Интеллектуальное развитие младших школьников во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: квест, обучение на станциях


Вам не удастся никогда создать мудрецов,
если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан-Жак Руссо

Все мы согласны с народной мудростью: «Не оставляй сыну богатства, а дай сыну ум». Поэтому стараемся дать нашим ученикам как можно больше знаний, всё им объяснить, показать и рассказать. Но так ли важно для современного человека обладать обширными знаниями в разных областях науки, техники и искусства, если в любую минуту он может получить необходимую информацию благодаря сети интернет? Кроме того, сумма знаний не является показателем развития интеллекта.

В психологии интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание) – это общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллекта объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Именно эти способности и нужно развивать в детях, на это нацеливают учителей образовательные стандарты.

Наиболее важным в обучении сегодня считаются:

  • активная и разносторонняя, в максимальной степени самостоятельная познавательная деятельность школьника (системно-деятельностный подход);
  • повторяемость, воспроизводимость успеха в обучении;
  • качественная обратная связь и систематическое оценивание;
  • большое разнообразие приёмов, методов и путей обучения.

Не всегда удаётся реализовать все эти требования в рамках урока, однако занятия внеурочной деятельности представляют учителю больше возможностей в выборе форм и методов работы. Можно использовать интерактивные, игровые технологии, при которых дети чувствуют себя более комфортно, свободно, могут двигаться и не бояться шумом помешать занятиям в соседних классах. Такие технологии помогают решать задачи развития интеллекта школьников.

На занятиях внеурочной деятельности я использую обучение на станциях, квесты. Эти методы в полной мере отвечают перечисленным выше требованиям, поскольку позволяют ученикам активно и самостоятельно действовать, испытывать радость познания и побед, а учителю иметь обратную связь и возможность качественно оценить работу каждого ребёнка или группы детей. Квесты и обучение на станциях помогают повысить учебную мотивацию, позволяют ученикам двигаться во время урока, снять напряжение, связанное с трудностями в учебе, расширить или углубить знания.

Обучение на станциях – это интерактивный процесс, участие в котором принимают и обучающиеся, и учитель. Но наблюдают, участвуют, действуют они с разных позиций. Важно, что и учитель, и ученики – активные участники этого процесса.

При обучении на станциях в классе или в любом подходящем помещении размещаются столы – «рабочие станции», на них задания и упражнения. Эти задания и упражнения связаны между собой не логически, а тематически, поэтому их выполнение не требует строгой последовательности. Ученики сами решают, когда и какую станцию им проходить, в зависимости от своих интересов, навыков, способностей, уровня подготовленности, а также от максимально допустимого количества человек, которые могут проходить ту или иную станцию одновременно. Ученики сами выбирают путь и темп обучения. Однако время пребывания на станции можно ограничить, что внесёт элемент соревновательности: кто выполнит заданий больше за отведённое время?

Эта технология хорошо подходит для работы в группах.

На каждой «станции» размещаются карточка с номером и названием станции, листки с заданиями, дополнительные и справочные материалы (при необходимости), ключ с ответами для самопроверки. Каждому ребёнку выдаётся «бегунок» или бланк для ответов, на котором отмечаются уже пройденные станции и вписываются ответы и баллы за задание. Баллы и оценки дети выставляют сами, проверяя работу по ключу сразу или после прохождения всех станций.

Например, на занятии внеурочной деятельности «Математический Олимп» я организую решение занимательных задач по станциям. Задания подобраны из электронного издания Дружинина Б.Л. «Внеурочная деятельность в начальной школе, или Как использовать занимательные задачи для развития детей» [3].

Станция 1 «Сказочная»: Баба Яга любит салат из поганок. У неё в огороде на грядке растут 4 поганки. Как только Баба Яга срывает 2 поганки ‒ на их месте вырастает ещё одна. Сколько всего поганок соберёт Баба Яга с этой грядки?

Станция 2 «Семейная»: В семье Красновых 2 сына, и у каждого сына есть сестра. Сколько детей в семье Красновых?

Станция 3 «Сладкая»: Карлсон съедает торт за 3 минуты, а Малыш съедает торт за 6 минут. За сколько минут Малыш и Карлсон съедят этот торт вместе?

Станция 4 «Скоростная»: Восемь второклассников бежали кросс. Перед самым финишем Коле удалось обогнать Олега, который до этого бежал третьим. Какое место занял в этом забеге Коля?

Станция 5 «Спичечная»: Переложи одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.

Станция 6 «Детективная»: Дело было на даче. Как-то вечером Маша вышла погулять. На краю дачного поселка она увидела двух полицейских и продавца местного магазина. Полицейские крепко держали Вову, а продавец размахивал руками. Маша подошла поближе.

‒ Сами знаете, ‒ рассказывал продавец, ‒ магазин у нас маленький, сторожа нет. В тот день была большая выручка, я не решился оставить деньги на ночь в кассе и понес их домой. Прямо здесь этот бандит напал на меня, избил, отнял все деньги и скрылся.

‒ Уточните, когда это было? ‒ попросил высокий полицейский.

‒ Ровно две недели назад, ‒ ответил продавец. ‒ Эти две недели я провёл в больнице, поправляясь от побоев. Вот справка, в ней все указано.

‒ А вы уверены, что нападал именно он? ‒ толстый полицейский показал на Вову.

‒ Да! Да! ‒ подтвердил продавец. ‒ Я его очень хорошо рассмотрел. Луна была полная и светила так же ярко, как и сейчас.

‒ Ну что ж, голубчик, придется тебе отвечать по закону, ‒ обратился высокий полицейский к задержанному.

‒ Подождите, здесь что-то не так, ‒ остановила его Маша. ‒ Продавец всё это выдумал.

Почему Маша решила, что продавец говорит неправду?

После прохождения станций проводится обсуждение заданий, ребята сверяют ответы в своих «бегунках» и выставляют себе баллы. Далее проводим рефлексию, и дети отвечают на вопросы: Какие задания понравились? Что оказалось простым, а что – сложным? Кто доволен своим результатом? Чему ещё нужно научиться?

Мы с ребятами путешествуем по станциям на занятиях «Съедобные и ядовитые грибы», «Зелёная аптека» (внеурочная деятельность «Земля – наш дом»), «Логические рассуждения», «Алгоритмы» (внеурочная деятельность «Информатика в играх и задачах»).

С большим удовольствием дети участвуют в квестах.

Квест (от англ. quest – поиск, приключение) – это командная приключенческая игра с интересным сюжетом, где каждый участник играет определённую роль и выполняет отведённые для этой роли задачи, в отличие от обучения на станциях.

В школьной практике используются различные виды квестов:

  • образовательный – это командный квест, где каждый участник играет роль и решает учебные задачи от лица исполняемой роли;
  • «живой» квест предусматривает движение команды учеников по «станциям», на которых им необходимо выполнять определенные задания от лица исполняемой роли;
  • квест-проект – продукт проектной деятельности и реализуется на уроке или вне его;
  • использование на уроке элементов квест-технологии предусматривает применение элементов данной технологии;
  • веб-квест – внеурочный вид образовательной деятельности, основанный на использовании интернет-технологий.

Квест имеет свою структуру:

  1. проблемное вступление, или игровой сюжет;
  2. интересные задания;
  3. информационные ресурсы;
  4. правила игры или руководство к действию;
  5. заключение (отчёт команды, оценивание, рефлексия).

Квест требует от учителя большой подготовки, поэтому квесты я посвящаю праздникам: Дню защитника Отечества, Дню космонавтики и т.д.

В качестве примера приведу «живой» квест «Школа будущих космонавтов», который мы проводим каждый год накануне 12 апреля.
За неделю до праздника дети начинают подготовку: изучают биографию Ю.А. Гагарина, основные вехи в развитии отечественной и мировой космонавтики, строение Солнечной системы, знакомятся со звёздными картами.

Игровой сюжет: «Дорогие ребята! Хотите ли вы побывать в космосе, рассмотреть звёзды, планеты, а может быть, и потрогать их? Как называют людей, которые отправляются в космос? Вы зачислены в Школу будущих космонавтов и отправляетесь на орбиту, чтобы пройти подготовку и доказать, что вы достойны лететь к далёким звёздам!»
Будущие космонавты делятся на команды, выбирают командира и название. Команды приветствуют друг друга, затем получают маршрутные листы, в которых указан путь движения по станциям.

Станция 1 «Орбитальная». Проводится игра «Стыковка»: двум участникам требуется с завязанными глазами одновременно оказаться в месте стыковки и осуществить её, положив руки на плечи друг другу.

Станция 2 «Гагаринская». Команда отвечает на вопросы теста о Юрии Алексеевиче Гагарине.

Станция 3 «Солнечная система». Ребята соотносят названия планет Солнечной системы с их описаниями.

Станция 4 «Галактическая». Разгадывание кроссворда.

Станция 5 «Звёздная». Работа со звёздными картами.

Станция 6 «Космодром». Творческое задание: изобразить старт космического корабля.

Станция 7 «Историческая». Просмотр фильма «Хроника первого полёта».

Заключение: «Будущие покорители космоса! Пришло время возвращаться на Землю. Расскажите, что вам особенно понравилось на орбите? Что оказалось трудным или не получилось? Что нужно ещё узнать о космосе и космонавтах? Какие станции можно добавить? Посовещайтесь и дайте оценку работе своей команды.»

Далее командам вручаются грамоты, каждый участник получает свидетельство о прохождении курса подготовки в Школе будущих космонавтов.

Использование обучения на станциях и квестов во внеурочной деятельности позволяет повышать мотивацию детей, поддерживать интерес к учёбе, вовлекать в деятельность слабых обучающихся, развивать восприятие, память, мышление, воображение – познавательные способности, то есть интеллект.

Литература

  1. Интеллектуальное развитие [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа:
    http://www.grandars.ru/college/psihologiya/intellektualnoe-razvitie.html, свободный.
  2. Бузоева М.Д. Приёмы успешного обучения, или Как организовать обучение на станциях [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. – Электронное издание. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2019. – Режим доступа: https://edu.1sept.ru/каталог/EM-24-042
  3. Дружинин Б.Л. Внеурочная деятельность в начальной школе, или Как использовать занимательные задачи для развития детей [Электронный ресурс]: Методическое пособие. – Электронное издание. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2019. – Режим доступа: https://edu.1sept.ru/каталог/EM-24-064
  4. Максимова Н.В. Квест, или Как использовать приключенческие игры для решения образовательных задач [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. – Электронное издание. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2018. – Режим доступа: https://edu.1sept.ru/каталог/EM-24-041
  5. Пословицы и поговорки про ум [Электронный ресурс] /Сборник народной мудрости. – Электронное издание. – Режим доступа: http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-um/, свободный.
  6. Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения [Электронный ресурс] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 18-25. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/, свободный.