Народная мудрость в сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"

Разделы: Литература

Класс: 4

Ключевые слова: сказка, С.Т.Аксаков , «Аленький цветочек»


Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

Задачи:

  • учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях;
  • формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  • развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
  • через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

Оборудование. Презентация к уроку, иллюстрации к сказке, иллюстрации с сюжетами сказки, картинка аленького цветочка, лепестки, шкатулка слов.

Примечание: урок обобщения после самостоятельного чтения.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей

У нас сегодня итоговое занятие по сказке Аксакова С.Т.Аленький цветочек. Мы будем исследовать содержание, художественные особенности сказки и раскроем авторский замысел, а также вспомним отличие литературных сказок от народных.

Презентация

2. Беседа о сказках

Далеко, далеко, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова.

3. Речевая разминка

- Прочитайте пословицу.

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай»

- Как вы понимаете слово «смекай»? (понимать, догадываться)

- Назовите (существительные). Глаголы.

- Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы (существительные).

- Объясните смысл пословицы.

(Сказки читать полезно. В них много поучений)

4. Определение типа сказки

- Сказки бывают разные. Какие сказки вы знаете?

(Волшебные – превращение лягушки в царевну, молодца – в комар. Про зверей – в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. А есть еще сказки про детей, солдат, это все бытовые сказки).

- Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям? (литературные сказки).

- К какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек»? Объясните почему. (Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

- Кто автор сказки? Сергей Тимофеевич Аксаков

- От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).

- Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?

Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

- Как начинается сказка? «В неким царстве, неким государстве жил был богатый купец, именитый человек».

- Уже с первых строк мы понимаем, что язык сказки народный, просторечный, так говорили сказатели сказок. Давайте проверим на сколько внимательны вы были при прочтении старинных слов и выражений.

5. Лексическая работа. (Шкатулка)

- Вот шкатулка, в ней устаревшие слова.

Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение.

Парча – шелковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.

Венец – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона.

Яства сахарные – еда, кушанья.

Челядь дворовая – слуги, дворовые.

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет.

Опочивать легла – спать легла.

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

6. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками

- Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их.

- «За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридевятое государство».

- «Поворотился он назад - нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».

- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

- «Долго ли, мало ли времени».

- «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

- «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».

7. Физкультурная минутка

Наши алые цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет,
Птички весело летают,
Нежно бабочки порхают.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки-
Видно, отдохнуть пора…
А у нас урок, друзья!

8. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

- Перед вами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий.

- Назовите главных героев. (Три сестры; купец, зверь лесной, чудо морское)

- Давайте попрубуем дать характеристику, каждому герою.

9. Характеристика героев

1. Купец. Прочитайте отрывок из сказки вслух.

- «Лучше мне с дочками повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому».

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское.

>– Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н.Куприянов, Б.Диодоров, И.Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

- Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные».

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? (Нет)

- Почему? А какие чувства он вызывает? Почему? (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой. Какие слова, говорил Настеньке, лесной зверь.

«Не господин я твой, а послушный раб».

3. Три сестры

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам)

- Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Подтвердите словами из текста.

Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской. Она неблагодарная. Не пошла выручать отца. Недобрая, завистливая

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).

- А младшая дочь? Какая она? Добрая, ласковая, приветливая.

В каком поступке это проявилось?

- А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры? Почему?

10. Пересказ отрывка сказки

- Какой момент сказки самый волнующий? Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

- Давайте расскажем, как это произошло.

-  Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? (Любовь девушки.)

- За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

-  О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

11. Описание цветочка Аленького

- Как вы себе представляете цветочек Аленький?

- Найдите в тексте его описание.

- Ребята возьмите лепесток от волшебного цветка и напишите самую заветную свою мечту. Потом мы прикрепим наши лепестки к доске и у нас получится цветочек.

- Помните, что аленький цветочек приносит удачу только смелым, добрым, бескорысным людям.

- Пусть аленький цветочек напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям.

12. Итог урока

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь (свободные высказывания).

13. Рефлексия

- Если урок для вас был интересен и полезен, то поднимите аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то цветочек не поднимайте.

Тест по сказке «Аленький цветочек»

1.Какими словами начинается сказка?
а) «В некотором царстве, в некотором государстве»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями …»
в) «Три девицы под окном …»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
а) старшая;
б) средняя
в) младшая.

3. Кто из дочерей согласился спасти отца?
а) старшая;
б) младшая;
в) средняя.

4. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) золотой перстень;
б) медный браслет;
в) изумрудное ожерелье.

5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя лесного?
а) на левый мизинец;
б) на правый мизинец;

6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?
а) на один день и одну ночь; 
б) на три дня и три ночи;

7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
а) заколдованным принцем; 
б) злым колдуном;

8. сколько лет провёл принц в образе зверя лесного?
а) 30 лет;
б) 20 лет;
в) 10 лет.