Краеведческий материал при проведении предметной недели истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Ключевые слова: краеведение, Великая Отечественная война, школьный музей


В последние годы предметная неделя истории и обществознания приходится на празднование годовщины Победы в Великой Отечественной войне. И все мероприятия предметной недели посвящены, главным образом, Великой Победе.

В нашем школьном историко-краеведческом музее создана музейная экспозиция «Ветеран Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Данную экспозицию также использую на уроках, посвящённых войне как дополнительный источник знаний. В музее хранятся воспоминания участников войны, тружеников тыла. Привлекаю и фотографии, сделанные мной в музее под открытым небом «Салют Победы!» города Оренбурга. Созданы исследовательские работы самими учащимися: «Школа в предвоенные, военные и послевоенные годы», «И в тылу ковалась Победа!», «Жизнь прожита не зря!» и другие. Сегодня с момента окончания Великой Отечественной войны прошло довольно много времени. Уходят очевидцы тех событий. Что знают о них молодые? Знают ли они о маршале Жукове, смогут ли рассказать о Сталинградской битве? Как сделать так, чтобы помнили? Стараюсь не обрушивать на детей массу непосредственных военных подробностей. За их незапоминающимся валом остаются скрытыми и узловые вехи, и главные события, и основные эмоции. Подробности заинтересовавшиеся учащиеся могут изучать самостоятельно. Материал о войне преподаю в большей степени проблемно, в том числе и с применением краеведческого материала. Войну следует анализировать – в первую очередь её причины, характер. Ибо война – всегда хирургическая операция без наркоза, максимальное напряжение народных сил. И краеведческий материал играет здесь не последнюю роль.

Не менее важна интонация, с которой мы ведём рассказ о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Она не должна быть слишком пафосной. Современные дети это не приемлют. Не нужно героизировать войну. Война проявляет всё самое высокое, но также и низменное в человеке. В войне нет романтики. В ней есть и подвиг, и жертвенность, и предательство. И в этом случае лучше краеведческого материала ничего не найти. Без него просто не обойтись в изучении сложных тем о Великой Отечественной войне. История войны, в случае применения краеведческого материала, становится близкой, осязаемой, подлинной.

Краеведческий материал обладает большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании учащихся. Тематику занятий выстраиваю так, чтобы она давала представления о системе ценностей людей. Например, темы: «Уроки трудных дней», «Исповедь опалённой души» проникают в мир переживаний участников событий, в трудную обстановку в которой находились люди. С помощью таких занятий учащиеся начинают понимать, насколько важно человеку, где бы он не находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей малой родиной. Кроме того, у учащихся складываются определённые жизненные позиции, миропонимание.

В старших классах, где изучается 20 век, в 9-м и 11-м, при проведении предметной недели, провожу уроки самоуправления, посвящённые Великой Отечественной войне на основе краеведческого материала. В роли учителей выступают сами учащиеся.

При проведении предметной недели стараюсь охватить все классы, где изучаем историю. В 5–7 классах провожу музейные экскурсии на основе музейной экспозиции, посвящённой войне. Тематику экскурсий стараюсь разнообразить.

Музейная экскурсия «Уроки трудных дней» призвана помочь учащимся познакомиться с земляками, односельчанами, воевавшими на фронтах Великой Отечественной войны. На территории нашего Преображенского сельского совета в живых не осталось ни одного участника той войны. Многие учащиеся узнают о своих прадедах что – то новое. Некоторые, заинтересовавшись историей предков, начинают собирать сведения об участниках войны для создания семейного архива, пополнения музея результатами своих исследований. Рассказываю ребятам о вскрытии капсулы со списком участников войны, которое мы произвели с главой администрации к 70-летию Победы.

Во время проведения музейной экскурсии «Исповедь опалённой души» зачитываем воспоминания участников войны, собранные, когда ветераны были ещё живы. Рассказываю учащимся о поиске места гибели своего отца Кирсановым Николаем Филипповичем. В нашем музее хранится его труд «Пока я помню – я живу!».

Показываю ребятам подлинные фотографии времён войны, справку о ранении одного из участников войны, датируемую 1943 годом, рассказываю легенды этих музейных предметов.

Музейная экскурсия «И в тылу ковалась Победа!» самая содержательная для учащихся. Живы ещё их бабушки и прабабушки, которые трудились во время войны в тылу. Зачитываем воспоминания тружеников тыла. Показываю ребятам фотографии сельскохозяйственной техники времён войны, сделанные в музее под открытым небом города Оренбурга «Салют, Победа!». На занятиях кружка «Музейное дело» изготавливаем с детьми модели сельхозтехники времён войны. В нашем музее есть проигрыватель в рабочем состоянии, ставлю учащимся виниловые пластинки с песнями о войне советских времён.
С учащимися 9–11 классов провожу воспитательное мероприятие «В.Высоцкий о войне». Владимир Семёнович Высоцкий проживал в эвакуации у нас тогда в Чкаловской области в одном из сёл под Бузулуком.

Владимир Семёнович Высоцкий не воевал, но его песни о войне вызывают интерес у нескольких поколений россиян. Кто-то из учащихся и раньше слышал его песни, а кто-то открыл для себя Высоцкого впервые. Для ребят звучат его песни «Братские могилы», «Прерванный полёт», «Песня лётчика – истребителя», «Песня о госпитале», «Он не вернулся из боя» и другие.   

С учащимися 5–6 классов организовываем конкурс рисунков «Имя тебе – Победа!». В качестве иллюстративного материала ребятам предлагаю тематические номера исторического журнала «Родина» и журнала, приложения к газете «1 сентября» - «История», также книги с изображением орденов и медалей времён Великой Отечественной войны.

С учащимися 8–9 классов провожу воспитательное мероприятие «Плакаты Великой Отечественной».

С учащимися 8–11 классов провожу военно-историческую викторину, посвящённую вкладу Оренбуржья в дело Великой Победы.

Завершаем предметную неделю участием во всероссийской акции «Бессмертный полк», где используем также и музейные экспонаты: портреты участников Великой Отечественной войны, красные знамёна СССР, РСФСР.

Когда в занятие включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного села, исторический материал для учеников становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята в каком-то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.

Применение краеведческого материала позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, они учатся сопереживать. Когда на занятиях звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у учащихся возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитии исторического процесса.

Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации, применяя в том числе и информационно-коммуникационные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать применение краеведческого материала в преподавании истории.