Урок практикум по теме "Деление на десятичную дробь". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Урок-практикум. Решение упражнений по теме «Деление на десятичную дробь»

Тип урока: комплексное применение знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Деление на десятичную дробь».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь складывать и вычитать, умножать и делить десятичные дроби по алгоритму;
  • уметь применять алгоритм при решении задач и уравнений .

УУД:

  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром в паре.
  • Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки и вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Познавательные: уметь использовать знаково-символьные средства, уметь действовать по алгоритму.
  • Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник математика 5 класс автор Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. 2017г, презентация.

Ход урока

1 этап. Организационный

Ребята сегодня мы продолжаем отрабатывать алгоритмы действий с десятичными дробями. Мы уже с вами решали много примеров, уравнений, задач. Какую бы вы цель поставили сегодня на урок для себя. (формулируют цель)

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме.

Открыли тетради и записали тему урока. (Презентация)

2 этап. Мотивационный

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Ребята, поставьте запятую так, чтобы смысл был: обязательно казнят, а другой помилуют.

В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание. Поставьте правильно запятые в результатах действий. Докажите правильность, сформулировав соответствующее правило.

  1. 6,1+0,12 = 6,22
  2. 63-2,7=60,3
  3. 5,1:3=1,7
  4. 6,87:10=0,687
  5. 71,2×0,2=14,24
  6. 3,4×0,1=0,34
  7. 43,12×100=4312
  8. 0,7:0,5=1,4

3 этап. Закрепление знаний

«Недостаточно овладеть премудростью,
Нужно так же уметь пользоваться ею»
Цицерон

Обсудить высказывание с учащимися.

Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.

Задание 1. Кто же является автором этого изречения?

Вы узнаете, выполнив действия. Заполните таблицу. (по два примера на ряд, кто справиться быстро 7 пример, и по желанию другие)

  1. 6,944: 3,2 =2,17
  2. 6,36:0,12 = 53
  3. 5,425:2,5 =2,17
  4. 86,24:2,8 =30,8
  5. 0,182:1,3 =0,14
  6. 24,48:4,8 =5,1
  7. 131,67:5,7 =23,1

Ц – 2,17, И – 53, Е – 30,8, Р – 0,14, О – 5,1, Н – 23,1

Номер примера

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

2,17

53

2,17

30,8

0,14

5,1

23,1

Буква

Ц

И

Ц

Е

Р

О

Н

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский оратор, философ.

Физкультминутка

А теперь ребята стали,
Быстро руки вверх подняли,
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело.

Задание 2. Решить уравнения.

Ребята, а какими знаниями вы должны обладать, чтобы справиться с этими заданиями?

Ответ: Знать правила нахождения компонентов действий и уметь вычислять.

Работа в парах, проговаривают во внешней речи. По очереди. Если в паре затруднения в знаниях правил, обратится к учебнику стр. 59, 60,74.

Закончи правило.

  1. Чтобы найти неизвестное слагаемое….
  2. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое…
  3. Чтобы найти неизвестное вычитаемое…
  4. Чтобы найти неизвестный множитель…
  5. Чтобы найти неизвестное делимое…
  6. Чтобы найти неизвестный делитель…

Решают уравнения. Работа в парах.

По рядам:

  • 1 ряд - 1,4,
  • 2 ряд – 2,5,
  • 3 ряд - 3,6, 7 кто справится раньше, а также любые на выбор.
  1. 6 × х = 10,2
  2. 0,1 × у = 0,85
  3. 3,49 : х = 100
  4. 2,5 х – 7,2 = 227,8
  5. 6,1у - 2у = 34,85
  6. 9,3: t + 0,7 = 1.01
  7. 0,2 × (597,9 - х ) = 79.34

Ответы: П – 1,7, А – 8,5, С – 0,0349, К – 94, Л – 30, Ь – 201,2.

Номер уравнения

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

1,7

8,5

0,0349

94

8,5

30

201,2

Буква

П

А

С

К

А

Л

Ь

Блез Паскаль(1623 – 1662) – французский математик, физик, литератор, философ.

«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным». Б.Паскаль

Обсудить высказывание с учащимися.

Вывод: можно придумывать самим интересные и веселые задачи из жизни.

Задание 3. Решить задачи.

1. Света пошла в магазин за яблоками. Яблоки стоят 99,5 рублей за килограмм. Света решила сэкономить на мороженое. Сколько Света должна купить килограммов яблок, если у неё 200 рублей, а мороженое стоит 20,9 рублей?

Решение:

  • 200-20,9=179,1(руб) – останется на яблоки.
  • 179,1: 99,5=1,8 (кг) – купила Света яблок

Ответ: 1,8 кг.

2. Едет на телеге мужик с рыбалки и везет в телеге свой улов. Он поймал 15,3 кг карасей, лещей он поймал в 3 раза меньше, чем карасей, а ершей на 6,5 кг больше, чем лещей. Но когда он ехал домой, в телегу незаметно запрыгнула лиса, съела одну восьмую часть всей рыбы и убежала. Сколько кг рыбы поймал мужик? Сколько рыбы съела лиса?

Решение:

  • 15,3:3=5,1(кг) – поймал лещей
  • 5,1+6,5=11,6 (кг) – поймал ершей
  • 15,3+5,1+11,6=32(кг) – всего поймал
  • 32:8=4 (кг) – съела лиса

Ответ: 32кг, 4 кг.

3. № 1520 (учебник). Длина основания пирамиды Хеопса 230 м.Туристы, осматривая пирамиду, идут со скоростью 0,32 м/с.Успеют ли туристы за час обойти вокруг пирамиды?

  • 230×4= 920(м) – периметр основания пирамиды (квадрат)
  • 920: 0,32=2875 (с)= 2875: 3600=0,798611(ч)

Ответ: за час не успеют туристы обойти вокруг пирамиды.

4 этап. Рефлексия

Запишите в тетрадях ответы на вопросы. В соответствии с поставленной целью урока.

  • Что у меня уже получается хорошо?
  • В чём ещё есть затруднения?

Тетради сдать на проверку. Домашнее задание выполнить в других тетрадях или на отдельном альбомном листе и красиво оформить.

5 этап. Домашнее задание

  • Повторить правила действия с десятичными дробями (устно).
  • Творческое задание. Придумать 2 интересные задачи на все действия с десятичными дробями. Записать текст задачи и решение в тетради. В решении задачи должно быть не менее двух действий. Обязательно в решении должно быть деление на десятичную дробь.