Безударные гласные в окончании имен прилагательных. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 2.

- Сядет тот, кто определит падеж существительного и прилагательного, которые встретятся в словосочетании:

Выйти к лесной опушке. Д.П.

 Выступать на родительском собрании. П.П.

Край березовой рощи. Р.П.

 Расположились на небольшой полянке. П.П.

Видеть солнечный блеск. В.П.

 Прикрываться буйной порослью. Т.П.

Играют в пышной зелени. П.П.

 Отойти в прохладную тень. В.П.

Гулять по кленовой аллее. Д.П.

 Готовиться к научной экспедиции. Д.П.

Поделиться плетеной корзиной. Т.П.

 Отправиться в дальний поход. В.П.

Побывать на веселом спектакле. П.П.

 Обладать добрым сердцем. Т.П.

Работать около московской стройки. Р.П.

 Подъехать к большой насыпи. Д.П.

Добраться до ближайшей палатки. Р.П.

 Писать шариковой ручкой Т.П.

Пробираться через тернистую тропинку. В.П.

 Запах горькой полыни. Р.П.

- Запишите число. Классная работа.

2. Актуализация знаний

Слайд 3.

- Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном, используя план морфологического разбора и вопросы:

I. Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? (Часть речи. Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?)

II. Какие морфологические признаки имеет? (Разряд, форма, степень сравнения, род, число, падеж)

III. Какую синтаксическую роль в предложении выполняет? (Определение, сказуемое)

3. Формулирование темы

Слайд 4-5.

- Подберите имена прилагательные к именам существительным. 

- Прочитайте словосочетания.

Могуч(ий) дуб

 Звездн(ым) небом

Раскидист(ая) ель

 Зелен(ой) травой

Кудряв(ые) березки

 Свеж(им)снегом

Ранн(ее) утро

 Весенними птицами

- Как вы определили, какое окончание необходимо вставить? (По смыслу и по вопросу)

- Сегодня на уроке мы будем учиться правописанию окончаний имен прилагательных.

- Сформулируйте алгоритм действий для определения окончания имени прилагательного.

(1. В словосочетании определить к какому существительному относится прилагательное.

2. Определить род, число, падеж существительного, а затем прилагательного.

3. Поставить для проверки вопросительное слово какой (-ая, -ое, -ие)? Выделить окончание в слове-вопросе.

4. Написать соответствующее окончание в имени прилагательном.)

4. Закрепление. Слайд 6.

- Определите окончания прилагательных, следуя алгоритму. Определите падеж. - Прочитайте по цепочке, полученные словосочетания.

1. На соседн(ем) огороде созрели ягоды клубники. П.П.

2. Мы шли по туристск(ой) тропе. Д.П.

3. Свищет холодн(ый) ветер под крутым забором. И.П.

4. Золотятся листья вял(ых) ив. Р.П.

5. Выхожу я на высок(ий) берег. В.П.

5. Повторение

Слайд 7-8.

- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

- Проверьте себя.

Син(ее) небо и свеж(ее) дыхание ветерка манили на прогулку.

Как хорошо ранн(им) утром в лесу!

Из-за далек(ого) леса выкатилось огромн(ое) солнце.

Над соседн(им) домом пролетела птица и скрылась в глубок(ом) овраге.

6. Задание аналогичное формату международных исследований

Слайд 9-11.

- Прочитайте текст.

Был один из дней (1)осени. Еще вчера показывалось (2)солнце. Даже еще припекало. Озимь еще тянулась к солнцу. В (3)рощах щебетали стайки (4)щеглов, зябликов. (5)Ледок у берегов речек к полудню бесследно растаивал. Еще носилась в воздухе (6)паутина, кружились над бурьянами (7)мошки. А сегодня с утра подул (8)ветер. Все замерло: и (9)поле, и роща.

Задание 1. Ниже даны варианты названий данного текста. Какой из них наиболее полно раскрывает основную мысль текста? Впиши букву в строку ответа. 

А. Впереди зима.

Б. Один из дней.

В. Прощание с летом.

(Г. Осень.)

Задание 2. Подберите к существительному подходящее по смыслу прилагательное, изменив его окончание. Выпишите ответ (1-а, 2-б, и т.д.)

а) густой,

б) легкий,

в) тихий,

г) поздний,

д) веселый,

е) мелкий,

ж) яркий,

з) тонкий,

и) холодный.

(1-г, 2-ж, 3-а, 4-д, 5-з, 6-б, 7-е, 8-и, 9-в)

Задание 3. Найдите в тексте синоним к слову ОЗИМЬ. Запишите эту пару синонимов.

(Озимь – поле)

7. Задание для подготовки к ВПР

Слайд 12.

- Раскройте скобки, поставьте прилагательные в нужной форме, обозначьте падеж, спишите пословицы.

1. От (хорошего) братца можно ума набраться. Р.П.

2. (Большому) кораблю (большое) плавание. Д.П., В.П.

3. В (колючем) кустарнике не спрячешься. П.П.

4. Маленькое дело лучше (большого) безделья. Р.П.

5. Горе в (чужой) земле безъязыкому. П.П.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга.

8. Итоговый тест

Слайд 13.

- Выполните задание теста.

1. Отметьте строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные.

2. Укажите предложение, в котором имя прилагательное употребляется в форме ж.р., ед.ч., Д.п.

а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

б) Девочка с большой радостью согласилась.

в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.

3. Отметьте имя прилагательное с окончанием ОМ.

а) на низк… потолке

б) близк… другом

в) горяч… сердцем

4. Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

5. Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

б) по падежам

в) по родам, числам, падежам

- Решение теста: 1 – б, 2 – а, 3 – а, 4 – в, 5 – в

9. Итог урока

Слайд 14.

- Ребята, чему учились на уроке?

- Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?

- Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?

- Какие задания понравилось выполнять?

- Задание на дом…

- Оценки за урок…

24.06.2019