Мониторинг и диагностика знаний учащихся по математике один из способов повышения качества знаний

Разделы: Математика

Классы: 9, 11

Ключевые слова: мониторинг


Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека

Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

Внутришкольный мониторинг - это систематический контроль за результатами обучения учащихся с дальнейшей корректировкой своей работы по формированию познавательных УУД.

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Анализ результатов предыдущих лет показал, что учащиеся набирают не очень высокие баллы по математике. Swot-анализ выявил следующие показатели:

Сильные стороны:
Команда учителей единомышленников Большое количество часов УП Заинтересованность родителей (сильный актив) Опыт работы с разными классами МТБ

Слабые стороны:
Нет четкого распределения учащихся профильбаза
Отставание в использовании информационных систем
Не все участники образовательного процесса имеют высокую мотивацию на достижение хорошего результат

Возможности:
Хороший уровень базовых знаний
Мотивированность детей
Привлечение родителей
Наличие психологической службы
Профориентационная работа
механизм слежения и контроля за качеством образования с привлечением современных ИК-технологий (т.е. обработка, хранение информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств)

Риски:
Перегрузка учащихся
Перегрузка педагогов
Формальный подход к проведению мониторинга из-за высокой нагрузки

Цель мониторинга: повышение качества математической подготовки школьников в 2015-2016 учебном году на основе использования различных форм и технологий.

Задачи:

  • Определение уровня подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ
  • Определение достижений учащихся по темам.
  • Реализация индивидуальных возможностей учащихся.
  • Отслеживание результатов.

Виды готовности: информационная, предметная, психологическая.

Информационная:

  • Спецификация экзаменационной работы
  • Правила поведения на экзамене
  • Правила заполнения бланков
  • Рекомендации по подготовке к егэ
  • Рекомендуемая литература, ссылки на интернет сайты
  • Примерный график проведения мониторинговых работ

Психологическая

  • Оценка трудностей заданий и рациональный подход к выбору заданий
  • Жесткий самоконтроль времени
  • Обучение прикидке границ результата и способам проверке результата
  • Занятия с психологом по стрессоустойчивости.

Предметная

  • Отработка умения работать с тестами
  • Организация вводного, текущего и итогового повторения
  • Проведение системного мониторинга (внутреннего и внешнего)
  • Создание банка тестовых заданий
  • Организация самостоятельной работы учащихся (сборники для подготовки к ЕГЭ, Интернет сайты).

Использование интернет-ресурсов

  1. http://fipi.ru
  2. https://statgrad.org">https://statgrad.org
  3. https://ege.sdamgia.ru
  4.  http://www.examen.ru

Несколько лет сотрудничества с сайтом статград позволяет составить график работ на весь год. Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой тестовых работ. Тематический: тема1, тема2 и т.д.

Базовый мониторинг позволяет проследить динамику успешности каждого ученика. Работы статград дают возможность оценить как каждого ученика так и класс в целом.

Для получения ожидаемого результата, после входящей контрольной работы определяют уровень ЗУН, планируя коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся. А в этом помогает уже тематический мониторинг. На каждого ученика составляется индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включать различные виды заданий для устранения данных нарушений. Результаты учебных достижений оформляются в виде диаграммы качества знаний. Данный мониторинг позволяет получить: объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения; возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики; возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом; систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей. В 11 классе наиболее актуально встают вопросы итогового повторения курса математики.

Основные темы итогового повторения:

  • Преобразование рациональных и иррациональных выражений;
  • Преобразование показательных и логарифмических выражений;
  • Преобразование тригонометрических выражений;
  • Решение рациональных уравнений и неравенств;
  • Решение иррациональных уравнений и неравенств;
  • Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств;
  • Решение тригонометрических уравнений.

Также большую роль в обучении играет информационная и психологическая составляющая. Как учащиеся так и родители должны быть своевременно информированы о всех составляющих в учебном процессе, поэтому запланированы выходы педагога на родительские собрания. В течении всего учебного года планируются занятия с психологом по стрессоустойчивости.

Ожидаемый результат: Повысить средний балл по математике на ЕГЭ до уровня городского.

Заключение Человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успеха. Поэтому очень важно видеть в каждом ученике уникальную личность, верить в неё. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, на высокую оценку себя со стороны окружающих.

Технологическая карта проекта

1. Название проекта "Система подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике с привлечением интернет-ресурсов".

2. Тип проекта – Педагогический.

3. Участники - Учащиеся 11А класса и 9А класса.

4. Масштаб проекта - Срок реализации проекта (1 год).

5. Цель проекта: повышение качества математической подготовки школьников в 2015-2016 учебном году на основе использования различных форм и технологий.

6. Задачи

  • Определение уровня подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ,ОГЭ.
  • Определение достижений учащихся по темам.
  • Реализация индивидуальных возможностей учащихся.
  • Отслеживание результатов.

7. Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный (1 неделя сентября)Определение учащихся на сдачу ЕГЭ база – профиль. Определение сроков вводного, промежуточного, итогового мониторингов. План работы с учащимися на год.

2 этап реализация проекта. Сентябрь, декабрь, апрель – тесты для учащихся с сайта Статград. Текущие к/р по темам учебного плана – в течение года.

Работы тестового характера по повторению – март-май. Творческие работы учащихся по составлению итоговых тестов с привлечением интернет-ресурсов – апрель. Родительские собрания информационного характера в течении года.

3 этап заключительный. Подведение итогов работы за год для каждого учащегося. Рефлексия.

8.Ожидаемый результат. Средний балл базового уровня по математике – 4.

Средний балл профильного уровня по математике – 54,7.

9. Оценка выполнения проекта. Результаты ЕГЭ и ОГЭ (протоколы).

10. Трансляция проекта.

Проект предназначен для учащихся и родителей. Для педагогов математиков.