Пути и способы предотвращения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: программа


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Конфликт – это столкновение противоположных мнений, интересов, целей, взглядов людей (субъектов взаимодействия).

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Причины конфликтов

  • Грубость, агрессия, проявление эгоизма, стремление к превосходству;
  • Несовместимость по интересам;
  • Различие в воспитании и образовании;
  • Низкий уровень доверия;
  • Несовместимость характеров и темпераментов;
  • Неточная информация или её избыток, слухи;
  • Социальная принадлежность, власть, система управления, нормы поведения.

«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А.Сухомлинский

Типы конфликтов

  1. Внутриличностные (один участник);
  2. Межличностные (два участника);
  3. Между личностью и группой;
  4. Социальные (много участников, государства)

Виды конфликтов

  1. Конструктивный (полезный) – выражает борьбу противоречий, посредством которой осуществляется развитие.
  2. Деструктивный - приносящее вред делу и конфликтующим сторонам (ссоры, раздоры, разборки).

Правила «для конфликтных людей»

  1. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  2. Критикуйте, но не переусердствуйте.
  3. Во всем надо знать меру.
  4. Сказать правду тоже надо уметь!
  5. Не будьте назойливыми.
  6. Будьте справедливыми.
  7. Меньше проявляйте инициативу, где в ней не нуждаются.
  8. Проявляйте выдержку.

Правила «для предупреждения конфликта»

  1. Не говорите сразу с возбужденным человеком.
  2. Не говорите сразу о плохом, а лучше отметьте хорошие дела этого человека.
  3. Постарайтесь встать на место оппонента.
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре.

Правила «для бесконфликтного общения»

  • Научитесь правильно слушать.
  • Сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные.
  • Стремиться к открытому общению.
  • Не употреблять конфликтогены.
  • Делать как можно больше благожелательных посылов.
  • Учитывать личностные особенности собеседника.

Выводы

  1. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
  2. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, компромисс и т.д.) согласно ситуации.
  3. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.