Культура и быт Кубани 18–19 вв.

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: хохлома, Гжель, жостово, Масленица, палехская миниатюра , павлово-посадские платки


Тип урока: тематический классный час (обобщение изученного материала).

Задачи:

образовательные:

  • рассмотреть понятия «культура» и «быт»
  • выяснить характерные черты Кубани данного периода
  • обобщить и систематизировать знания по истории данного периода
  • усилить интерес к предмету

развивающие:

  • использовать межпредметные связи с уроками кубановедения, пения, рисования
  • сравнить быт и творчество казаков и иногородних, Кубани и России, выяснить общее и особенное

воспитательные:

  • формировать эстетические чувства
  • выяснить значение культуры в формировании личности
  • развивать уважение к творчеству народов Кубани и России
  • развитие толерантрости к культуре и обычаям разных народов
  • формировать патриотические чувства

УУД:

предметные:

  • приобретать опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений
  • формировать культурно – исторические ориентиры для самоидентификации личности, познания современного общества на основе изучения исторического опыта России, Кубани и человечества

метапредметные:

  • уметь: ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; оценивать собственные возможности решения учебной задачи

личностные:

  • формулировать российскую гражданскую идентичность, чувство патриотизма, уважение к Отечеству
  • уважать прошлое и настоящее многонационального народа России
  • осознавать свою этническую принадлежность
  • усваивать гуманистические, традиционные ценности многонационального российского общества.

Оборудование:

  • доска (драпировка из народных платков, шалей, плакат «Широкая Масленица», фанты для жеребьёвки, баллы – солнышки (64 штуки), карточки с заданиями, тексты песен, реквизит для конкурсов и инсценировок, музыкальное оформление (ноутбук, фонограммы).
  • дополнительная литература:
  • информация специализированных сайтов сети Интернет
  • Кубановедение. 7 класс./Под ред. профессора Б.А. Трёхбратова. – ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2010.
  • Ратушняк В.Н. История Кубани. 10 класс. – ОИПЦ «Перспективы образования» , Краснодар, 2011.
  • Сборники русских народных и казачьих песен
  • Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М. История Кубани. 8 класс. - ОИПЦ «Перспективы образования» , Краснодар, 2009.

Основные участники:

  • учитель – ведущий (в национальном костюме)
  • 2 команды – разделены случайным выбором (по жребию) – 2 учителя (классный руководитель и учитель кубановедения)

Ход урока

Ведущая. Добрый день, гости нашего необычного урока.

Сегодня мы попытаемся совершить невозможное – объединить в одном зале прошлое и настоящее, историю и культуру Кубани и России. Культура нашей страны всегда была синтетической, объединявшей язычество, позже христианство и культуру народов, с которыми мы контактировали. От этого общения, по моему мнению, мы стали только богаче. Время для встречи мы выбрали не случайно – с 4 по 10 марта – в этом 2019 году Масленица. Поэтому мы поговорим о том, как её праздновали, а так вспомним культуру и быт России и Кубани в 18-19 вв.

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться.

Сейчас все должны потянуть жребий и разделиться на 2 команды. Вам в помощь будут 2 учителя: Мария Леонидовна и Анжелика Сергеевна (ученики тянут жребий и разбиваются на команды).

ПОНЕДЕЛЬНИК

Начальный день масленицы получил название - "встреча".

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:

"Месяц ты месяц, 
Золотые твои рожки! 
Выглянь в окошко, 
Подуй на опару!"

Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами: "Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!" - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой.

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне, затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Катались с гор во все дни масленицы. Типично русским масленичным увеселением было также катание на тройках под песни, с шутками, прибаутками. Больше всего внимания и почестей оказывалось на масленицу молодоженам. Они выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе.

Большинство казачьих поселений возникло в результате заселения Кубани в 1-й половине 19 в. В Черномории они вначале назывались куренями, с 1809 г. – куренными селениями, а с 1842 г. – станицами. Первые места для куреней казаки выбирали по жребию. Позже из-за непригодности места некоторые курени переехали на новые места.

В центре станицы обязательно была площадь с церковью. Здесь проходили станичные мероприятия, торжества, проводы казаков на службу. Дома были саманными (из кирпича-сырца с добавлением соломы), крыши – из камыша.

Теперь казаки были не только защитниками границ государства, но хозяйственниками, которым поручено облагородить новые земли. Здесь произошло ещё большое смешение людей, культур.

1-й конкурс

Начнём с небольшой разминки для ума – с пословиц и поговорок. Каждая команда получит набор пословиц и поговорок, но они разделены на 2 части.

Ваша задача - правильно соединить 1-ю и 2-ю части. Правильный ответ – 1 балл – солнышко.

1 команда

Сталось у нас раздумье

*да в голове почесушки.

Куда Макар

*телят не гоняет.

Подальше положишь,

*поближе возьмёшь.

Умерла та курица,

*что несла золотые яйца.

Пока жирный худеет,

*из худого дух вон!

Книга,

*а в ней кукиш да фига!

Много выбирать,

*женатым не бывать.

Жить грустно,

*а умирать тошно.

Сказка - ложь,

*а песня – правда.

Молодому учиться рано,

*а старому поздно.

2 команда

Не жаль спины,

*а жаль дубины.

Лучше раз в году родить,

*чем день – деньской бороду брить.

Ино плюнешь,

*да и то на лету не перехватишь.

Накормить кого

*берёзовой кашей.

Была бы изба,

*будут и тараканы.

Ни богу свечка,

*ни чёрту кочерга.

Жених что лошадь:

*товар тёмный.

Старость не радость,

*а и смерть не корысть.

Поётся там, где воля,

*и холя, и доля.

Дело мастера боится,

*а иной мастер дела боится.

ВТОРНИК

Второй день масленицы, вторник - "заигрыш".

Раньше этот день посвящался молодоженам. В этот же второй день начинались катания с гор на санках. У кого их не было, скатывались на рогожках. Начинались масленичные гулянья.

В старину на Руси на Масленицу не только гуляли и веселились, но и гадали. Вот тут-то и наступало время "заглянуть в рот” любимому и выяснить, каков характер у твоего будущего мужа. Ведь не зря говорят, что выбирают мужа по блинам, а жену - по пирогам.

ВЫБИРАЛИ МУЖА ПО БЛИНАМ

Блины с икрой предпочитают настоящие мужики. У такого и дом будет цел, и хозяйство крепкое, и жена и дети обуты-одеты. А вот нежных слов от него не жди - все силы у такого уходят на хозяйство. Да и вообще - любовь доказывают делами, а не словами.

С красной рыбой едят блины "интеллигенты” - слово в крестьянском миру почти ругательное. Мысли и чувства такого человека слишком далеко оторвались от грешной земли. И днем, и ночью сии персоны витают в облаках, требуя от любимой понимания их великих замыслов и несбыточных прожектов. А то, что изба покосилась, что у скотины сена не припасено - это "низкий быт”. Ему ли, поэту, о сем заботиться...

Блины с творогом едят люди добрые, покладистые и мягкосердечные. Такому рядом обязательно нужна бой-баба, которая будет командовать в доме и управлять хозяйством. А любящий муж с удовольствием все ее команды выполнит.

Блины со сметаной, несмотря на их вкусноту, едят только персоны с "двойным дном”. Такой муженек будет во всем соглашаться и с дражайшей половиной, и с милой мамочкой, и с соседом Васей.

У него есть только одно мнение о происходящем - то, которое он последнее услышал. Это люди безвольные, бесхарактерные. Они стремятся подладиться под всех и каждого, всем угодить.

Блины со сливочным маслом едят мужья нежные и ласковые. Правда, 100 раз на дню сообщив супруге, что она единственная и неповторимая, и 200 раз чмокнув ее в щечку, они считают свои обязанности перед семьей выполненными. Никакими делами по дому и по хозяйству свою любовь и ответственность перед семьей доказывать не будут. Да ведь и то сказать, дела - это ж не любовь, они только мешают целоваться-миловаться да за ручку держаться.

Блины с сахаром едят любители детишек. Главное в их любви - не качество воспитания отдельного ребенка, а большое количество малышни в доме. И жене будет некогда глазами стрелять! А вот чем кормить и во что их одевать - дело десятое.

Блины с вареными вкрутую яйцами едят самые неприятные мужья. И в компании такой будет сидеть, нос повесив, с кислым выражением лица. И дома будет зудеть по поводу и без повода. Одним словом, зануда.

А вот блины с вареньем любят "первые парни на деревне”. Такой может и в город сбежать - "на заработки”, и к соседке-вдовушке наведаться. Правда, и деньги в доме водятся, да и жену вниманием и лаской не оставит. Побегает - побегает, а все равно вернется в семью. Вот только такого любящая жена часто встречает не поцелуями, а ухватом.

2-й конкурс

Давайте проверим наших мальчиков на силу и ловкость. Задание – мальчик должны забить гвозди – кто быстрее и качественнее это сделает?

Ведущая. А как же выбирали невест. Давайте узнаем.

ВЫБИРАЛИ ЖЕНУ ПО ПИРОГАМ 

Кстати, о характере будущей супруги можно судить по тому, какими пирогами она угощает гостей. А вот пирожки тоже бывают разные.

- Большие "лапти” делают девицы ленивые и жадные - вроде и пирог съел, да за другим-то уже не потянешься.

- Маленькие, аккуратные у той хозяюшки, которая и в доме будет порядок поддерживать, и характер у нее славный, покладистый, к старшим уважительный.

- Пироги шовчиком вверх пекут те девицы, у которых все их мысли и чувства "на лице написаны”. Это девушки откровенные, искренние.

- Пироги шовчиком вниз изготавливают барышни тихие, как тот омут, в котором черти водятся. Скажет "да”, головой кивнет, а сделает все равно по-своему.

- Круглые пирожки или ватрушки (с любой начинкой) любят печь домовитые клуши (в самом хорошем смысле этого слова). И над мужем, и над детишками будут хлопотать с утра до ночи. И хозяйки они неплохие.

- Всяческие кренделюшки и заплетушки пекут особы яркие, романтичные, но ненадежные. Все в руках у них горит, но часто и сгорает. Только что в муже души не чаяла - и вот уже ухватом замахивается. Жизнь с такой - сплошное приключение.

- Треугольные пироги (типа восточных хачапури) любят делать ломаки и воображалы. Ей лишь бы чем-нибудь выделиться, а чем - не важно.

- Но а если вы пришли в гости к любимой, а на столе блюдо с самыми разнообразными пирожками? Утешайте себя тем, что ваша милая - разносторонняя личность, всего в ней есть понемножку и в меру. А главное - она хорошая хозяйка.

3-й конкурс

Проверим наших девочек старым сказочным способом – нужно перебрать быстрее соперницы горох, рис, гречку в разную посуду.

СРЕДА

Среда - "Лакомка". Во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники.

В третий день масленицы, которую празднуют на этой неделе, принято угощать зятьев. При этом по традиции блины пеклись и маленькие и большие, и молочные, и с икрой, и с селедкой.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Молодые женщины совершали обход деревни и вешали парням-переросткам деревянные колодки за то, что они не желали жениться, а те в свою очередь старались откупиться от них сладостями и блинами.

Русская национальная кухня прошла чрезвычайно длительный путь развития, отмеченный несколькими крупными этапами, каждый из которых оставил неизгладимый след.

Древнерусская кухня, развивавшаяся с IX-Х вв. и достигшая наибольшего расцвета в XV-XVI вв., хотя становление ее и охватывает огромный исторический период, характеризуется общими чертами, во многом сохранившимися и доныне. Уже в ранний период развития русской кухни обозначилось резкое разделение русского стола на постный (растительно-рыбно-грибной) и скоромный (молочно-яично-мясной), что оказало огромное влияние на ее дальнейшее развитие вплоть до конца XIX в. С петровских времён началось чёткое разделение кухни богачей и простолюдинов. Богачи приглашали иностранных поваров, которые приходили со своими европейскими кулинарными ценностями, ну а простой народ – ел то же, что и их деды и прадеды.

Кубанская кухня – яркий пример смешения кулинарных традиций. Ведь регион в силу исторических реалий является территорией, где вот уже не одно столетие можно наблюдать сосуществование и даже, в какой-то степени, симбиоз культур народов Европы и Азии. Кроме украинского влияния (современные кубанские казаки – выходцы с территориально близкой Украины), кубанская кулинария, конечно, испытывает на себе и влияние русское. А с юга вносит разнообразие кулинарный Кавказ. На Кубани, которую населяют представители множества различных национальностей, на столе вы можете увидеть и грузинские шашлыки, и украинский борщ, и пироги из России, армянскую толму (долму), узбекский плов…

В принципе, если брать специфические кубанские блюда, то это будет тот же борщ или вареники. Просто рецептов их приготовления существует довольно много. Развито на Кубани и сыроделие.

Свежие овощи и большое количество зелени – визитная карточка кубанской кухни. Овощи часто подают целыми или порезанными крупными кусками. Редис, редька, огурцы, сладкие помидоры – неотъемлемые элементы кубанской трапезы. Зелень используется не только в качестве приправы. Ее подают как самостоятельное блюдо, хорошо промытую и очищенную. Это может быть укроп, петрушка, кинза, салат, базилик, эстрагон, зеленый лук – в зависимости от сезона.

Продолжая «овощную» тему, стоит отметить, что весьма популярны среди казаков, да и вообще среди жителей Кубани (не все они принадлежат к казачьему войску) различные овощные закуски. Они могут быть приготовлены из сырых овощей, а также из овощей варенных, маринованных или соленых. Баклажан – один из любимейших овощей на юге России. Широко используется он и кубанскими хозяйками. А еще на Кубани любят закуски из фасоли (из зерен и из стручковой) и из капусты (бело- и краснокочанной, а также из цветной). Мясные и рыбные закуски также наличествуют.

4-й конкурс

Разделите блюда русской и кубанской кухни на еду и напитки.

Кулебяка

Еда (пирожки)

Сбитень

Напиток

Борщ

Еда (горячее блюдо)

Студень

Еда (суп)

Морс

Напиток

Болтуха

Еда (горячее блюдо)

Калья

Еда (суп)

Затируха

Еда (суп)

Вареники

Еда

Взвар

Напиток

ЧЕТВЕРГ

Четверг - "разгуляй". В этот день принято было устраивать знаменитые кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей.

Четверг на Масленичной неделе считался днем почитания бога Велеса (Волоса) – покровителя домашнего скота. Потому в этот день, прежде чем выпекать блины для семьи, пекли блины-оладьи для своей кормилицы-коровы. Угощая корову таким блином, читали молитвы и заговоры. 

Наши предки умели не только веселиться, но и были искусными мастерами. В древности, наравне с изготовлением орудий труда и прочими «хозяйственными» потребностями у людей возникало желание украсить себя и свое жилое пространство. Роспись глиняной посуды, культовые скульптуры и т.п. были широко распространены уже в Каменном веке.

Древнерусское искусство сочетает дохристианские и христианские времена. Существовало много разновидностей народных художественных промыслов. Рассмотрим некоторые из них.

Хохломская роспись

Одной из техник росписи является хохлома. Этот старинный промысел возник под Нижним Новгородом примерно в 17 в. и представляет собой декоративную роспись деревянной мебели, посуды. На золотом фоне изображаются красной и черной (изредка – зеленой или желтой) красками стилизованные ягоды земляники или рябины, ветки, цветы, фантастические птицы, звери и рыбы.

Техника изготовления подобной росписи достаточно проста: в качестве основы на дерево наносится оловянный порошок серебристого цвета, затем он покрывается специальным составом и после обработки в печи становится медово-золотистым. И уже после наносится задуманным мастером рисунок, при этом сюжеты передаются так же, как и сама техника. На сегодняшний день существует два его центра: г.Семенов и с.Сёмино, в которых размещены несколько фабрик и предприятие, объединяющее местных мастеров.

Жостовская роспись

Жостовская роспись является народным промыслом, заключающимся в художественной росписи подносов из металла. Сегодня центр ее – в деревне Жостово Московской обл., а возникла техника в 18 в. Изготавливались металлические подносы в то время лишь на Урале. В 19 в. такие подносы делали уже и в деревнях Московской губернии, и вскоре центр промысла переместился сюда.

Производится жостовская роспись на черном (иногда – красном, зеленом, синем, серебристом) фоне, при этом мастер обычно работает над несколькими подносами одновременно. Основным мотивом служит цветочный букет. Круглые, прямоугольные, восьмиугольные, овальные – жостовские подносы служат как для бытовых целей, так и используются в качестве украшения.

Гжельская керамика

Промысел Гжель, расположенный в 60 километрах от Москвы. Так называемый «Гжельский куст» – это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины.

Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в 17 в. Местные сорта были высоко оценены самим царем Алексеем Михайловичем, сделавшим Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».

Из гжельских глин изготовляли драгоценный фарфор. Вплоть до 18 в. в Гжели производилась обычная, для того времени, гончарная посуда, кирпич и примитивные игрушки, которые продавались в Москве. Но после обнаружения светлой серой глины в районе деревни Минино возникло новое производство – полуфаянс. Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца 19 в. возник и оригинальный стиль росписи – синий орнамент по белому фону.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - ид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех Ивановской области на основе местного иконописного промысла.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Павлово-посадские набивные платки

Это шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг.

Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) – один из старейших российских текстильных центров. В 18 – первой половине 19 вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотой нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон.

Черноморцы, поселившись на Кубани, принесли сюда и свои культурно-бытовые традиции. В частности, зазорно было заниматься торговлей как основным видом деятельности. Это был удел пришлых людей = иногородних. Но жизнь диктовала свои условия.

Основные предприятия Кубани занимались переработкой сельскохозяйственной продукции: делали масло, муку, кирпичи, глиняную посуду, обрабатывали кожи. Ремесленники сосредоточились в основном в Ейске и Екатеринодаре. В каждом населённом пункте имелись свои портные, сапожники, плотники, столяры, кузнецы, слесари, каменщики, мельники, ткачи. Они обслуживали нужды станичников и хуторян.

В это время стали появляться фамилии, которые раньше были просто кличками казаков: Перебейнос, Забыйворота, Бочка, Кочерга, Сова, Ворона, Спичка, Чуприна, Губа, Задирака, Торохтило и др. Некоторые фамилии появились от занятия человека: Коваль – кузнец, Бондарь – изготавливал бочки и др.

Заметное место в хозяйстве казаков занимала добыча соли. Соль нужна была и в домашнем быту казака, и в рыбном промысле. Она служила для обмена при торговле с соседними народами и приносила больной доход в казну.

Для изготовления ткани для обмундирования на восточной стороне Екатеринодара открыли суконную фабрику. Для обеспечения сырьём купили специальных овец - тонкорунных. В Черномории успешно развивались рыбные промыслы, строились рыболовные заводы. Казаки ловили судака, карпа, тарань, сома, леща, севрюгу. Развивалось виноградарство, были открыты и винокуренные заводы.

Промыслы и ремёсла кубанских казаков были разнообразны. Готовая продукция продавалась как в крае, так и за её пределами.

5-й конкурс

Нужно сделать расписать в любом жанре русского народного промысла – девочки.

Пока девочки занимаются творчество, поговорим немного о женской доле. Девочек в казачьих семьях с 7-9 лет обучали ткачеству и рукоделию. Они изготовляли рушники (полотенца), наволочки, занавески, платья, блузки и т.п. До совершеннолетия успевали приготовить себе приданное. Выходили обычно в 16-18 лет за казаков, браки с иногородними нередко вызывали осуждение со стороны станичников. Казачьи семьи были патриархальными Главным авторитетом в доме был старший по возрасту мужчина.

6-й конкурс

А пока девочки рисуют – мальчики вновь проверят свою сноровку – в ложке из пункта А в пункт В нужно в ложке донести яйца и не разбить (их лучше заранее сварить вкрутую для безопасности!!!!).

К стати, о мужчинах. Казак – воин. В отличие от Запорожской Сечи, где казаки не спешили связывать себя семейными узами, в Черномории большинство стремилось обзавестись семьями. Потому что основной целью черноморцев было экономическое освоение новых российских земель. Отец следил за ведением хозяйства, за соблюдением традиций, обычаев, нёс ответственность перед станичниками за каждого члена семьи.

ПЯТНИЦА

Пятница -"Тещены вечера".

На тещины вечери, зять должен сам угостить блинами тещу с тестем. Правда обычай этот был весьма своеобразный. Курьез заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковородку , черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто.

Многие помнят знаменитую сцену из произведения Н.В.Гоголя, в которой главный герой взглядом «брал» из тарелки вареник, обмакивал его в сметане и затем вареник залетал ему в рот. Мечта каждого! Сейчас мы попробуем воспроизвести эту сценку.

7-й конкурс

У мальчиков завязаны глаза, а девочки накалывают вилкой вареник, обмакивают его в сметану и словами (выше, ниже, направо, навело…) регулируют движения мальчиков, чтобы они их нашли и съели. Победит тот – кто будет самым чистым – не испачканным в сметане. 

СУББОТА

В субботу - проводы, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Одной из замечательных особенностей культуры Кубани являлись певческие и танцевальные традиции. Кубанцы любили петь дома, на улице, и, как правило, коллективно. В станицах появились полковые, школьные, самодеятельные хоры и танцевальные группы.

8-й конкурс

Ну, что?! Попробуем вспомнить песни наших предков? Я буду начинать русскую народную или казачью песню, а вы её продолжите.

Варэнычки

Ой, мий милэнький варэнычкив хочэ,
Ой, мий милэнький варэнычкив хочэ.
Навары, мылая, навары, мылая,
Навары, е-хо-хо,
Моя чорнобрывая!

Любо, братцы, любо

Как на тихий берег, как на тихий Терек,
Выгнали казаки сорок тысяч лошадей.
И покрылось поле, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей.

Припев:

Любо, братцы, любо, любо братцы жить.
С нашим атаманом не приходится тужить.
Любо, братцы, любо, любо братцы жить.
С нашим атаманом не приходится тужить.

Роспрягайтэ, хлопци, конэй

Роспрягайтэ, хлопци, конэй
Та й лягай спочивать,
А я пиду в сад зэлэный,
В сад крынычэнку копать.

Ой, то не вечер

Ой, то вечер, то не вечер,
Мне малым – мало спалось,
Мне малым – мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.

Ой, мороз-мороз

Ой, мороз-мороз,
Не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.

Вот кто-то с горочки спустился

Вот кто-то с горочки спустился,
Наверно, милый мой идёт.
На нём защитна гимнастёрка –
Она с ума меня сведёт.

Из-за острова на стрежень

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.

Миленький ты мой

Миленький ты мой,
Возьми меня с собой,
Там, в краю далёком,
Буду тебе женой.

Все вместе (текст заранее распечатать и раздать):

Ты ж мэнэ пидманула
1)Ти казала: "В понеділок
Підем разом по барвінок."
Я прийшов - тебе нема,-
Підманула, підвела!
Припев:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене, молодого,
З ума-розуму звела!(2 раза)
2)Ти казала: "У вівторок
Поцілуєш разів сорок",
Я прийшов - тебе нема,-
Підманула, підвела!
Припев:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене, молодого,
З ума-розуму звела!(2 раза)
3)Ти казала: "У середу
Підем разом по череду"
Я прийшов - тебе нема,-
Підманула, підвела!
Припев:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене, молодого,
З ума-розуму звела!(2 раза)
4)Ти казала: "У четверг
Підем разом на спацер".
Я прийшов - тебе нема,-
Підманула, підвела!
Припев:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене, молодого,
З ума-розуму звела!(2 раза)

5)Ти казала: "У п'ятницю
Підем разом по суниці."
Я прийшов - тебе нема.-
Підманула, підвела!
Припев:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене, молодого,
З ума-розуму звела!(2 раза)
6)Ти казала: "У суботу
підем разом на роботу."
Я прийшов - тебе нема,-
Підманула, підвела!
Припев:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене, молодого,
З ума-розуму звела!(2 раза)
7)Ти казала: "У неділю
Підем разом на весілля."
Я прийшов - тебе нема.-
Підманула, підвела!
 Припев:
Ти ж мене підманула,
Ти ж мене підвела,
Ти ж мене, молодого,
З ума-розуму звела!(2 раза)

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Воскресенье - последний день масленицы. В народе этот день называют - прощеное воскресенье, целовальник.

В воскресенье устраивали проводы Масленицы. Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне и околицам с песнями до самой темноты.

Поздно вечером на приготовленном с утра костре сжигали чучело. Как правило, масленичный костер разжигали самые старшие представители деревенской общины или те молодые люди, которым "посчастливилось" в прошлую купальскую ночь "найти" цветок папоротника.

По преданию, именно в нем сохранялась животворящая энергия умирающего на зиму солнца. Поэтому масленичный костер всегда разводили на самом высоком месте возле селения, то есть как можно ближе к космическому светилу, чтобы "вернуть" ему утраченную силу.

Масленичные костры - это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. Происходило 'задабривание' духов на целый год вперед. А после того, как в костре сожгут соломенное чучело, пепел рассыпали по полю и втаптывали в снег с целью разбудить спящую землю и вернуть ей способность новой жизни. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучали песни, устраивались игрища.

В последний день Масленицы – в воскресенье – за стол садились семь раз, по количеству недель в Великом посту. А вечером семья в полном составе должна была в последний раз перед постом попотчевать себя пищей животного происхождения.

В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. Обряд прощения происходит вечером, после ужина. Обращаясь друг к другу, люди говорили: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобой". Далее мог идти перечень всех возможных обид и проступков, за которые просили прощения. Прощение заканчивалось взаимным прощением и целованием.

Перед закатом солнца в этот день ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и кланялись праху родных.

Еще в этот день старались меньше пить спиртное. Встретить весну необходимо было с чистой совестью и телом, поэтому по окончании Масленицы все шли в баню.

9-й конкурс

Народ сочинил множество загадок, а вы – дети 21 века попробуйте их отгадать (Каждая команда по очереди отвечает на загадку и получает 1 балл за правильный ответ).

1) Глазище, усище, хвостище, а моется чаще всех. (кот).

2) Шубу 2 раза в год снимает. Кто под шубой гуляет? (овца).

3) Явился в жёлтой шубке. Прощайте 2 скорлупки (цыплёнок).

4) Сидит птах на белых горах, дожидается из мёртвого живого (курица).

5) Пятак есть, а ничего не купит (свинья).

6) Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт (пила).

7) Не прядёт, не ткёт, а людей одевает (овца).

8) Кто родился с усами? (кот).

9) Заплелись густые травы, закудрявились рога, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога (баран).

10) Родился без ног и головы, а как подрастёт – вырастут и ноги и голова (яйцо).

11) 2 раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк (петух).

12) Зубастый, мохнатый, как есть начнёт – песенку поёт (кот).

13) Каким гребешком никто не причёсывается? (петушиным).

14) Возле бочки катаются клубочки (свинья с поросятами).

15) Часто умывается, а полотенцем не утирается (кошка).

16) Петух снесёт яйцо. Кому оно достанется? (никому, петух яйца не несёт).

17) Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (петух).

18) У мышиной норы лежат крючья остры и повисли горя 2 зелёных фонаря (кошка).

19) Когда кошка может выйти из дома с 4 ногами, а вернуться с восьмью? (если вернётся с мышкой в зубах).

20) Кланяется, кланяется – придёт домой, растянется (топор).

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

После завершения Масленицы крестьяне отправлялись в баню - впереди был "чистый понедельник", первый день великого поста.

Его считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», то есть в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

10-й конкурс

Вы вытягиваете текст любой песни и должны её показать так, чтобы соперники её отгадали.

Ой, цветёт калина

Ой, цветёт калина в поле, у ручья.
Парня молодого полюбила я.
Парня полюбили на свою беду,
Не могу открыться, слова не найду.

Чёрный ворон

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ты вьёшься надо мной?
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой!

Во поле берёза стояла

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.

Очаровательные глазки

Очаровательные глазки,
Очаровали вы меня!
В вас много жизни, много ласки,
В вас много страсти и огня.

Ведущая. Наш необычный урок окончен, ну, а в конце любого торжества обязательно должен быть пир! Приглашаю гостей и команды за стол, который накрыли наши дети, причём готовили всё сами! Приятного аппетита и до новых приятных, познавательных и вкусных встреч!!!