Коллектив класса и развитие ученического самоуправления

Разделы: Классное руководство

Класс: 5

Ключевые слова: правила поведения, планирование, реализация , требования , самоуправление


«Характерными признаками коллектива является общественно значимая цель, ежедневная совместная деятельность, направленная на ее достижение, наличие органов самоуправления, установление определенных психологических отношений между его членами. Определенными особенностями обладает детский коллектив, который отличается от других коллективов возрастными границами, специфической деятельностью (обучение), последовательной изменяемостью состава, отсутствием жизненного опыта объединенных в него индивидов, потребностью в педагогическом руководстве», – писал Василий Александрович Сухомлинский.

Сегодня выпускники ВУЗОВ, приходя на работу в школу, очень часто хотят работать только учителями-предметниками. И это неудивительно, потому что должность классного руководителя требует от учителя дополнительных усилий по воспитанию подрастающего поколения и дополнительного времени. Но кому как не молодым надо уступить дорогу и дать возможность проявить себя не только как учитель, но и как воспитатель. Ведь ни для кого не секрет, что дети любят молодых учителей за их энергию и молодой задор. Мы надеемся, что этот алгоритм действий подскажет классному руководителю: с чего следует начать работу по формированию творческого коллектива, особенно с учащимися 5 класса.

На помощь придут следующие правила.

1. Разносторонняя совместная деятельность учителя вместе с учащимися (общие трудовые дела, культурно-массовые мероприятия)

2. Совместная деятельность должна принести удовлетворение, направлена на благо класса, школы.

3.Предъявлять требования к учащимся четко и систематически. Быть справедливым и объективным в предъявлении требований.

4. Своим примером учитель должен демонстрировать правила поведения.

5. Систематически работайте с активной частью класса, предлагая им самим решать некоторые вопросы управления классом.

6. Разумно распределяйте поручения в классе.

7. Ставьте перед ребятами реальные цели.

8. Необходимо соблюдать традиции коллектива, особенно правила поведения.

9. Нужно направить все силы, чтобы каждый ученик почувствовал себя причастным к жизни класса.

10. Школа – это место, где учитель должен формировать свой коллектив на качественном уровне.

Важнейшим условием творческого развития личности школьников, становления их личности  является включение их в организаторскую деятельность. В.А.Сухомлинский писал: «Детский коллектив - объединение детей, сплоченных общей полезной деятельностью (учебой, трудом, спортом, общественной работой)».

Коллективное творчество бывает затруднено, если: классный руководитель самостоятельно планирует все воспитательные мероприятия, предлагая детям лишь возможность творческого воплощения задуманного. Чаще всего классному руководителю трудно увлечь ребят общим делом, так как учащиеся сами не принимали участия в разработке данного мероприятия. Как правило идею педагога воплощает  отдельная группа ребят - активистов класса. Остальные дети не спешат включаться в работу, а иногда и намеренно игнорируют. В планировании учащиеся не участвуют вовсе, а являются лишь исполнителями требований педагога. Поэтому, такое понятие как мотивация учащихся не учитывается  и дети равнодушны ко всему происходящему. Для того, чтобы учащиеся приняли активное участие в планировании общего дела, необходимо знать технологию подготовки учащихся.

Она состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный анализ дела или мероприятия.
  2. Постановка целей и задач мероприятия.
  3. Составление плана реализации мероприятия.
  4. Его реализация.
  5. Подведение итогов и анализ общего мероприятия.

Такая схема позволит классному руководителю организовать общее мероприятие и вовлечь как можно больше детей на достаточно продолжительное время (учебная четверть или учебный год).

Предварительный анализ мероприятия позволяет педагогу определить возможность участия каждого ученика в мероприятии, определить силы и возможности ребенка. Для того, чтобы ученику захотелось принять участие в каком-то конкретном деле, он должен сам определить чем он хочет заниматься, рассказать свою идею реализации задуманного. Он может ответить на вопрос как он будет работать: один или в паре с кем-то, или с группой одноклассников.

Целеполагание позволяет создать коллективную мотивацию участия и определить позицию каждого ученика. На первом этапе для учащихся необходимо ставить реально достижимые цели, что бы дети могли с ними справиться. У детей должно родиться чувство успеха и собственного удовлетворения от проделанной работы. В последствие дети будут справляться с более тяжелыми задачами и не будут бояться трудностей.

Планирование мероприятия – это четкая организация деятельности, что необходимо делать и как организовать дело. Планировать необходимо вместе с учащимися и четко прописывать каждый пункт плана и сроки его выполнения.

Приемы организации коллективного планирования.

  • Защита идеи коллективного дела «Классный руководитель предлагает»
  • Конкурс на лучшее предложение в план работы класса на четверть.
  • Защита проекта «Наши зимние каникулы»
  • Специальные выпуски школьных газет «Какой быть школьной газете?»

Постоянный классный проект «Банк идей класса». Дети предлагают свои идеи, которые можно внести в жизнь класса. Например, какую экскурсию они хотели бы посетить все вместе, как лучше поздравить девочек и мам с праздником 8 Марта, как лучше поздравить мальчиков с 23 февраля, как поздравить ветеранов с праздником 9Мая, как провести литературный вечер и другие.

Реализация - это процесс выполнения конкретного дела. Классный руководитель должен интересоваться, как идут дела в плане реализации, может быть необходима помощь.

Итоговый анализ – подведение итогов работы всего класса и отдельно взятого ребенка. Общие требования к коллективному анализу общего дела.

Анализ должен проходить своевременно, в рамках завершения мероприятия. Анализ должен носить позитивный результат. В ходе анализа необходимо выявить позитивные изменения коллектива и положительные моменты в деятельности каждого ученика. Анализ должен создавать положительный настрой на дальнейшую деятельность. Каждый ученик в ходе анализа должен оценить себя, сделать свои выводы. Каждый ученик может высказать свое мнение и свою оценку мероприятия. Анализ должен быть четким и не растянутым по времени. Анализ не должен носить формальный характер, для галочки. Коллективный анализ должен формировать ответственность каждого ученика за порученное дело, его личную позитивную позицию.

Цепь логических вопросов для коллективного анализа.

  • Нам это удалось!!!
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Почему получилось? Почему не получилось?
  • Что продолжить? Что сохранить? Что изменить?
  • Что я могу сказать о себе? Что я сделал для общего дела?
  • Что можно изменить? Что внести нового в общее дело?
  • Как можно это сделать? Какие есть идеи на этот счет? и т.д.

Формы коллективного анализа.

Это может быть встреча учащихся в форме классного часа, в форме диспута, в форме огонька и др.

Из личного опыта.

Поздравление тех учащихся, у которых были дни рождения и подведение итогов успеваемости за 1 четверть.

  • 1 гр.Ученический сектор – староста и зам. Старосты подводят итоги успеваемости (или итоги мероприятия)
  • 2 гр. Редколлегия готовит стенгазету для именинников( поздравительный текст, фотографии и стихи собственного сочинения)
  • 3 гр. Культурно-массовый сектор готовит мероприятия(игры, сценки, загадки, соревнования)
  • 4 гр.Трудовой сектор (уборка класса).
  • Подведение итогов.
  • Проведение чаепития.
  • Игра на сплочение класса.(учащиеся рисуют коллективный портрет.

Для этого пускают лист ватмана и каждый ученик внести свою лепту в создание коллективного портрета класса. Суть игры состоит в том , чтобы каждый ученик продолжал рисовать с того места, где остановился предыдущий)

Учащиеся высказывают пожелания друг другу.

Рефлексия: встреча может закончиться коллективным исполнением песни или  караоки.

Первый шаг на пути к самоуправлению сделан, если у детей возникло крепкое желание работать в ученическом коллективе, если у ребят горят глаза и они чувствуют поддержку классного руководителя, если дети стали самостоятельными  и рассудительными.

Сотрудничество классного руководителя с родителями.

Классный руководитель обязательно должен сотрудничать с родителями.

Не надо бояться рассказывать родителям о том, какие трудности приходиться преодолевать. Чем больше родители будут в курсе происходящего в классе, тем быстрее и лучше будет продвигаться работа по созданию коллектива.

Какую конкретно помощь могут оказать родители классному руководителю.

Проведение классного часа совместно с родителями. Необязательно, чтобы на классный час приходили все родители класса. На классный час могут прийти один, два или несколько человек. Это зависит от темы и цели классного часа. Если вы проводите игру-соревнование между родителями  и детьми, то необходимо создать команды по интересам. Игру также может проводить один из родителей, а классный руководитель может присутствовать в жюри.

Родители могут принимать участие и в других классных часах, которые проводит учитель. Например «Досуг нашей семьи», «Как мы отдыхали летом» (презентация), «Как мы делаем домашние задания», «Я знаю, мама любит….» и другие.

Список литературы

  1. Дереклева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя М: «ВАКО», 2011.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К: Радянська школа, 1973.