Конспект урока русского языка «Обозначение звука [ы] после звука [ц]». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


УМК: «Школа XXI века».

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.

Цели:

  • создать условия для развития умений сопоставлять звуковую и буквенную запись слов, работать со словарями, применять алгоритм правила, классифицировать слова;
  • учить извлекать информацию из учебного текста;
  • формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • формировать умение участвовать в учебном диалоге;
  • формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало урока

Приветствие.

Прозвенел звонок.
Начинается урок!

II. Минутка чистописания

Цц ци цы

III. Мотивация к учебной деятельности

- Скоро праздник. Приближается Новый 2019 год. Указом президента он объявлен годом театра. Театр – вид искусства, культурное явление. А язык – памятник культуры и благодаря ему, «великому и могучему», мы можем рассказать о любом виде искусства. О чём же мы будем говорить сегодня? (Слайд) (о цирке).

IV. Актуализация

Словарная работа.

- С какими словами у ассоциируется слово «цирк»?

- Я нашла несколько таких слов в нашем орфографическом словарике (Слайд).

б . лет
ж . вотное
кас . а
к . стюм
пр . грам . а
св . ркать

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Взаимопроверка.

V. Проблемная ситуация. Фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Послушайте весёлое стихотворение. (Слайд. Чтение учителя)

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ци, где цы.

- Кто главный герой стихотворения? (цыпленок)

- О чем не знает цыпленок? (где пишутся ЦИ, где ЦЫ) (Слайд)

VI. Выявление места и причин затруднения

- А хотите помочь цыплёнку?

- Какой звук слышится во всех словах после [ц]? (Слайд)

- А посмотрите, как пишется. (Слайд)

- В чём же проблема? (В разных словах звук [ы]после звука [ц]обозначается разными буквами.)

- Чему же вы должны научиться, чтобы помочь цыплёнку? Сформулируйте тему и цель урока. (Слайд)

VII. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, сегодня мы будем открывать новое знание. Что мы для этого должны сделать? Составим план. (На доске запись)

План:

1). Исследуем, наблюдаем.

2). Открываем новое знание.

3). Применяем знания.

4). Контролируем.

5). Оцениваем.

VIII. Реализация построенного проекта

Работа в группах.

- Итак, понаблюдаем.

Учебник, с 121, рубрика «Давай подумаем». Обсуждение в течение 3-4 минут.

- К какому выводу вы пришли? Какое знание открыли? (Представители каждой группы высказывают свои версии)

- Проверить ваши предположения можно только одним способом: сравнив с правилом в учебнике на стр.121. Рубрика «Тайны языка» (Читаем, сравниваем со своими выводами. «Учимся применять правило».)

IХ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Действуя по алгоритму, объясним написание слова «цирк». (Объяснение учащихся. Запись на доске и в тетради.)

(Слайд с опорной схемой).

Словарная работа.

- Вернёмся к стихотворению. Все ли слова были понятны? Где можно посмотреть значение таких слов? Какой словарь вам поможет? (Толковый.)
(Слайд)

(Цимбалы – старинный музыкальный инструмент с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек.

Цилиндр – геометрическое тело, в основе которого – круг. Так же называется шляпа, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.)

- Объясните правописание этих слов.

- А что же с нашим цыплёнком? Как вы напишете это слово и почему? (Слайд)

- Особое внимание нужно обратить на слова-исключения.

- Что лучше их запомнить, можно составить предложение, где использованы все слова-исключения. Такое предложение для запоминания называется мнемофразой.

Работа в группе.

- Работая в группах, попробуйте составить мнемофразу для слов-исключений. (5 минут на творческую работу. Мнемофразы, составленные детьми.)

(Слайд. Менофраза: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «Цыц!»)

- Вы объяснили правописание слова «цирк» (запись на доске и в тетради).

- Подберите несколько однокоренных слов. (Записываем: цирковой, циркач)

- Что можно сказать о правописании этих слов?

Х. Самостоятельная работа с проверкой

(Слайды)

1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:
а) ц..ферблат
б) уц..пился
в) ресниц..
г) синиц..

2. Найдите слово, в котором допущена ошибка:
а) мотоцикл
б) акация
в) лисици
г) цыпленок

3.Найдите словосочетание, в котором на месте пропуска следует писать букву ы:
а) парадные лестниц..
б) высокая ц..на
в) чертить ц..ркулем
г) ц..трусовый мармелад

- Запишите выбранные ответы в строчку через запятую.

Проверка.

ХI. Включение в систему знаний и повторение

Работа в парах.

- Работая в парах составьте 2-3 предложения на тему «Цирк». Запишите.

- Какие слова на новое правило использовали? Как написали?

- Часто ли в речи используем слова с данной орфограммой?

Упражнение «Подбери синоним» (Синонимы записываем на доске с комментированием): Основной закон государства (конституция), прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть), инструмент для вычерчивания окружности (циркуль), систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция), плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).

У.с. 122, упр. 2. Фронтальная работа с комментированием.

ХII. Рефлексия

- Ответьте на вопросы (Слайд):

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…

- Оцените свою работу на уроке.