Обособленные определения и приложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: обособленные определения, обособленные приложения, знаки препинания при обособлении, обобщение, знаки препинания


Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить, систематизировать сведения учащихся об обособленных членах предложения;
  • уметь находить в предложении обособленные члены и определять
  • уметь правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения
  • знать и точно понимать термины по темы
  • знать алгоритм рассуждения при определении обособлении

Развивающие:

  • систематизировать, обобщить знания, выделять главное, развивать способности самоконтроля;
  • продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;
    развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к русскому языку;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Этапы урока:

  1. Мотивация учебной деятельности
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Основное содержание работы
  4. Подведение итогов. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.

Оборудование: компьтер, проектор, презентация урока, карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

На слайде «Знаки препинания служат нотами при чтении» (слова А.П.Чехова.)

О чем мы сегодня будем говорить? (о знаках препинания)

Как вы понимаете это высказывание? (ответы)

(знаки препинании служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

3. Повторение.

Итак, чтобы сформулировать тему урока, мы проделаем небольшую работу, связанную с повторением.

Перед вами афоризмы (открывается слайд). Что такое афоризм? (краткое выразительное изречение)

Связь с литературой: какое произведение мы с вами читали, где встречались афоризмы? (В.Г.Короленко «Парадокс»)

Задание: составить и записать ключевое слово для определения темы урока. (смотри слайд)

Составить и записать ключевое слово для определения темы урока

1. «Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду» (возьмите предлог, который указывает на предмет, на который направлено действие)

2. «Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку» (возьмите предлог, который указывает на место и имеет пространственное значение)

3. «Жить - это бороться, бороться - это жить» (найдите слово с лексическим значением «сражаться» и возьмите 1 букву

4. «Лень - наибольшая помеха к развитию наших способностей» (у подлежащего возьмите корень)

5. «Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателей» (у действительного причастия возьмите окончание)     

Какое слово получилось? (Обособление)

Итак, сегодня мы будем говорить об обособленных членах предложения, а точнее обобщать сведения по обособленным определениям и приложениях. (слайд с темой урока )

4. Цели урока.

Обобщить и систематизировать знания и навыки учащихся по теме «Обособленные определения, приложения»; показать особенности стилистического использования изученных синтаксических конструкций в речи.

(слайд)

1. Что вы должны знать и уметь по этой теме? (слайд )

Обратите внимание, на ваших партах лежат карточки разного цвета. Мне бы хотелось, чтобы вы, оценив на данный момент свои знания, подняли карточки, которые лежат у вас на парте(красная-у кого есть затруднения в усвоении темы, и он хотел бы сегодня устранить; зеленая-кто уверен в своих знаниях по теме и хотел бы в этом убедиться.)

2. Актуализация опорных знаний.

5. Тестовое задание на диагностику усвоения темы (слайд) - фронтальный опрос.

Задание: ответьте на вопрос: согласны ли вы, что…

А. Член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (да)

Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми ? (да)

В. Обособляется определения, приложения, стоящие после определяемого существительного? (да)

Г. Не обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (нет)

6. Объяснительный диктант (один ученик у доски)

Поставить знаки препинания и графически выделить обособленные члены предложения:

  1. Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на небольшой поляне.
  2. Ветер шевелил зеленые листочки ,яркие и душистые.
  3. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
  4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.
  5. Мы, окрыленные надеждой, шли вперед.

Вывод: что мы сейчас повторили, выполнив это задание? (обособление определений)

Обращение к таблице, выведенной на слайде (Обособление определений и приложений).

7. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения из учебника (№ 299, все по заданию).

Пока класс выполняет упражнение, один ученик работает около доски.

8. Проверка задания.

9. Проверка индивидуального задания.

10. Задание: найдите обособленные члены предложения и расставьте знаки препинания (слайд)

1. Ты будешь в команде капитана Миронова доброго и честного человека.

2. Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.

3. Сгорбленный запыленный с фуражкой на затылке он действительно походил на большой мешок.

4. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.

11. Работа по вариантам.

Дополните предложения:

1 в. Причастным оборотом – На берегу растут ивы…

2 в. Прилагательным с зависимым словом - Высоко в небе зажглись звезды…

3 в. Распространенным приложением - Лев Толстой…создал шедевры мировой литературы.

4 в. Определением с обстоятельственным оттенком причины(уступки) - Взволнованный этой вестью…

12. Один ученик работает с карточкой.

Проверка работы по вариантам.

13. Творческое задание (слайд) - репродукция картины И.И.Левитана «Март».

На улице весна, мы так устали от зимы, так хочется теплого солнца. Многие художники посвятили свое творчество этой теме. Один из них Исаак Ильич Левитан. Перед вами картина «Март», 1895 г.

Задание: опишите картину, используя обособленные члены предложения.

После выполнения работы, учитель делает вывод. Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не описал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.

14. Итоговая работа. Работа с раздаточным материалом. (смотри приложение)

Использование обособленных определений и приложений в художественном тексте.

Чтение отрывка. Откуда взят данный отрывок? (М.Горький «Песнь о Соколе»)

Задание: расставить знаки препинания в данном тексте.

Учащиеся выполняют задание, один ученик –у доски.

15. Вывод: Обособленные члены предложения обогащают нашу речь, с помощью них мы более точно и полно выражаем свои мысли, делаем речь более яркой и выразительной.

16. Итоги урока.

Рефлексия.

  • Достиг ли урок цели?
  • Оцените свой результат усвоения знаний по теме. Поднимите вновь зеленую или красную карточку.
  • Выставление оценок за урок.

17. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения и приложения.

Урок окончен.


Приложение

М.Горький
«ПЕСНЯ О СОКОЛЕ»

Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними.Суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.

Мы с Рагимом лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом.