, способах их получения;
  • метаспособы – универсальные способы решения познавательных задач;
  • метаумения - общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Ключевая особенность метапредметного результата заключается в том, что он нацелен на развитие способностей, в то время как результат традиционного обучения – это знания, умения и навыки.

Небольшое отступление. Мы часто обращаемся к притчам. Вы обращали внимание, как идет обучение в притчах, начинающихся со слов «ученики спросили учителя…» Мудрый учитель никогда не дает прямого ответа. Обычно создается ситуация самостоятельного поиска, в результате которого происходит не просто получение ответа на вопрос, но и какое-то просветление, открытие самого себя, своих способностей. Рискну предположить, что в древние времена мудрецы « работали по ФГОСу». Можно сделать вывод: от учителя требуется МУДРОСТЬ.

Мудрость – это не только разносторонние знания, но и  знание как мастерски ими воспользоваться - «способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт.

Поэтому задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных жизненных ситуациях.

Прежде чем поднять вопросы, которые возникают при овладении навыками методики по развитию УУД небольшая справка:

Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны закладываться (после введения ФГОС НОО во всех школах России) уже в начальной школе, на всех её уроках.

 Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:

  • личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
  • регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
  • познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
  • коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.

Когда я стала на практике применять методы УУД передо мной встали вопросы:

  • Как составить технологическую карту урока?
  • Как мотивировать детей на каждом уроке?
  • Как обыграть тему урока, чтобы создать проблемную ситуацию?
  • Как формировать коммуникативные  способности учащихся?
  • Как определить, был ли достигнут метапредметный результат?
  • Надо ли все уроки проводить именно по ФГОСу?

1. Как составить технологическую карту урока?

Данная схема служит основным шаблоном.

Логика построения урока:

Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление →
→ проверка усвоения → закрепление → анализ, самоанализ.

2. Мотивация на уроке

Согласитесь, если на столе учителя стоит лабораторное оборудование и включена презентация – это не мотивация, это здоровое любопытство. Я не ставлю целью придумывать интересные ходы для того, чтобы заинтересовать таких обучающихся у которых

- не сформированы учебные знания;

- отсутствуют наработанные общеучебные умений и навыки за предыдущие годы обучения;

- отсутствует познавательный интерес.

Предмет «химия» вводится с 8 класса. Известно, что в 7-8 классах идет снижение учебной активности обучающихся. Ну что делать с теми, кто не тянет на ученика, который может развить свои способности? Откуда их взять? Говорить можно об этом часами. А если ученик согласен внимательно слушать, удивляться, и, даже что–то по теории отвечает? А практическая часть не дается? Почему считается, что развивать можно любого. У кого это получалось? Если получалось, то как? Я нашла пока такое решение. Стараюсь мотивировать не столько к теме урока, сколько к надпредметному моменту. Обучающиеся старших классов в состоянии осознать, что такое навыки получения знаний. Я часто ставлю вопрос: -Хотите стать успешными? (не кем, а какими!!!) Каждый найдет свою нишу в этой жизни, но в любом месте можно стать профессионалом. Я иногда в шутку говорю:-Даже, чтобы быть бездельником в жизни надо уметь думать. Чтобы позволить себе ничего не делать, нужно найти подходящую «шею», которая вас будет везти и еще постараться на ней удержаться.

3. Как обыграть тему урока, чтобы создать проблемную ситуацию?

Здесь я нашла для себя такой момент. Вначале я ищу интересные факты по теме, которая будет на уроке. Дополнительный материал очень хорошо помогает разнообразить начало урока. Примеры:

  • Тема «Альдегиды». Посмотрев материалы по нахождению в природе и применению альдегидов я нашла информацию, что некоторые из них применяют при получении французских духов. Особенно Шанель № 5. И представьте, на слайде коллаж из картинок: духи, термос, зеркало, серебро. Вопрос: Что общего между ними?
  • Тема «Оксиды» - на слайде изображены вода, драгоценные камни, песок и глина. Вопрос такой же.
  • Тема «Скорость химической реакции»-3 опыта: горение спички, получение сульфата бария и ржавление гвоздя. Когда дети определяют что это химические процессы, то видят что скорость их протекания различная.

4. Как формировать коммуникационные способности обучающихся?

Здесь я предлагаю игру «Пройди собеседование» или «Убеди меня, что ты в этом разбираешься». Те, кто отвечает, должны постараться так преподнести материал, как если бы они устраивались бы на работу, а представление данной темы и есть предмет собеседования. Те, кто слушают должны формулировать вопросы, представляя себя работодателями. А вообще я часто повторяю такие фразы: «Вы создаете себя сами. Такие качества человека, как ответственность, исполнительность, надежность, выдержка, внимательность -позволяют считать вас перспективными.

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (имеется 2%-ный раствор соли…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..) разные пути решения и набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школьными - закрытыми и жизненными, открытыми, зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

Открытую задачу можно сделать из любого интересного факта. Как же построить условие учебной задачи, что бы задача была интересна, понятна и принципиально решаема независимо от уровня сложности? Существует три основных требования к условию задачи:

  • достаточность условия;
  • корректность вопроса;
  • наличие противоречия.

Пример. Текст. В США работники газопроводов для выявления утечки природного газа из труб используют обоняние грифов-индеек. С этой целью в газ добавляют вещество с запахом тухлого мяса. Грифы, питающиеся падалью, начинают кружить над местом утечки. Обходчику легко заметить крупных птиц и найти соответствующее место.

Условие задачи по данному тексту. Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время от времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро обнаружить. Строить дорогостоящие системы с тысячами датчиков? А можно ли сделать так, что бы природа сама подсказала место утечки газа? Например, птицы слетались бы к аварийному месту, тем самым указывая его обслуживающему персоналу. Но природный газ птиц не привлекает. Как быть?
Примеры подобных задач можно найти на сайте www.trizland.com

5. Как определить был ли достигнут метапредметный результат?

Здесь я использую задания на метапредметное развитие. В педагогической практике последнего десятилетия предлагаются комплексные задания, для выполнения которых ученик должен применить комплекс метапредметных умений. Комплексные задания направлены на решение различных проблем, познавательных или близких к жизненным, которые связаны с одной темой. Такое задание представляет собой адаптированный текст научного содержания или фрагмент литературного произведения, который сопровождается двумя или более вариантами заданий, направленных на решение различных проблем на основании использованной в тексте информации. Каждая диагностическая работа позволяет лишь оценить степень сформированности тех или иных УУД. Серия диагностических работ, построенных на разном химическом материале, но объединенных набором проверяемых УУД, дает учителю гораздо больше информации "о движении ученика от незнания к знанию", т.е. о динамике развития видов деятельности, составляющих систему метапредметных результатов обучения химии.
Подобные задания можно использовать не только как диагностические, но и как формирующие задания. Существенным недостатком, я считаю, является сложность поиска соответствующих статей, непосредственно составление заданий к ним и критерии оценивания.

Примером вариантов комплексных заданий могут быть такие:

Прочитав научно-популярный текст, выполните следующие задания:

  • Запишите главную мысль, содержащуюся во второй части текста (одно - два предложения).
  • Озаглавьте первую часть текста.
  • Проанализируйте информацию, приведенную в первой части текста и таблице и сделайте предположение...
  • Представьте состав загрязнений атмосферного воздуха(содержания хим. элементов в организме) в виде круговой диаграммы.
  • Постройте график, отражающий зависимость концентрации примесей в воздухе(талой воде и т.п.) от местоположения объектов.
  • Прочитайте описание процессов и представьте их в виде хим. уравнений.
  • Выпишите технические термины и дайте им определение(используя Интернет, справочники и т.д.)
  • Оцени фразы, взятые из художественной литературы, с естественно-научной и художественной точек зрения на предмет правильности использования научных терминов.

В своей практике я использовала такие задания на уроках по темам "Воздух", "Вода", "Соли", "Фосфор и его соединения", "Методы научного познания".

6. Надо ли все уроки проводить именно по ФГОСу?

По опыту работы я пришла к выводу, что есть такие темы, которые требуют определенных алгоритмическиз знаний (решение задач, уравнений). Думаю, что 15 минутное объяснение с возможностью хорошего закрепления принесут больше пользы, чем весь урок пытаться подталкивать обучающихся на самостоятельное изучение. А дети быстро приспасабливаются к смене методики. Скажу правду, на самом деле трудно учителю создавать такие условия – дети лучше адаптируются к новому, чем мы.

В завершение хочу сказать, профессионализм учителя заключается еще в том, чтобы представлять материалы так, чтобы ученик думал, что он сам до этого дошел. Очень важно создавать ситуацию успеха.

На самом деле это все большой труд. Но для того, чтобы иметь собственное (не чужое) мнение о чем то, надо это не сделать 1 раз, а выработать систему.

Если посеять 10 семян, то вырастают не все. Так и с выпускниками: все хотят поступать в ВУЗ. Не надо отговаривать. Но, если  кто-то и не поступит, пусть останется в памяти то, что поможет  ему в любом другом месте проявить себя как профессионала.

Усвоение детьми содержания предмета является не самоцелью, а лишь средством развития их личности, их индивидуальности. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с химией как таковой, но именно она может стать пространством для его личностного роста.

Жизнь человека - это только “миг между прошлым и будущим”. Каждый после себя оставляет своеобразное эхо. И только от нас зависит, каким оно будет – коротким и безликим или продолжительным и ярким.

Список используемых источников

  • Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2005 – 112 с.
  • Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 208 с. – (Мастерская учителя химии).

Интернет-ресурсы

  1. https://infourok.ru/metapredmetniy-podhod-pri-prepodavanii-himii-792128.html
  2. http://www.openclass.ru/node/365169
  3. http://easyen.ru/blog/quot_shkola_quot_metapredmetnoe_obuchenie/2013-06-30-441