Специфика воспитательной деятельности современного учителя

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: суггестивность , конгруэнтность , эмпатия , фасилитатор


«Счастье не прилетает на призрачных крыльях везенья –
счастье добывается в труде»
Сластенин В.А.

Воспитание – это воздействие общества на развивающегося человека [1]. В Педагогической энциклопедии воспитание определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. В узком смысле воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника.

Целью воспитания является способствование развитию у незрелого человека проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью воспитания.

Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, а затем уже следуют требования, запреты, убеждение, приучение и обучение. Иногда идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными или политическими группами могут противоречить друг другу [1].

Первичные нравственные ценности ребенок приобретает в семье, поведение родителей является для него образцом социального поведения. Он подрастает, идет в школу и образовательное учреждение становится для него зоной комфортного становления. Это идеальный вариант. Но иногда социализация происходит болезненно. Если представления ребенка о добре и зле, которые он приобрел к семи годам, не совпадают с общепринятыми в обществе, он не чувствует себя уверенно в классном коллективе. Бывает, что в какой-то момент члены семьи утрачивают свой авторитет в глазах ребенка, тогда он либо замыкается, либо попадает под влияние других психических сил. Мы - взрослые, посвятившие свою жизнь воспитанию детей, знаем, что среда формирует личность. Главной задачей образовательного учреждения является создание такого пространства, в котором каждый участник чувствует себя комфортно, а вся деятельность педагогического коллектива направлена на создание условий для развития гармоничной личности.

Системно-деятельностный подход неразрывно связан с воспитательным процессом. Карл Рэнсом Роджерс, основатель гуманистичесой психологии, фасилитаторскую деятельность характеризует, как приоритет воспитательной деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства. Педагог-фасилитатор в процессе взаимодействия с детьми проявляет всю глубину личностного в себе, опирается на свое положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности. Эмпатия, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии – необходимые качества современного педагога. Он позитивен, готов к сотрудничеству, не стесняется рассказывать о своих победах и неудачах, умеет признавать ошибки. Недирективная педагогика по Роджерсу – это когда учитель не над детьми, а рядом с ними. Коммуникация между детьми и взрослыми осуществляется на равных, в атмосфере абсолютного доверия. Оптимальным вариантом коммуникации являются игра и сценическая деятельность. Это направление считаю наиважнейшим, прежде всего потому, что учитель в игре выступает не только в роли организатора, но и активного участника событий. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия, а является полноправным субъектом деятельности. В игре обеспечивается многозначность связей и есть возможность для самовыражения каждого ребенка. При всей кажущейся легкости ролевую игру использовать труднее, чем прямое директивное воздействие, поэтому к ней следует серьезно готовиться. На уроке могут быть использованы элементы игры, как фрагмент урока. Например, при опросе кто-то из учеников проявляет желание стать «мишенью» для повторения дат или терминов. При изложении новой темы дети, получившие опережающее задание, представляют телевизионную передачу «В мире интересного», выступают в роли политических обозревателей, судей и адвокатов.

Например, я хочу, чтобы обучающиеся обратили более пристальное внимание на иллюстрацию с изображением церкви. Как это сделать? Предлагаю разделиться на небольшие группы и даю задание: подготовить телевизионную передачу о храме Василия Блаженного. Первая группа подготовила ролевую игру с участием Постника, Бармы, Ивана Грозного и его сына Федора. Другая группа анонсировала передачу, где главным действующим лицом был летописец, написавший, как «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву…», третьи устроили экскурсию для иностранцев. Работа в группах порождает особую атмосферу коллективного творчества и способствует формированию навыков культуры общения.

Важное место в формировании личностного восприятия истории занимает эмоционально – ценностное обучение, которое акцентирует внимание на внутреннем, духовном мире исторического лица, основано на «проживании» конкретных исторических ситуаций. Для реализации этого уровня использую повествования от первого лица, анализируем вместе с детьми сохранившиеся изречения. Например, чтение на уроке писем Ивана Грозного и Андрея Курбского раскрывает глубокую драму человеческих взаимоотношений и позволяет выйти на самостоятельное, оценочное суждение. Интересное и неожиданное направление принимают беседы о том, как детские годы влияют на формирование характера человека, на становление личности. Дети жалеют маленького Ивана, будущего Ивана Грозного, восхищаются силой воли Александра, будущего полководца Суворова, сочувствуют бедному наследнику, будущему Павлу I. К каждой теме я стараюсь находить стихи. Например, на уроке по теме «Куликовская битва» используются фрагменты фильма «Дмитрий Донской», на экране высвечиваю строки из стихотворения Николая Старшинова:

«Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь.
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в землю эту лечь!»

Стараюсь воздействовать на умы и сердца учащихся психофизическими способами, затрагивая мысль, чувства, волю, воображение, внимание и память. Иногда учителю надо перевоплощаться, на время стать кем-то, причем очень достоверно. Можно быть личностью и не быть заразительным, неспособным вызывать отклик у учащихся, ведь эмоциональность без заразительности не производит необходимого воздействия. Дети любят выступать в роли Одиссея или Елены Прекрасной, потому что это позволяет ощутить реальные переживания, а создание определенного фона уносит их в древний мир или средние века, увлекает и способствует глубокому пониманию предмета.

Эмоционально-ценностное обучение перекликается с мотивационно-ориентированным обучением. Решающим условием успеха в этом направлении служит включение обучающихся в разностороннюю творческую деятельность любого социально полезного вида. Например, учащиеся восьмых классов участвуют в подготовке и организации выставки «События и люди», работают над проектами по систематизации данных об исторических событиях и создают портрет личности. Этот дифференцированный вид деятельности содержит элементы исследования и творческого поиска. В подготовке проектов, кроссвордов, пособий для младших школьников участвуют не только самые успешные дети. Над одной работой, как правило, трудятся два-три ученика. Один из них любит рисовать, другой – отбирает материал, третий берет на себя презентацию проекта.

В этом году мы опубликовали книгу «Школа – наша жизнь». По материалам истории школы №43 можно написать историю города и целой страны. Построили ее в далеком 1936 году. Явно строили на совесть и на века. Ее крепкие стены хранят память о самых разных событиях и людях. Был период, когда здесь учились одни девочки, школа была женской. А в годы Великой Отечественной войны здание школы служило госпиталем, в нем проходили лечение солдаты Великой Отечественной войны. Ученики выступали перед ранеными с концертами, читали газеты, писали письма их родным.
В 2017 году учителя истории и обществознания нашей школы стали участниками информационно-сетевого проекта «Вишневый сад». Была создана инициативная группа из учащихся восьмых и девятых классов. Мы сразу решили, что результатом проектной деятельности должна стать книга. В школьном музее хранятся многочисленные экспонаты и фотографии, свидетельствующие о славных страницах школьной жизни, но книги о школе не было. В течение двух лет мы встречались с учителями-ветеранами, перечитывали музейные документы, копались в архивах. Теперь у нас есть продукт коллективного труда: книга о людях, посвятивших себя профессии учителя. История школы в лицах. Участие в проектной деятельности позволило старшеклассникам получить новый опыт коммуникации, почувствовать себя журналистами, исследователями.

Важное место в развитии детей занимает творческая внеурочная деятельность, которая дополняет и обогащает процесс обучения и воспитания личности.

Игра может быть организована как самостоятельная деятельность, например постановка спектакля, где не столько важен результат, сколько сам процесс игрового взаимодействия. Учащиеся пятых классов всегда увлеченно готовятся к празднику античной культуры, пишут и репетируют сценарий, критикуя друг друга, предлагают свои варианты сценического поведения, готовят костюмы и декорации. Активность характерна не только для тех, кто получил главные роли и может выйти на сцену в образе богини, остальные ребята так же заинтересованно участвуют в массовых сценах, а еще выступают в качестве костюмеров, парикмахеров, критиков и болельщиков. И в этом случае работает недирективная педагогика, ибо для реализации творческих задач учитель сам должен быть эмоциональным, излучать оптимизм, включать воображение и темперамент. Такие мероприятия, необычные по своей форме и характеру, позволяют укрепить любовь к предмету, повысить осознанность знаний, развить кругозор, сформировать позитивный образ педагога и в целом учебного заведения.

Радость коллективного творчества побуждает к поиску новых форм деятельности. Ко дню Конституции было решено провести конкурс ораторского искусства. По примеру древнегреческих ораторов дети демонстрировали перед аудиторией способность логически последовательно, эмоционально и грамотно излагать свои мысли. На мероприятиях, посвященных Дню Победы, рассказывали с гордостью о своих прапрадедушках и прапрабабушках, участниках войны, героях труда.

В целях создания условий для социально-педагогического партнерства я стремлюсь выстраивать целесообразные партнёрские отношения с общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Поэтому мы ходим в музеи и картинные галереи, на выставки и в театры. Приглашаем на свои мероприятия военных, писателей, спортсменов. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи и всего общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. В нашей школе организуются благотворительные ярмарки, средства от которых направляются в детские дома и приюты. Ежегодно учащиеся школы участвуют в Вахте Памяти. Старшеклассники ухаживают за могилами участников Великой Отечественной войны и могилами воинов-интернационалистов на Заельцовском кладбище. Многие ученики и преподаватели нашей школы заботятся о чистоте парково-лесной зоны. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности осуществляется на основе комплексного подхода к воспитанию.

За годы, что я работаю в должности преподавателя истории и обществознания в МБОУ СОШ №43, я отмечаю, как у моих подопечных формируется серьезное отношение к истории, политологии и обществознанию. Они становятся более ответственными и дисциплинированными. Я хвалю своих учеников за инициативу и творчество, отмечаю их успехи, ценю корректность во взаимоотношениях с окружающими людьми. Постепенно выстраиваю отношения, в которых учитель является старшим товарищем. Отмечаю позитивную динамику учащихся в отношении к процессу обучения; самостоятельность и инициатива становятся постоянным фактором обучения, домашние задания выполняются не стандартно, а с элементами творчества. Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношения к миру, которая строится на основе его положительной самооценки.

Если ребенок физически здоров, адекватен в общении со сверстниками, охотно функционирует в команде, конструктивно общается с учителями, значит, цель достигнута, мы вырастили хорошего человека. Высшим же результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства, способность сочувствовать людям и безграничная любовь к Родине.

Таким образом, мы решаем важную задачу по воспитанию человека будущего. Каким оно будет, новое поколение людей? Верю, что достойным. Ибо ежедневно каждый российский учитель через урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность воспитывает своих учеников. Каждый прожитый день дарит нам бесценный опыт, а каждый новый день сулит непредсказуемые возможности. Время летит очень быстро: день вчерашний – это уже история. Школа - это не только уроки истории, математики, физкультуры… Школьная и внешкольная жизнь насыщена яркими событиями и делами: олимпиадами, фестивалями, конкурсами, играми, концертами и встречами. Бесспорно, что школа оставляет в душе каждого человека неизгладимый след. А диалог с любимым преподавателем продолжается всю жизнь.

Учителя каждый день совершают свой маленький подвиг во имя будущего. Не все осознают, какая это большая ответственность: растить и воспитывать человека! Какая это сложная задача: ежедневно передавать знания, накопленные человечеством, формировать нравственные качества патриота и гражданина. Из года в год, изо дня в день, из урока в урок учитель выполняет особую роль. Он не просто работает, он служит, он посвящает, он жертвует, дарует и творит. Учитель – профессия публичная. Учитель – это миссия. Учитель – это призвание.

Приложение