Групповые технологии обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: начальная школа, игровые технологии


Игровые технологии обеспечивают единство рационального и эмоционального в обучении. В ходе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учебе, организованность и  целеустремленность. В играх формируются нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер, активизируется внимание детей, творческая фантазия. «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал В.А.Сухомлинский.

Разнообразна целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают традиционным формам обучения. Игровые формы занятий чаще применяют при  проверке результатов обучения, при формировании умений, выработке навыка.

Игровая форма занятий создается при  помощи игровых ситуаций и приемов, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Учитель организует процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования  у них таких приемов умственной деятельности, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

Игровая деятельность не только активизирует процесс обучения, но и создает атмосферу радости познания. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которая позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Педагогические игры отличаются четко поставленной целью и соответствующим  ей педагогическим результатом, а также учебно - познавательной направленностью.

Игры бывают индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

По форме проведения: игры – соревнования на скорость, лучшее качество; аукционы, викторины, защиты работ.

По образовательным задачам:

  • Игры, изучающие новый материал
  • Игры обобщающего повторения и контроля
  • Формирующие умения и навыки

Особое место в нравственном воспитании ребенка занимаю сюжетно-ролевые игры. Они носят преимущественно коллективный характер. Это могут быть сценки по сказкам, спектакли, театрализованные детские праздники.

Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи.

Дидактические игры различаются по содержанию, игровым действиям и правилам, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей. Сущность дидактической игры заключается в том, что учащиеся решают умственные задачи, предложенные учителем в занимательной игровой форме, они сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Младшие школьники воспринимают умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает их умственную активность. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, результат.

Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся повышает качество знаний по предметам. В игре сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для младших школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качественной успеваемости.

Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

2. Игровые технологии на уроках русского языка. 1-4 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.В.Волина – Волгоград, 2009.

3. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э.Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

4. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.