Применение проектной технологии на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 8, 9, 10, 11


В настоящее время в обществе остро стоит проблема посещения обучающимся уроков физической культуры. Некоторые дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, а те, кто хотел бы, не могут ввиду того, что освобождены от занятий физической культурой из-за проблем со здоровьем. В результате этого противоречия и у тех, и у других снижается интерес к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни.

Проектная технология на уроке физическая культура позволяет строить обучение на активной основе через целенаправленную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Данная работа будет полезна для учителей технологии, на тех уроках, где создаются какие-либо творческого проекты, для учителей ОБЖ при проведении уроков, связанных с оказанием первой медицинской помощи, и т.д.

1. Введение

Важнейшей целью школьного образования является подготовка обучающихся способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры.

Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся за период обучения в школе. Многие обучающиеся относятся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, некоторые и вовсе имеют освобождение от всякого рода физических нагрузок. Так же есть обучающиеся, которые временно освобождаются от уроков физической культуры после перенесенных заболеваний.

Те учащиеся, которые освобождены от практических занятий, способны выполнять теоретические задания по физической культуре, в том числе и творческие.

(2 слайд) Традиционные методы оценки теоретических знаний по физической культуре (рефераты, письменные работы, доклады) оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Для того чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, должен осуществляться поиск новых подходов к физическому воспитанию.

(3 слайд) Цель: показать необходимость использования проектной деятельности на уроках физической культуры, позволяющей строить обучение на активной основе через целенаправленную деятельность ученика.

Задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы, теоретико-методических основ применения методов проектов в физическом воспитании школьников.
  2. Определить эффективность метода проектов на уроках физической культуры.
  3. Разработать методику использования метода проектов, создаваемых обучающимися в практической деятельности (на примере раздела «Гимнастика»).

(4 слайд) Гипотеза: метод проектов позволяет повысить значимость уроков физической культуры, в том числе у детей, освобожденных от физических нагрузок.

(5 слайд) Условия применения: данная разработка может быть реализована в практике образования в том случае, если есть возможность установки на учебном занятии мультимедийного проектора и экрана для показа презентаций. Так же для данного проекта необходим фотоаппарат либо телефон с возможностью фото- и видеосъемки.

1.1. Формы, методы и роль проектов на уроках физической культуры

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Выделяют 4 основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект инсценировки.

(6 слайд) Проекты на уроках физической культуры – это проекты по истории спорта, исследованию влияний физической культуры на организм человека, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.

Применение проектных технологий делает учебный процесс более увлекательным для обучающихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательной направленности, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

Цель использования разработанных в процессе проектной деятельности презентаций на уроках физической культурой – это наглядность в изучении раздела. С их использованием урок стал более современным, повысился престиж предмета «Физическая культура» (не только физическая, но и умственная, творческая работа обучающихся и учителя). Как правило, дети их выполняют на хорошем уровне, осуществляют поиск материала в интернете, у них повышается интерес к предмету, расширяется кругозор.

1.2. Этапы проектной деятельности

(7 слайд) 1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:

  • предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
  • выбрать тему, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

(8 слайд )К примеру, для раздела «Гимнастика» дается тема: «Олимпийский чемпион Алексей Немов»; «Алина Кабаева – королева художественной гимнастики»; « Куклина Ольга Юрьевна - Заслуженного тренера России и РК».

По плану, предложенному учителем, либо созданного в процессе «мозгового штурма» (если несколько освобожденных учащихся), обучающиеся описывают жизнь и спортивную карьеру Заслуженного тренера России и РК Куклину Ольгу Юрьевну. Презентация должна иметь небольшой объем (5-7 слайдов). Это нужно для того, чтобы учащиеся научились вычленять из большого объема информации главное, основное.

(9 слайд) Так же проект подразумевает второе задание: учитель предлагает обучающимся акробатическую комбинацию, состоящую из нескольких элементов. Обучающимся необходимо расписать по элементам данную комбинацию, к каждому элементу найти подводящие упражнения, выявить типичные ошибки при выполнении этих элементов и суметь объяснить эту комбинацию своим одноклассникам, которые в свою очередь будут выполнять ее на практике.

2. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (рисунки, постеры, презентации, викторины). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие с помощью учителя. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

3. Презентация проекта

(10-11 слайд) Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.

(12 слайд) После того, как проект готов, в спортивном зале устанавливается проектор с экраном. Обучающийся презентует первую часть задания. Подводятся итоги работы, также учащемуся задаются вопросы: с чем связан выбор темы, какие трудности возникли при выполнении работы и так далее.

После того как учащийся презентовал первую часть своей работы, приступаем ко второй, более сложной части: акробатической комбинации. Учащийся зачитывает комбинацию, к примеру:

И.п.- о.с. Упор присев - кувырок вперед в упор присев- перекат назад в стойку на лопатках (держать) - перекат вперед в сед с наклоном вперед - кувырок назад в упор присев- о.с.

Уже после, он вычленяет первый элемент данной комбинации: кувырок вперед. Далее он представляет те подводящие упражнения, которые способствуют правильному выполнению данного элемента. К примеру:

1) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;

2) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.

(13 слайд) После рассказа приступаем к выполнению подобранных подводящих упражнений. После этого, выполняем основной элемент комбинации (кувырок вперед). Просмотрев выполнение элемента учителем, учащиеся выстраиваются в колонну по одному перед гимнастическим матом и поочередно выполняют один кувырок вперед. В это время можно заснять на видео то, как учащиеся выполняют данный элемент, а затем показать его на проекторе, для того, чтобы они увидели свои ошибки, а наш докладчик сумел указать те ошибки, которые встретились при выполнении элемента.

(14-15 слайд) Пример:

1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина — слабый толчок ногами или его отсутствие;

2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате — удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;

3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;

4) неправильная группировка: а) слишком поздняя — захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная — недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;

5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого — потеря равновесия назад;

6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).

После удачно выполненного элемента комбинации, переходим к следующему. Когда все элементы комбинации выполнены по отдельности, можно приступать к выполнению комбинации в целом. Учитель показывает эталонную технику выполнения комбинации, затем учащиеся выполняют ее друг за другом. Как и при выполнении отдельных элементов комбинации, учащихся можно снять на видео, чтобы выявить ошибки, которые возникают у учащихся при выполнении комбинации в целом.

5. Подведение итогов проектной работы

Учитель оценивает проект: Насколько полно и точно раскрыта тема? Следовал ли учащийся плану? Правильно ли они представили список подводящих упражнений? Верно ли оценивают технику выполнения комбинации? Умеют ли выявлять ошибки? На основании этих данных выставляется отметка.

Заключение

Проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. В процессе урока формируется:

- понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- умение отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности.

Также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, отвечать на вопросы, самостоятельно изобретать способ действия, находить варианты решения проблемы, взаимодействовать с любым партнером, отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, умение уверенно держать себя во время выступления.

Учитель физической культуры выступает как организатор детской двигательной деятельности, он – источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний, что в конечном итоге повышает значимость уроков физической культуры, в том числе у детей, освобожденных от физических нагрузок, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Список литературы

  1. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. Пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-224с.
  3. Лайшев Р.А. Методология проектирования системы спортивно-образовательных центров // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Гомель: ГГУ, 2003. - С. 82-83.
  4. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе. Автореферат десертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ярославль, 2003.
  5. Селуянов В.Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий // Теория и практика физической культуры, 2003.- № 5. - С. 9-12.