Нравственное воспитание обучающихся в процессе обучения географии

Разделы: География

Класс: 8

Ключевые слова: нравственное воспитание, дополнительный материал , система отношений на уроке , образное мышление


Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала в общеобразовательной школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития Российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества. Поэтому особую актуальность в процессе реформирования сложившейся системы образования приобретает поиск эффективных средств, форм и методов воспитательной работы, направленных на формирование нравственных качеств учащихся.

 Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [1, с. 170].

Для развития личности, обучения и определенной обученности недостаточно. Человек, хорошо овладев некой совокупностью знаний, умений и навыков, может проявлять высокую степень обученности, но он может не иметь должной воспитанности, т.е. не владеть необходимой культурой общения, проявлять лицемерие. Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.

Новый заказ общества на формирование в процессе воспитания активной личности потребовал пересмотра своих позиций у современных педагогов. Чтобы воспитать активную личность педагогам современной школы необходимо постоянное совершенствование педагогического мастерства. Под педагогическим мастерством понимается «…высокий уровень педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях» [2]. Именно оно является для педагога основанием для осуществления воспитания в процессе обучения и выражается в умении эффективно проводить воспитательную работу, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие и самостоятельность.

Уроки географии несут в себе огромный потенциал для нравственного воспитания, они обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности.

Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным? Необходимо, чтобы в учебном процессе эффективно проявлялась важнейшая педагогическая закономерность - единство обучения, воспитания и развития учащихся, которое определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания географического образования и методов обучения.

Обучение, исключающее образное мышление, не только не способствует его развитию, но и конечном счёте, подавляет его. Для обеспечения эффективного обучения и воспитания важно соблюдать дидактический принцип стимулирования положительного отношения школьников к учебному труду. Убеждена: нужен особый настрой души, мотивация к учению. Ребенок не будет мыслить, если не создать побудительную мотивацию, её можно создать с помощью обаяния эпиграфа или цитаты, народной мудрости разных народов, ключевого выражения к уроку, стихов поэтов, записок краеведов. Использую поэтические эпиграфы к урокам. Например, «Просыпайся речка, сударыня речка, вам пришла пора таскать плоты!», « …и вполголоса сосны читают стихи…», « Суровый, но щедрый край!», «Золотое дно России – распроклятая Сибирь!» - в этих словах и боль, и восхищение, и история. А если душой принято, то сами учащиеся расскажут, почему так, а не иначе. Особое внимание уделяю рисункам, стихам, мини – исследованиям, сказкам, очеркам - любому творческому проявлению ученика. Особая роль в нравственном просвещении учащихся принадлежит предметам гуманитарного цикла. Литература, история, мировая художественная культура призваны воспитывать патриотические, гражданские и нравственные чувства учащихся. С этой целью привлекаю дополнительный материал: исторические факты, факты из художественной литературы и из повседневной жизни, сказки, мифы, легенды. Пословицы и поговорки, пробуждающие любовь к науке, веру в справедливость, утверждающих трудолюбие, честность и мужество, удачно подобранные пословицы и поговорки дают учащимся свежий психологический заряд, новую эмоциональную окраску в настроении и знаниях.

Возможности использования дополнительной литературы на уроках географии не ограничены и предполагают самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельного поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности и активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учат, но и воспитывают. Всякая работа с книгой, газетной или журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, эмоционально обогащает урок. В 8 классе при изучении курса географии России невозможно обойтись без блестящих географических описаний в зарубежной и отечественной литературе. Так, А.С.Пушкин в своем стихотворении «Наводнение» дает описание выхода Невы из берегов, в своём произведении «Белое безмолвие», Д.Лондон дает впечатляющее описание тундры.

Нравственное воспитание на уроках осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности людей в процессе их взаимодействия с природой. Учитель должен подбирать задания, в условиях которых содержатся описания вышеперечисленных ситуаций. Условия заданий следует согласовывать с содержанием изучаемого материала. Регулярное выполнение этих заданий позволяет научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и другим людям, а по сути – научить их нравственному поведению.

Большое значение имеет на уроке система отношений, складывающихся процессе работы. Из основных форм организации обучения использую разработки уроков основанных на имитации деятельности учреждений и организаций: ученый совет, деловая игра. А также уроки, напоминающие публичные формы общения: урок – диалог, пресс-конференция. Провожу уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, деловая игра, ролевая игра, викторина, а так же уроки свободного обмена мнениями, поощряю пытливость и даже несогласие, совместно разбираем различные точки зрения. Это требует усилий от учителя, но в улучшении индивидуальности ученика никогда не перестараешься, поэтому надо перестраиваться в технологии общения с учеником, не забывая, что он человек, выстраивая взаимоотношения на «субъект – субъектных» началах.

Идея изучения родного края и использование краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не нова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К.Д.Ушинский. В основе его идей народности воспитания, под которым он понимал своеобразие русского народа, обусловленное его историческим развитием, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, лежит краеведческий принцип. Краеведение на уроках географии выступает как педагогическое средство эстетического воспитания школьников, пробуждение у них эстетических чувств и развития эстетического отношения к окружающей природе, которое тесно переплетается с гражданским воспитанием. При раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы, пробуждается чувство восхищения, гордости и искренней любви к своему родному краю, к своей Родине.

В качестве примера можно привести фрагмент интегрированного урока (математика и краеведение) «Байкал-Чудодей», воспитательная цель которого: воздействовать на развитие нравственных качеств личности, формировать чувство гордости за свою малую Родину: «Родина… В этом небольшом слове заключено столько глубокого смысла! Наша родина – Россия. Великая и могучая держава со своей историей и традициями. Но у каждого человека есть еще и своя малая Родина. Это - то место где он родился и вырос. Куда бы вас ни забросила судьба, где бы вы ни были – лучше, дороже и милее родных мест нет! Наша малая родина это Иркутская область. И предметом особой гордости для нас является озеро Байкал расположенное на территории нашей области. Организация ЮНЕСКО учредило 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал…».

Образовательная и воспитательная цели урока состоят в том, чтобы обеспечить системность и прочность знаний учащихся, внедрить в их сознание наиболее важные мировоззренческие идеи темы, способствовать дальнейшему развитию разнообразных качеств личности учащихся: интереса к научным знаниям, любви к родной природе.

Уроки географии несут в себе огромный потенциал для нравственного воспитания подростков через содержание учебного материала, использование дополнительного материала, задача педагога найти, вычленить этот воспитательный потенциал. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности.

«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке», - писал учитель литературы 516-й школы г.Санкт-Петербурга Е.Н.Ильин. [3]

Список использованной литературы / интернет-ресурсы

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. Москва «Большая российская энциклопедия» 2003. – 607 С.
  3. Ильин Е. Н.. Искусство общения http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st006.shtml