«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа». По произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: «Робинзон Крузо» , Д.Дефо


Литература 5 класс

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: определение человеческих качеств Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Задачи:

Образовательные:

  • Проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.
  • Расширить общий кругозор учащихся.
  • Выявить знание текста учащимися.
  • Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Развивающие: 

  • Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания; 
  • Развивать способность учащихся выражать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Прививать любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I. Мотивирующий этап

 

На доске рисунки кокоса и банана, острова с пальмой, козы и листок со словом «Пятница»
Учитель:
- Ребята, чем объединены эти рисунки? (все эти предметы из произведения «Робинзон Крузо»)
- А кого не хватает здесь? (самого Робинзона Крузо)

Познавательные: работа с ассоциацией, моделирование, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение чётко и ясно выражать свои мысли

II. Этап создания проблемной ситуации и целеполагания

 

 

Учитель:
- Сегодня мы с вами будем говорить о необитаемых островах, о выживших людях. Прежде чем приступим к работе, я бы хотела предоставить слово Шайдуллину Булату. Он расскажет о своём любимом произведении и учёном, написавшем его, Алене Бомбаре.
Булат:
- Ален Бомбар отправился в одиночное плавание, которое длилось 65 суток, с 19 октября по 23 декабря 1952 года с Гибралтарского перешейка и окончил его на острове Барбадос 22 декабря.
Предыстория его такова. Весной 1951 года Ален Бомбар, молодой врач-интерн (родился 27 октября 1924 года), только начавший свою профессиональную деятельность в госпитале французского порта Булонь, был потрясен количеством погибших моряков с потерпевшего кораблекрушение вблизи берега траулера «Нотр-Дам-де-Пейраг». Траулер ночью, в тумане, налетел на камни прибрежного мола и разбился. Погибли 43 моряка. Утром, спустя несколько часов, их тела вытащили на берег и, что самое удивительное, все они были в спасательных жилетах! Именно это событие подтолкнуло молодого врача заняться проблемой спасения жизни людей, терпящих бедствие в море.
Бомбар задумался, почему так много людей становятся жертвами кораблекрушений? Ведь ежегодно многие тысячи человек погибают в море. И как правило, 90% из них гибнет в первые три дня. Почему это происходит? Ведь для того, чтобы умереть от голода и жажды, потребовалось бы гораздо больше времени. Бомбар сделал вывод, который позднее написал в книге «За бортом по своей воле»: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!» 
- Их убило отчаяние, страх и неизвестность. Все эти люди даже не пытались выжить!
Формулируем тему урока:
Учитель:
- О чём мы сегодня будем говорить с вами на уроке? (Какие человеческие качества помогли Р.К. выжить на необитаемом острове? О силе человеческого духа)
Записывают тему в тетрадь!
-Учитель:
Чтобы правильно оценить поступки главного героя, прожившего на острове на протяжении 28 лет, необходимо узнать об авторе, который написал этот роман.
Моя помощница расскажет об авторе и истории создания романа (выступление Ахметхановой Эмилии).
Эмилия:
- Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, её-то за основу и взял Даниэль Дефо (пересказ статьи учебника, стр.199-200)

Регулятивные: умение чётко формулировать тему и цели урока.
Познавательные: систематизировать, сопоставлять, делать выводы.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с одноклассниками, слушать друг друга, овладевать навыками монологической речи.

III. Физкультминутка

Играет песня «Чунга-Чанга»

 

IV. Этап знакомства с новым материалом

 

Работа по главам романа (осуществляется в парах)

 

 

 

 

Учитель:
- Ребята, ответить нам на наш вопрос поможет само произведение.
- Расскажите, с какими препятствиями пришлось столкнуться герою в первые дни пребывания на острове? (ответы учащихся)

(Глава 6 «Робинзон попадает на необитаемый остров. Он добывает с корабля вещи, еду»).
- Почему он не плакал и не предавался отчаянию?(найти и зачитать в учебнике)
- Как вы думаете, что заставило Робинзона поплыть к тонущему кораблю? С какой целью он сделал плот?
(т.к. в учебнике представлена только одна глава №6, другие были даны на самостоятельное изучение по рядам)
Учитель:
- Ребята, я вам раздам вопросы по главам, вы должны на них ответить, работая в парах, и проанализировать поведение главного героя.

(Глава 8 (1 ряд) «Календарь Робинзона. - Робинзон устраивает свое жилье»).
- Как Робинзон обустраивал свое жилье? Как вы думаете, зачем Робинзон делал зарубки на столбе?
- Ребята, скажите, почему он вёл дневник со столбцами «хорощо» и «плохо»?
- Чему новому он научился?(столярному мастерству)

(Глава 10 (2 ряд) «Робинзон достает вещи с корабля, потерпевшего крушение. - Он тщательно исследует остров. Болезнь и тоска»).
- Для чего Робинзону понадобился календарь?
- Почему им овладела тоска? (ровно год, как он живёт один на этом острове)
- Какой климат на острове и какие времена года? Какие выводу он сделал?

 (Глава 16 (3 ряд) «Робинзон приручает диких коз»).
- Зачем Робинзон решил поймать диких коз? Удалось ли ему это?
-Как характеризует эта глава героя? (сильный, мужественный, не теряющий надежды, смекалистый и ТРУДОЛЮБИВЫЙ)
- Каких результатов он достиг?

(Глава 21 (Диана и Гузель) «Робинзон спасает дикаря и дает ему имя Пятница»).
- Почему нового друга назвал пятницей?
- Расскажите о том, как Робинзон спас Пятницу?
- Проявил ли Пятница благодарность своему спасителю? Как?
- Такое отношение Робинзона Крузо к Пятнице как его характеризует?

Познавательные: самостоятельно работать с текстом; излагать содержание прочитанного.
Коммуникативные: формировать собственное мнение, аргументировать его; высказывать и обосновывать своё мнение; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Итог урока

- Так что же помогло Робинзону Крузо выжить на острове на протяжении 28 лет?
- Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.

Регулятивные: уметь оценивать свою работу, делать выводы, подводить итоги, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

 

VI. Составление синквейна (если останется время)

Робинзон
Умный, смелый, сильный
Строит, живёт, выживает, не отчаивается
Один из любимых героев
Человек

VII. Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-  Все ли было понятно?
-  Какие вопросы у вас возникли?
- Поделитесь своими впечатлениями о романе? Какое у вас настроение?
- Хорошо работали на уроке, молодцы. Спасибо за участие. 
Выставление оценок

VIII. Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос со стр.213 «Творческое задание» на «5», на «4» нарисовать Робинзона Крузо, каким вы его представляете.