Урок-практикум по русскому языку в 6-м классе на тему «Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок закрепления нового материала.

Форма урока: заочная экскурсия на выставку народных промыслов Тульского края.

Цель урока: создание условий для формирования умения применять полученные знания (обособление деепричастного оборота) на практике (в устной и письменной речи), развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль), умения сотрудничать с учителем, одноклассниками в учебном процессе.

Обучающие задачи:

  • опознавать деепричастие по значению, вопросу, суффиксам, морфологическим признакам, объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию, определять синтаксическую функцию деепричастия;
  • различать причастия и деепричастия;
  • определять глагол, от которого образовано деепричастие;
  • выполнять морфемно-словообразовательный разбор деепричастия;
  • знать языковые признаки деепричастного оборота;
  • видеть границы деепричастного оборота в предложении;
  • квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом»;
  • конструировать предложения с деепричастным оборотом;
  • совершенствовать пунктуационные навыки при обособлении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов;
  • знать, в каких случаях деепричастный оборот не обособляется.

Развивающие задачи:

  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • формировать умения и навыки в решении проблемных задач;
  • развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • расширять лингвистический кругозор школьников;
  • развивать умение школьников работать с книгой, со справочной литературой, с разными источниками информации;
  • совершенствовать устную и письменную речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли;
  • развивать творческую активность детей.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать интерес к предмету, внимание к слову, уважение к русскому языку и любовь к родному краю;
  • воспитывать чувства прекрасного через бережное отношение к народным промыслам Тульского края.

Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Планируемые результаты

Личностные:

  • обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
  • развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку;
  • формирование способности самооценки своих действий;
  • обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной личности;
  • формирование чувства уверенности в своих силах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;
  • формирование четких и последовательных действий в процессе работы;
  • осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала;
  • формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений совместного решения проблемы;
  • формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
  • формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста), аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
  • совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;
  • совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами;
  • формировать умения графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте.

Используемые на уроке технологии: личностно-ориентированная технология; информационно-компьютерная технология; технология проблемного обучения; технология сотрудничества.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

Методическое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, веб-камера, компьютерная презентация, технологические карты урока для учащихся, раздаточный материал, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, словари, справочная литература.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Русский язык. 6 класс: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М., «Дрофа», 2015 год.
  2. http://www.gramota.ru - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. Компьютерная программа «1С: Репетитор. Русский язык. Методические рекомендации (5–11 классы). ЗАО «1С», 2012. Руденко-Моргун О.И., 2012.http:// www.1с.ru. http://repetitor.1с.ru.
  4. Контрольно-диагностическая система "1С: Репетитор. Тесты по пунктуации".
  5. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru.
  6. Microsoft Office Power Point
  7. Microsoft Office Word

Структура урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

III. Закрепление изучаемого материала. Включение изученного в систему знаний.

IV. Самостоятельная работа.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

VI. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока

Технологическая карта урока

I. Мотивация к учебной деятельности

(задать нужный настрой, проверить готовность к уроку).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется со стихотворных строк Аллы Мережко:

С улыбкою иду по жизни я,
Любуясь ею, ожидая чуда,
Чтоб замирала радостно душа
В мелодии, звучащей ниоткуда.
(На интерактивной доске)

И вам, ребята, я желаю с улыбкой идти по жизни и любоваться удивительным миром, открывая для себя новое и интересное, что мы сегодня и постараемся сделать на нашем уроке. Я верю, что у нас всё получится.

В тетрадях записываем число, классная работа.

Постановка учебной задачи

II. Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание

(“подвести” учащихся к теме урока, организовать учебный диалог, сформулировать цели урока).

Учитель: Друзья мои! Какую часть речи мы с вами не так давно начали изучать? (Недавно мы начали изучать деепричастие).

Назовите деепричастия, которые мы встречаем в стихотворении (В стихотворных строчках деепричастия: любуясь, ожидая).

А о чем мы говорили на прошлом уроке? (Вчера на уроке мы познакомились с деепричастным оборотом).

Что же такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами).

В стихотворении деепричастный оборот есть? Назовите (любуясь ею, ожидая чуда).

Что мы уже знаем о его обособлении? (ДО на письме выделяется запятыми).

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Мы будем говорить о знаках препинания в предложениях с деепричастным оборотом).

Совершенно верно, сформулированную тему урока мы и записываем:

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Учитель: а какова цель нашего урока? (Научиться находить в предложении деепричастный оборот и правильно расставлять знаки препинания при деепричастном обороте).

Учитель: А научиться опознавать в предложении деепричастный оборот и правильно его обособлять нам поможет заочная экскурсия на выставку народных промыслов Тульского края, куда я вас всех и приглашаю.

III. Закрепление изучаемого материала

И для начала небольшая синтаксическая разминка. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы:

Сегодня народные промыслы Тульского края во…р…ждаются и ра…цветают пр…нося славу своим мастерам. (Предложение записано на интерактивной доске, учащиеся комментируют орфограммы, вставляя пропущенные буквы).

- Давайте уделим внимание орфографии (безударная гласная в корне проверяется словом «род», значение приставки при- присоединение, приближение), а теперь прокомментируем написание слов с приставками на – з, – с.

Вспомним правописания приставок

- Есть ли в этом предложении деепричастие? И поскольку сегодняшний урок полностью посвящён деепричастию и деепричастному обороту, я предлагаю вам поработать в парах (работа в парах) и составить, так называемый, «Портрет деепричастия». Отвечать вы можете по плану, пользуясь опорными сигналами.

  1. Что такое деепричастие.
  2. Морфологические признаки деепричастия.
  3. Суффиксы деепричастий.
  4. Синтаксическая роль деепричастия.
  5. Деепричастный оборот.
  6. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Фронтальный опрос.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом-сказуемым, Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? когда? почему? и имеет признаки глагола (вид, возвратность, переходность) и наречия (неизменяемость). Образуются от глаголов с помощью суффиксов – а, –я, – в, – ши, – вши. Синтаксическая роль – обстоятельство.

- Образует ли деепричастие принося деепричастный оборот? (да, принося славу своим мастерам), решите пунктуационную задачу (деепричастный оборот необходимо обособить, в предложении он выполняет роль обстоятельства).

Давайте проверим ваше домашнее задание, в котором вы должны были выписать примеры предложений из художественной литературы с деепричастным оборотом, объяснить пунктуацию, графически обозначив деепричастный оборот.

Примеры:

1. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит...

2. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...

3. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

4. Раз царица молодая, милых братьев поджидая, пряла, сидя под окном.

5. Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами.

6. Тут соседи беспокоить стали старого царя, страшный вред ему творя.

- Если вы благополучно справились с теоретической частью, оцените свои знания на «Листе успеха».

Я знаю:

  • Что такое деепричастие.
  • Морфологические признаки деепричастия.
  • Суффиксы деепричастия.
  • Синтаксическая роль деепричастия.
  • Деепричастный оборот.
  • Знаки препинания при деепричастном обороте.

Учитель: Друзья мои, в этом предложении мы встретили слово «промысел». А кто попробует объяснить его значение? (Дети дают ответы). Давайте проверим наши предположения и обратимся к толковому словарю. Работа с толковым словарём (Ученик зачитывает определения слов «промысел», «народные промыслы» из толкового словаря).

Одно из значений: промысел – занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования. А что такое «народные промыслы»?

Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства).

Учитель: Назовите, пожалуйста, те народные промыслы, которыми славится Тульский край? (оружейное дело, кузнечное мастерство, производство самоваров, пряников, Тула – родина первой гармони, белёвское кружево, филимоновская игрушка, белёвская пастила и др.).

Давайте и мы с вами подойдём к выставке знаменитых тульских самоваров и выполним следующий вид работы - редактированное письмо (от глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия соответствующего вида, спишите предложения, расставляя знаки препинания).

Сказочной красотой бл…стают самовары (являться украшением любой квартиры). Самовар (создавать атмосферу уюта) распол…гает к задушевной беседе. (На обычной доске двое учащихся записывают поочерёдно предложения, комментируя орфограммы и графически обозначая деепричастный оборот).

Параллельно с классом три человека индивидуально работают с аналогичным заданием по карточкам.

Карточка №1 (проверка через веб-камеру с комментариями выполнявшего у доски и участием всего класса). И сейчас в Туле живут самоварных дел мастера (прод…лжать традиции своих предшественников). Самовар (закипать и пыхтеть) пригл…шает гостей к столу.

Учитель проверяет сам и комментирует выполнение.

Карточка №2. Ручей (тихо журчать) струится по камням. Я отказался было от поездки но (немного подумать) согл…сился.

Карточка №3. (Долго прощаться) мы об…щали писать друг другу. Мы (не отрываться) сл…дили за полётом планёра.

Учитель: Да, богата талантами Тульская земля, и среди них златокузнецы, которым под силу даже даже самая искусная работа. К сегодняшнему уроку получила индивидуальное задание и подготовила литературную страничку (к интерактивной доске выходит ученица и проводит вместе с классом работу).

Мастера ничего никому не рассказывая принялись за дело засучив рукава.

Из какого художественного произведения взят фрагмент? (Сказ Н.С.Лескова о тульском косом левше и стальной блохе). Найдите в этом предложении деепричастный оборот (дети под руководством «учителя» комментируют предложение, графически обозначая ДО). «Учитель»: в учебнике по русскому языку 8 класс я прочитала о том что, если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, (например: сломя голову, спустя рукава, скрепя сердце, не покладая рук) он в предложении не обособляется.

Учитель комментирует работу ученика.

Включение изученного в систему знаний.

Учитель: А мы с вами подошли к центральной части нашей выставки, на которой красуются филимоновские игрушки. Нам предстоит традиционная на наших уроках – работа с текстом.

Филимоновское чудо

Деревенька Филимоново стоит на породах пластичных вя…ких подходящ…2 для гончарн… дела и лепки. С давних пор обнаружив* здесь залежи отличной глины мастера начали лепить из неё игрушки раскрашивая2 их гуси(н,нн)ыми перьями используя при этом древний орнамент5.

По всему Тульскому краю и сейчас поют филимоновские свистульки радуя всех своей яркой окраской.

Дать определение тексту, определить тип (повествование) и стиль речи (художественный). Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы, расставляя недостающие знаки препинания, графически обозначая причастный и деепричастный обороты. Выполнить виды разбора, указанные в тексте цифрами (* - словообразовательный разбор).

Работа со справочной литературой (на электронном носителе).

Орнамент (от лат.- украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия, одежда и т.д.), архитектурных сооружений, произведений прикладных искусств. (Словарь иностранных слов.)

IV. Самостоятельная работа

И заключительным этапом нашего урока станет самостоятельное тестирование по вариантам, работа каждого будет оценена и состоит она из трёх заданий, аналогичных заданиям экзаменационной работы:

Вариант I

Задание 1. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

  1. Собака почуяв меня насторожилась.
  2. Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
  3. Улыбаясь он посмотрел вокруг.

Задание 2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и стала смотреть в окно.
  2. Успокоясь, орлы вышли на открытое место и долго стояли здесь рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.
  3. Ветер быстро гнал тучи свистя и взвизгивая.

Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Накинув нарядные уборы (1) березы первыми вступили (2) в осенний танец (3) яростно захвативший (4) весь лес.

а) 1, 2

б) 1, 3

в) 2, 3

г) 1, 4

Вариант II

Задание 1. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

  1. Зажмурясь она тут же открыла глаза.
  2. Берега окружающие озеро густо поросли камышом.
  3. Одни воробьи не горевали и распуша крылышки ещё яростнее прежнего чирикали по заборам.

Задание 2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына...
  2. Собака ощетинилась, подняла нос и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос.
  3. У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад.

Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Недавно окрепшие (1) и вылетевшие из гнезда (2) птенцы (3) взмыли в небо (4) расправив свои крылышки.

а) 1,2

б) 1,2, 4

в) 2,4

г) 4

Учитель: если вы благополучно справились с практической частью, оцените свои знания на «Листе успеха»:

Я умею:

  • Опознавать в предложении деепричастный оборот.
  • Расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Подведём итог. Над какой пунктограммой мы сегодня работали?

Ученики: Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться видеть в предложении ДО и обособлять его на письме.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

Учитель: Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:

  • Исследуя материал по теме, я узнал, как (что) ...
  • Я научился…
  • Теперь я могу…
  • Самым интересным моментом на уроке…

- Мне понравилось ...

Учитель: Если вы не только поняли тему урока, но и испытали чувства гордости и уважения по отношению к удивительным мастерам Тульского края, значит урок не прошёл мимо вас.

Домашнее задание:

  • п.44, упр. 510 (рассказ на лингвистическую тему).

Задание 2 по вариантам:

А) составить 5–7 предложений с ДО;

Б) творческое: написать сочинение-миниатюру «Тула – город мастеров», включив в предложения ДО.

Оценки за урок, поставленные учителем.

Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда. Удачи всем. Спасибо за урок!