Методическая разработка внеклассного (интегрированного) мероприятия "Рукотворные мерки в литературных произведениях". 6–7-е классы

Разделы: Математика, Литература, Внеклассная работа

Классы: 6, 7


Пояснительная записка

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальна в настоящее время.

К сожалению, рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, раскрыть многие «тайны» учебного предмета. В этом случае не помощь приходят внеклассные занятия, мероприятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

При организации внеклассной работы по предмету важно помнить, что одним из важных моментов будет ИНТЕРЕС. Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально и учебную, и внеклассную деятельности подростков.

Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание – это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами, это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному, все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, то есть содействовать устойчивости интереса.

Отношение учащихся к тому или иному предмету чаще всего определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике и литературе всегда имеются разные категории учащихся: проявляющие повышенный интерес к предметам или занимающиеся по мере необходимости («надо»); ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом, а литературу – простым перелистыванием страниц. Поэтому уже с начальных классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал, на тех, кто добивается лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение дается с большим трудом.

Внеурочные занятия (мероприятия) по предмету позволяют решить целый комплекс задач: повысить уровень ЗУН, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся; способствуют возникновению интереса у большинства учеников,  привлечь некоторых из них в ряды «любителей математики», «любителей словесности» и т.д.; организовать досуг учащихся в свободное от учебы время. Внеклассная работа создает большие возможности и для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки, умения работать в группе).

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, приходится постоянно расширять свои познания по предмету, следить за новостями науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Внеклассная работа должна быть составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке.

Учитель имеет возможность на внеклассных занятиях (мероприятиях) в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов и современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Изменение целей образования повлекли изменения в методике обучения. Разрабатываются новые учебные программы, в которых реализуются новые подходы к отражению содержания предмета через интегрированные образовательные области. Сегодня актуально проведение интегрированных уроков, внеклассных мероприятий и межпредметной интеграции в целом. Именно интеграция даёт возможность учителю значительно повысить познавательный интерес к учебным дисциплинам.

Интегрированные уроки, внеклассные мероприятия имеют свои цели: обучающая: приобретение системных качественных знаний по предметам;

развивающая: всестороннее развитие личности школьников, усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов;

воспитательная: расширение круга интересов, воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной.

Ребёнок, как участник интегрированного урока, должен:

  • уметь находить и использовать информацию, используя различные источники;
  • иметь навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
  • делать собственные выводы на основе полученной информации, уметь вступать в дискуссию;
  • уметь выслушивать других и принимать во внимание их аргументированные выводы.

Самое узкое место интегрирования – это технология взаимодействия двух учителей, на первый взгляд, совершенно несовместимых предметов, например, географии и русского языка, математики и литературы, ИЗО и литературы и так далее.

В 2016-2017 учебном году в рамках Недели педагогических технологий в муниципальном общеобразовательном учреждении было проведено интегрированное внеклассное мероприятие «Рукотворные мерки в литературных произведениях» для учащихся 6-7 классов (математика и литература)

Цель внеклассного мероприятия: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.

Предметные:

  • знакомство учащихся со значением и использованием старинных единиц длины в художественных произведениях;
  • закрепление умений применять вычислительные навыки действий с натуральными числами;
  • закрепление умений вычислять площадь и периметр геометрической фигуры.

Метапредметные:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  • овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий в исследовательской деятельности;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

    • готовность слушать собеседника и вести диалог;
    • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
    • изложение своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценка событий;
    • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
    • осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватно оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Формой проведения мероприятия была выбрана игра (три команды).

Известно, сто детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я». В исследованиях отечественных педагогов подчёркнута необходимость связь игры и обучения. Игра насыщает опыт вхождения в коллектив, в новую группу, учит проявлять и регулировать практику творчества, повторения и воспроизведения личностной активности. Л.В. Выготский утверждает, что именно игра позволяет стать на голову выше себя, создавая зону, ближайшего развития».

Игра – это способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых ситуациях.

Необходимо заметить, что форма игра позволила педагогам-предметникам познакомить учащихся двух классов (6в и 7а).

Участники команд из классов выбирались по принципу добровольности (по желанию). Ребятам не раскрывался заранее «секрет» мероприятия – интеграция математики и литературы. Учащиеся 6в в большей степени являются гуманитариями (по данным психологических тестов, анкет), поэтому их учитель литературы сориентировал на литературную игру. Учащиеся 7а класса – «математики», поэтому учитель математики заинтересовал их математической игрой. Лишь на мероприятии ребята из этих классов узнали «секрет» и оказались не соперниками, а сотрудниками. Формировались команды по настроению членов команд (утром каждый участник выбирал геометрическую фигуру определённого цвета; цвет соответствовал настроению, утренним эмоциям).

Зрителями были одноклассники, друзья, педагоги-предметники МОУ лицея №3, администрация образовательной организации, родители, педагоги школ города Продолжительность мероприятия – 60 минут.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

– Добрый день, игроки и зрители, уважаемые гости!

– Здравствуйте! Вы, возможно, удивлены, так как видите двух педагогов. Ольга Владимировна – учитель математики, Елена Сергеевна – учитель русского языка и литературы. А мы решили организовать и провести интегрированное занятие по математике и литературе.

– Очень надеемся, что вы, ребята, будете активными помощниками нам.

Скажите, пожалуйста, что развивает математика?

– А развитию чего способствуют уроки литературы?

2. Сообщение темы интегрированного мероприятия

– Ольга Владимировна, не пора ли ребятам подумать о теме нашего занятия?

+ Да, время пришло. Но для этого команды выполнять первое задание «Мы в зеркале пословиц». Устное народное творчество – кладезь народной мудрости. Пословицы и поговорки – удивительный мир, мир русской культуры, нашего языка. В них отражается всё, что достиг наш народ в своем развитии.

Задание 1: Участникам команд необходимо познакомиться с предложенными пословицами и поговорками, подготовиться к их объяснению.

1 команда

  • На три аршина в землю видит  (о внимательном, прозорливом человеке).
  • Два вершка от горшка, а уже указчик. (Так говорят о человеке, не имеющем достаточного жизненного опыта, но поучающем всех) 

2 команда

  • У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла (о неаккуратной женщине, нижняя рубашка длинней юбки)
  • Жили с локоть, а жизнь с ноготок (человек прожил долго, но жизнь прошла стремительно, не заметил как).

3 команда

  • Полено к полену – сажень (накопил запасы путем экономии).
  • Близок локоть, да не укусишь. (О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле)

Задания зрителям (за каждый правильный ответ игрок получает приз, а очко отдаёт любой команде)

  • Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу)
  • Как говорят о рослом широкоплечем человеке? (Косая сажень в плечах)
  • Как говорят о человеке, который судит о чем-нибудь, исходя из собственных интересов? (Каждый купец на свой аршин меряет)

– Ребята, а что такое «аршин», «вершок», «сажень», «верста»?

+ Меры длины, которые использовали наши предки.

– Правильно. Сколько сантиметров в одном метре? А чему равна верста? (1060 м)

- Сколько метров в километре? А сколько сантиметров в одном вершке? (примерно 4,4 см)

– Чему же посвящена наша встреча?

+ Старинные меры длины, их числовые значения.

+ Старинные меры длины в произведениях литературы.

С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? Ведь в школьных учебниках, литературных произведениях, в обыденной жизни часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси.

Вопрос о значимости единиц измерения был всегда актуален. В холодные ночи или в ненастные дни первобытные люди находили для себя убежища в пещерах, под густыми кронами деревьев. Позже они начали делать для себя навесы, шалаши, а затем уже удобные хижины. Умение возводить жилища развивалось постепенно, передавалось от одного поколения к другому. При сооружении людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях и располагать по окружности. Нашим далеким предкам требовалось измерять длины и при изготовлении различных орудий труда, на охоте, рыбной ловле, при обработке земли, посадке растений. Способы измерения были весьма любопытные.

Задание 2. «Меткий стрелок»

Ваша задача – отгадать меры длины в жизни первобытного человека. Перед вами на экране изображения этих мер (камень, стрела, рога быка, пшеничное зерно). Как же с помощью этих предметов люди производили вычисления? Как эти меры назывались? В словах для справок вы видите подсказки (слова для справок: перестрел, вержение, бука, линия). (Приложение 2. Таблица)

+ Перестрел – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука.

+ Вержение камня – бросок камня.

+ Бука – расстояние, на котором человек переставал видеть раздельного рога быка.

+ Линия – расстояние, равное ширине пшеничного зерна.

– Были ли эти меры длины точными? Объясните.

– Ольга Владимировна, а существует ли наука, изучающая измерения физических величин.

+ Конечно. Современная наука об измерениях физических величин называется метрологией. История этой науки ведет свой отчет с 18 века, а 20 мая – Всемирный день метрологии.

– Елена Сергеевна, а в каких художественных произведениях встречаются старинные меры длины?

– А это, Ольга Владимировна,  нам сейчас высчитают ребята.

– Как это высчитают?

– Если участники команды правильно вычислять арифметические цепочки и упростят выражения, то мы узнаем, в произведениях каких писателей, в каких жанрах упоминаются старинные меры длины.

Задание 3. «Литературная шифровка»

Участники команд выполняют по 2 задания на математические цепочки, за каждое выполненное задание они получают баллы и карточку с фамилией писателя или название литературных жанров. (Приложение №1)

Карточки: Андерсен Г.Х., Ершов П.П., Тургенев И.С., Некрасов Н.А., былина, сказка.

При проверке заданий ребята из зрителей зачитывают фрагменты из художественных произведений, а команды называют автора или жанр произведения (на экране может быть иллюстрация или аудиозапись)

«…Выезжает Чудо-Юдо о шести головах. Как дыхнет на все стороны – на три версты всё огнем пожёг». (Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»)

– Верста - от слова вертеть. Первоначально — расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты — 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с XI века.

Интересно, что верста равна 2250 локтям. Локоть – древнейшая мера длины. Как мера длины на Руси встречается с XI в. Ее применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи (38 – 46 см).

– На какое же расстояние Чудо-Юдо всё пожигал огнём? (1066, 8 * 3 = 3200,4 м)

«…С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!..»
(Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

Аршин - одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран.

Купцы привозили невиданные ткани. Тончайшие китайские шелка. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.

Мера была очень удобной — руки всегда при себе, — но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они длинные, у других — короче. Хитрые купцы стали искать приказчиков с руками покороче. Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только «казённый аршин». Это эталон аршина, представляющий собой металлическую линейку, её изготовили в Москве. Деревянные копии такой линейки рассылались по всей территории России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы оковывали железом и помечали государственным клеймом.

Аршин = 71см 12 мм

Сажень — встречается в летописи с XI века, составленной киевским монахом Нестором. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать).

Сажень первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки конца пальцев другой. Косая сажень — расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки (216см). Маховая сажень — расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук (176 см)

Сажень – это 3 аршина.

Какова площадь островка, на котором сидели зайчишки? (71 * 176 = 12 496 см2)

 «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения…» (И.С. Тургенев «Муму»).

Вершок — старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего). Длина вершка составляет примерно 4,4 см. В одном аршине – 16 вершков.

– Пожалуйста, вычислите рост Герасима.

+ 54 см.

– Разве это богатырь?! Оказывается, при измерении роста человека в старину исчисление шло от двух аршин, т.е. 2аршина + 12 вершков. Сколько же?

+ 71 * 2 + 54 = 196.

« Наехал Илья в чистом поле на шатёр. Стоит шатёр под великим сырым дубом, и в том шатре кровать богатырская не малая: длиной кровать десять сажень, шириной кровать шести сажень…» (Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»)

– Форму какой геометрической фигуры имеет богатырская кровать?

+ Прямоугольник.

– Хорошо. Вычислите периметр данной фигуры.

+ 32 * 176 = 5 632  см

«Да еще рожу конька:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами…»
(П.П.Ершов «Конек-горбунок»)

 – Чему же равна длина уха у Конька-горбунка?

+ 71см.

– Покажите на геометрической линейке. Что можете сказать?!

«Только она его полила, зернышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился.
- Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка» (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»).

Дюйм — мера длины, которой пользовались во многих странах долгие века. Произошёл дюйм от ширины большого пальца. Само слово в переводе с голландского означает «большой палец». Дюйм равен 2,54 см.

В Англии, Америке и некоторых других странах дюйм — основная мера длины в технике. До введения метрической системы мер так было и в нашей стране. Да и теперь дюйм остался в некоторых областях техники. Посмотри на шины велосипеда. На них есть числа 533 х 37 (24 х 1,5) или 622 х 32 (27 х 1,5). Числа обозначают размеры шины. Первые два числа — её диаметр и ширину в миллиметрах, а два вторые — те же размеры в дюймах. Так же измеряются и шины автомобилей.

– Кто вспомнит, что служило постелькой для Дюймовочки?

+ Скорлупка грецкого ореха.

Задание 4. В течение двух минут подготовить ответ на вопрос: зачем надо знать старинные меры длины и помогают ли эти знания в понимании прочитанного? (Максимальная оценка – 3 балла)

Жюри подводит итоги, награждение

Современный технический прогресс требует более точных расчётов и измерений. В настоящее время во многих странах Мира действует единая международная система единиц (система интернациональная — СИ), что облегчает внешнеполитические, экономические и торговые связи между странами. Хотя анкетные данные показывают, что подрастающее поколение плохо знакомо со старинными единицами измерения, большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них фигурируют в литературных произведениях, исторических памятниках. Их нередко можно встретить в рассказах и повестях, в книгах по истории. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных кушаний. Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, развития математики, а в конечном итоге – это часть истории человечества.

Е.С.: Нашу встречу я хочу закончить словами:

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!

О. В.:

125  13  7
15  38
612  47
216  8!

Е. С. Какие необычные стихи!

О. В. Да, это стихи в числах. С.В.Ковалевская, первая в мире женщина профессор математики, утверждала: «…Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». Но это совсем другая история… До новых встреч с математикой и литературой!

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы

  1. БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».
  2. Глейзер Г.И. «История математики в школе, IV–VI классах», изд. «Просвещение», М., 1981, с.240.
  3. Козлов С.Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября»/ - 2009. -№18.-С. 2-3.
  4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», изд. Просвещение, М., 1996.
  5. Детская энциклопедия, т. 11, «Язык и литература», изд. Педагогика, М., 1976.
  6. Латыпова С.В. «Математические задачи в литературных произведениях».
  7. Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», изд. технико-теоретической литературы, М., 1950.
  8. Перельман, Я.И. Занимательная арифметика. [Текст] / Я.И. Перельман. - Русанова, 1994.