Развитие познавательной активности на уроках истории

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели»

Проблема развития познавательной активности на уроках истории в современном мире прибредает все большую актуальность. Это обусловлено следующими причинами:

  • традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов, поэтому необходимо развивать активность ребят на уроке, используя различные методы и средства.
  • учебники предлагают учащимся большой поток сложной, необработанной информации, поэтому основная задача учителя – помочь ученику усвоить эту информацию, используя различные формы работы с ней.

Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать и применять новые формы и средства активизации познавательной деятельности.

Хочется отметить, что именно от педагогического мастерства учителя зависит познавательный интерес ребят к изучаемому предмету, а значит и активизация познавательной деятельности на уроках истории. Развитию познавательной активности способствуют различные методы и средства, которые реализуются на разных этапах урока.

Предлагаю рассмотреть следующие из них:

Применение нетрадиционных форм урока

В педагогической литературе выделяются различные типы нестандартных уроков. Наиболее используемые на уроках истории это: урок-дискуссия, урок-игра «Поле чудес», урок-экскурсия, интегрированный урок, объединённый единой темой или проблемой с другим предметом. Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Такого типа занятия являются ярким пятном в учебной деятельности учащихся, вызывают интерес к изучаемой дисциплине. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, использовать их систематично не рекомендуется из-за большой потери времени и отсутствия серьезного познавательного труда.

Так, например, на обобщающем уроке по теме «Арабы в VI–XI веках», ребятам можно предложить сыграть в игру «Поле чудес». Правила игры, задания, верные ответы учитель заранее готовит на слайдах в презентации.

  • Задание для 1 тура: Кочевые арабы назывались…
  • Задания для 2 тура: Основатель ислама
  • Задание для 3 тура: Государство арабов при Аббасидах называли … халифат
  • Задание для суперигры (состоит из 3 вопросов):
    • Задание по горизонтали: Основатель ислама
    • Задания по вертикали:
      • 1 задание по вертикали: К середине XI в. большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Какой город они захвати в 1055 в.?
      • 2 задание по вертикали: VIII—IX века можно было назвать арабским…

Как правило, такого рода занятия вызывают у учащихся большой интерес. Если заранее предупредить ребят об игре, они с большим желанием подготовятся к уроку.

Использование игровых форм, методов и приёмов обучения

Среди форм проведения урока следует выделить игровые: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельностые. Педагогами давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность познания учебного предмета. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. В методической литературе этот прием рассматривается как один из самых главных и универсальных в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса.

Так, например, на этапе изучения нового материала по теме «Жизнь египетского вельможи можно предложить одному из учащихся заранее подготовиться и сыграть роль вельможи, который пришел из Древнего мира с рассказом о своей жизни.

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация, как правило, побуждает учащихся задавать вопросы. Получая ответ на свой вопрос, ученик «открывает» новое знание.

Виды проблемных ситуаций:

  • ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных. Задача ученика найти верное (оптимальное решение) решение;
  • ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
  • ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
  • ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью;
  • ситуация-предположение (гипотеза), когда учитель высказывает предположение о возможности новой закономерности или просит ребят сделать предположение, а потом найти правильный ответ в учебнике. Данный тип ситуаций вовлекает в активный поиск обучаемых;
  • ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, решения;
  • ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Чаще всего на уроках истории использую ситуации-предположения. Так, например, при изучении темы «Древнее междуречье» учитель просит ребят выдвинуть гипотезу «Первые поселения в Междуречье образовались именно в долине рек, потому что…», а потом подтвердить свои предположения текстом учебника.

Использование на уроке разнообразных форм учебной деятельности учащихся

  • коллективные,
  • групповые,
  • индивидуальные,
  • фронтальные,
  • парные.

Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта:
а) общеклассная (учитель → учащиеся класса),
б) бригадная (учитель → группа учащихся).

Для этого класс делится на микрогруппы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учащихся – командир группы. Работа в группах может строиться по-разному: иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик.

Одной из интересных форм организации коллективной познавательной деятельности учащихся, на мой взгляд, является общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса истории.

Применение новых информационных технологий

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:

  • тематические презентации;
  • теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме;
  • видеофрагменты и видеосюжеты;
  •  карты;
  •  картосхемы;
  •  таблицы и многое другое.

Систематическое использование различных средств контроля

Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д.

Применение дидактических приемов

  • «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
  • «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
  •  «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

  • эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью;
  • познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, проектов и др.;
  • волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности;
  • социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.