Формирование экологических компетенций на уроках гуманитарного цикла

Разделы: Русский язык, Литература, Иностранные языки


Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.

Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений во многих вариантах, одним из которых является экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы.

В настоящее время в массовой школе преобладает интеграция экологии в разные предметы, формируются экологические компетенции за счет  факультативных программ экологических практикумов, кружков, проектной деятельности. Однако основу содержания экологического образования на школьном этапе составляют научные представления о различных классах экосистем, накапливаемые и формируемые в разных учебных предметах.

Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык - вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка - составная часть экологической и общей культуры человека.

Реализации принципов экологического образования на уроках литературы  способствуют следующие факторы:

- Широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы;

- Устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;

- В плане регионального компонента - предельная сосредоточенность писателей-вологжан (поэтов, прозаиков, публицистов) на проблемах духовной значимости гармонических отношений человека с природой;

- Актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства;

- Примерами практического участия людей в экологических движениях и природоохранной работе.

Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

Сейчас перед школой стоит глобальная задача – подготовка культурного, высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды. Решение этой задачи направлено на возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение учеников к культуре русского народа, формирование нового стиля мышления – экоцентрического, без которого невозможно сохранение жизни в биосфере.

“Экос” в переводе с греческого означает “дом, жилище, местопребывание”. Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека и природы мы находим в работах Д. С. Лихачева, который отметил: “Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству”. Экология является уникальной областью человеческого знания, так как само экологическое знание обладает ценностным характером. Экологию в школе следует рассматривать как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, к планете, наконец, давшей нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Если природная среда необходима для биологической жизни человека, то культура столь же необходима его духовной, нравственной жизни. Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

Школа должна воспитывать человека соприродного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. Гуманизация – это приобщение науки к общечеловеческим критериям. Учитель – тот человек, который призван через содержание своего предмета воспитывать в учениках благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Важная роль в этом принадлежит учителям гуманитарного цикла, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности.

К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Поэтому мы должны научить ребенка не только знать и применять орфографические правила, но и осознавать, как через родную речь происходит познание мира, какова роль человека в происходящем. Как справедливо отмечает Н.М.Шанский, “язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства”. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык. “В языке, – писал К.Д.Ушинский, – одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух… Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка”. Поэтому обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Будучи формой социальной памяти, средством выражения его самости, средством отражения национальной культуры народа, язык заключает в себе богатейшие, неисчерпаемые воспитательные возможности, позволяющие влиять на формирование личности учащихся. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.

Особое место занимает так называемая народная экология, которая содержит обширнейшие знания, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой. Древний русский человек жил среди природы и находился от нее в глубокой зависимости, в течение многих веков наблюдал за природными явлениями, приспосабливался к ним. Все эти знания о природе нашли отражение в фольклоре, а именно – в сказках, бывальщинах, пословицах и поговорках, и в поэзии. Так, через сказки в удобной и легкой форме передавались самые разнообразные знания, в том числе и экологические: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях неживой природы, запечатлевались модели поведения в различных ситуациях. Конечно же, эти знания передавались в завуалированной, сказочной форме, что делало их очень привлекательными в глазах детей.

На своих уроках результативно использовать пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. Как писал М. А. Шолохов: “Величайшее богатство народа – язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагаются его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах”.

  • Используя пословицы и поговорки на уроках русского языка, литературы, биологии, экологии, решаются следующие задачи:
  • Углубление знаний о народной духовной культуре в её прошлом и настоящем, о различных аспектах бытия.
  • Усвоение нравственно-поведенческих, культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к языку, культуре собственного этноса и природной среде, в которой они формировались.
  • Развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе восприятия традиционно-поэтических произведений и реализации собственных исполнительских навыков.

Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности учащихся:

  • Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
  • Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
  • Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках, эссе и т.п.
  • Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания.

В рамках методического объединения учителей русского языка и литературы был реализован  эколого-литературный проект «Поэтические традиции родного края». Обучающиеся читали стихи саратовских поэтов, представляли собственные авторские работы, исполняли музыкальные произведения.

Школьники поняли, что традиция – это передача духовных ценностей от поколения к поколению, на которой основана культурная жизнь. Школа является как частью традиции, так и её носителем; а так как школа не только дает знания, но и воспитывает, прививает нормы культуры, то необходимо сохранять школьные традиции. В результате, дети постепенно выходят на экологические проблемы современного общества, убеждаются в их важности и начинают понимать, что и от них зависит наше будущее.

Важным этапом формирования экологических компетенций является создание своих собственных рассказов, сказок экологической тематики. Сначала это сочинение – миниатюра, в котором учащиеся должны воспроизвести ситуацию, которая могла бы быть озаглавлена пословицей, затем экологическая сказка по пословице и поговорке. Это формирует экологически направленную, творческую личность, помогает раскрыть таланты детей, приобщить их к культуре нашего народа, позволяет ввести понятие “экология языка”.

Использование экологического материала на уроках литературы не только повышает интерес к данному предмету, но и помогает понять, что язык формируется для говорящего на нем народа картину мира, что с помощью языка каждый ученик познает родную культуру. Ребенок начинает чувствовать свою крепкую связь с народом и уже не может оставаться равнодушным, слыша неправильную речь, в которой преобладают жаргонизмы и иноязычные слова.

Кроме того, большое значение придается наблюдениям за природными явлениями, животными и птицами. Обобщение этих наблюдений уместнее проводить в форме кратких тематических сочинений учащихся (по описанию сезонов, по обобщению наблюдений за животными, птицами и т.д.). В этих работах, наряду с уточнением своих представлений о предмете наблюдений, дети отрабатывают речевые навыки, выражают свое эмоциональное отношение к природе, к необходимости её сохранения, заботы об объектах природы. Такие виды деятельности пробуждают интерес, активизируют творчество, помогают в усвоении систематизированных экологических знаний и умений, развивают устную и письменную речь детей.

Вывод: на уроках литературы экологические компетенции формируются ненавязчиво, в игровой форме. Дети осознают, что эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, – необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Задача учителей гуманитарного цикла – возродить народную экологию и вернуть человека в лоно природы, но уже на более высоком, осознанном уровне. В процессе выполнения наших планов формируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими, этнокультурными знаниями и коммуникативно-компетентный, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, ратующий за чистоту речи, понимающий, что природа – это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит, творить добро.

Информационные источники

  1. Хрестоматия. На главной улице России. Под ред. Н.А.Ипатовой, Саратов: 2009.
  2. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5-7 кл.: Книга для учителя / под ред. А.Б.Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера: 2003
  3. Интернет-ресурсы.