Литературное чтение. Тема: "Алексей Васильевич Кольцов «Урожай»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, А.В.Кольцов


Цели урока:

  1. Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских поэтов XIX века;
  2. Познакомить с жизнью и творчеством А.В.Кольцова, учить видеть красоту русской поэзии, самобытность стихов А.В.Кольцова;
  3. Развивать выразительную речь

Оборудование: портрет А.В.Кольцова, альбомные листы, цветные карандаши

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания

- Учащиеся выразительно читают по ролям стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка», отмечают лучшего исполнителя каждой роли, исправляют ошибки.

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, всё творчество которого проникнуто глубокой любовью к природе, к земле, к людям труда. Это – Алексей Васильевич Кольцов.

- Алексей Васильевич Кольцов родился в городе Воронеже в зажиточной семье. Отец его был торговцем скота и слыл в округе честным партнёром и строгим домохозяином.

Кроме торговли скотом, он занимался садоводством, арендовал земли для посева хлебов. С детских лет Алексей помогал отцу в делах, а отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам.

Воронежская природа, где лесной север переходил в южную степь, щедро наделила будущего поэта полнотою впечатлений, остротою восприятий. Он вникал изнутри и в самые разные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одарённой натуре мальчика формировалась широта души и интересов, знание народной жизни.

С 9 лет Алексей изучал грамоту на дому и проявил при этом незаурядные способности. В мальчике проснулась страсть к чтению. В возрасте 16 лет он купил на базаре сборник стихов И.И.Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с русскими песнями. Он убежал в сад и стал распевать эти стихи в одиночестве, убеждённый в том, что все стихи – песни, что все они поются, а не читаются. Возникло желание самому писать стихи.

В 1830 году стихи Кольцова впервые появились в печати, а в 1835 году выходит его первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова», который принёс 26-летнему поэту славу среди столичных литераторов. Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже В.А.Жуковский.

Но жизни и творческой деятельности поэта не суждено было продлиться долго: в возрасте 33 лет он умирает от чахотки.

В 1846 году выходит в свет первое посмертное собрание стихотворений А.В. Кольцова (его подготовил В.Г. Белинский). Сборник сопровождала статья о жизни и сочинения поэта. Произведения поэта состояли из трех разделов: пьесы, «русские песни», которые принесли поэту заслуженную славу, и философскую лирику, его знаменитые «думы». «Русская песня» вынесла Кольцова на непревзойденную высоту среди современных ему писателей. Алексей Кольцов схватывает в русских песнях саму. Суть, самую сердцевину народного духа – поэзию земледельческого труда.

Физминутка

Мы лопаты взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

- Ребята, послушайте и вы одну из таких песен, она называется «Урожай» и была написана в 1835 году.

Учитель  выразительно читает стихотворение «Урожай».

- Что хотите сказать?

- Что понравилось, запомнилось?

- Почему «люди сельские» не насмотрятся «на поля, сады, на зелёные»?

- Какие думы их волнуют?

- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

- С каким чувством поэт пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?

Далее учитель вместе с ребятами читает стихотворение вслух, отрабатывая выразительность чтения.

- Прочитайте отрывок из стихотворения, содержание которого произвело на вас наибольшее впечатление.

- Ребята, кто прочитает выразительно стихотворение?

- Ребята, возьмите альбомные листы и цветные карандаши и нарисуйте рисунок к стихотворению.

IV. Итог урока

- Ребята, с каким русским поэтом XIX века мы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о жизни творчестве А.В.Кольцова? Что запомнили?

- С каким стихотворением А.В.Кольцова мы познакомились?

- Как он пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?

- Понравилось ли вам стихотворение «Урожай»?

- Как надо читать стихотворение?

- Что понравилось, запомнилось?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.В.Кольцова «Урожай», выучить наизусть отрывок, содержание которого произвело наибольшее впечатление.