Проект «Организация взаимодействия школы и родителей в условиях поликультурной среды на примере деятельности МБОУ СШ №17 г.Норильска»

Разделы: Классное руководство


1. Пояснительная записка проекта

Процесс миграции в Россию последние годы растет. В связи с этим во многих регионах нашего государства в классах общеобразовательных школ учатся дети разных национальностей, их значительную часть составляют представители из стран ближнего зарубежья.

Взаимодействие с семьёй ученика - инофона является сегодня наиболее актуальной педагогической проблемой, поскольку семья играет огромную роль в развитии ребенка, обеспечивает его социализацию. Это обусловлено тем, что именно в семье ребенок начинает учиться строить отношения, усваивает нормы поведения.

В школе с многонациональным составом учащихся на плечи учителя ложится дополнительный груз профессиональной ответственности не только за языковую подготовку детей, для которых русский язык не является родным, но и за создание комфортной среды для их адаптации и обучения в новых социальных условиях, при этом не сбрасывая со счетов их потребности.

Для большинства мигрантов характерно слабое знание государственного русского языка. Это сказывается на социализации детей в обществе. Данный факт актуализирует необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов, форм, индивидуального подхода учителя в обучении и воспитании ученика-инофона и новых условий, нетрадиционных форм работы с родителями, что позволит включить их в данный процесс.

Несмотря на имеющийся опыт моделирования взаимодействия педагогов и родителей, они не в полной мере соответствуют условиям МБОУ СШ №17 г.Норильска, деятельности классного руководителя.

Данное положение позволило сформулироватьцель работы:разработка модели организации взаимодействия с родителями обучающихся в условиях поликультурной среды на примере деятельности МБОУ СШ №17 г. Норильска.

Задачи:

  • Организовать в классе родительский комитет из наиболее активных и неравнодушных родителей для вовлечения в школьную деятельность.
  • Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы, моделировании данного процесса.
  • Определить перспективные направления взаимодействия с родителями обучающихся МБОУ «СШ №17».
  • Показать важность поликультурного воспитания в становлении и развитии личности, в котором будет принимать участие школа и родители.
  • Формировать активную позиции родителей, как участников образовательного процесса.
  • Создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечь родительскую общественность к участию в самоуправлении школы.
  • Развитие семейных ценностей у детей.

В результате анализа воспитательной деятельности и опроса некоторых классных руководителей выявлены следующие проблемы:

  • слабое знание государственного русского языка детьми и родителями;
  • снижение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы;
  • низкая творческая и интеллектуальная активность родителей и родительских комитетов классов;
  • низкий процент посещаемости родительских собраний (классных и общешкольных);
  • низкий и средний педагогический и культурный уровень родителей.

Данный проект предусматривает создание модели взаимодействия педагога образовательной организации с родителями обучающихся на основе анализа имеющегося опыта работы, потребностей родителей и требований ФГОС ОООи НОО в поликультурной среде.

Гипотеза проекта: не следует ожидать моментального изменения в воспитательной деятельности школы. Но если в ходе реализации проекта работа с родителями и детьми станут более активной, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены, то есть спроектированная модель организации воспитательной работы в школе соответствует требованиям Государственных стандартов образования.

Участники проекта: классные руководители, учащиеся, социальный педагог, психолог, родители.

Срок реализации: сентябрь 2018 г. - май 2019 г.

Ожидаемые результаты:

  • выявление перспективных направлений взаимодействия с родителями обучающихся на основе диагностических материалов;
  • создание атмосферы успеха;
  • создание среды возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус победы;
  • установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как с субъектом образовательной и досуговой деятельности;
  • творческое развитие и образование каждого ребенка;
  • накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта;
  • удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
  • повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей.

2. Основное содержание проекта

Социализация детей и подростков идёт во взаимодействии с различными группами, организациями, где особое место занимает школа. Школьный период охватывает три возрастных этапа: младший школьник возраст (6-10 лет), младший подростковый (11-14 лет), старший подростковый (15-17 лет). Это накладывает на школу большую ответственность, поскольку в процессе социализации детей и подростков в течение целого десятилетия она выступает как важнейший образовательно-воспитательный институт, разделяя эту ответственность с семьёй. Поэтому в процессе взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии детей и подростков, их ценностных ориентаций, творческого потенциала и других важных составляющих структуры личности.


Задача учителя и классного руководителя МБОУ «СШ №17» ориентирована на создание всех условий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными и воспитательными потребностями. Школа для ребенка является той адаптивной средой, атмосфера которой обусловит его духовно-нравственное развитие. Поэтому учителя образовательного учреждения решают задачи поликультурного воспитания учащихся через систему воспитательной работы.

Предпосылки для создания модели проекта обусловлены анализом опыта взаимодействия педагогов и родителей обучающихся МБОУ СШ №17 г. Норильска, собственным опытом работы, а также диагностикой. Всё выше перечисленное позволило выстроить модель проекта, содержащую основные направления взаимодействия, среди которых выделены нормативно-правовое регулирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, участие их в управлении образовательной организацией и в образовательном процессе.

Также данная модель включает в себя взаимодействие и с социальным окружением. Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реалиазции  воспитательнойработы:

Учреждения

Вид деятельности

 1

МБОУ «СЮТ» г. Норильск

Кружки, доп. образование

 2

Библиотеки города
Публичная библиотека
Библиотека семейного чтения

Выставки, тематические мероприятия, работа детей с фондами библиотеки

 3

Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района (ул.Ленинский пр., 14)

Экскурсии, музейные уроки. Различные воспитательные моменты, в зависимости от темы экскурсии

 4

Заповедник «Большой Арктический»
Место нахождения заповедника «Большой Арктический»: 663000, Красноярский край, г.Норильск, Ленинский проспект, д. 21, корп. 1

Экскурсии, лекции по краеведению.
Воспитание любви, уважения к родному краю

 5

МБУ «Норильская художественная галерея»

Просмотр экспозиций, тематические мероприятия

 6

МБУ «НДШБД» г. Норильск

Практические и теоретические занятия по ПДД (охрана здоровья)

7

Норильский Заполярный театр драмы им. В.В.Маяковского

Просмотр спектаклей, усвоение норм поведения в театре

 8

Норильская Детская музыкальная школа.
Молодежный, д.13

Прослушивание музыкальных произведений, приобщение к прекрасному

 9

Художественная школа

Просмотр экспозиций, приобщение к прекрасному

 10

Религиозные конфессии, представленные на территории Норильска
Православный храм «Всех скорбящих Радость»,
Мечеть «Нурд-Камаль»

Знакомство с различными религиями, воспитание толерантности

 11

Детско-юношеский центр «Романтик»

Тематические мероприятия, воспитание коммуникабельности

 12

«Краевое Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Норильский»»

Проведение юристами лекций для родителей правового характера, проведение психологом семинаров по работе «Телефон доверия», тренингов по семейным отношениям

 13

Служба профилактики наркомании

Проведение тематических лекций для родителей

 14

Отдел по делам несовершеннолетних

Проведение лекций для родителей по правам ребенка, по ответственности за противоправные поступки, по воспитанию толерантного отношения в коллективе

Основные направления воспитательной деятельности МБОУ «СШ № 17»:

1. Познавательная деятельность (развитие познавательной деятельности: внимания, памяти, воображения, мышления, речи)

  • Развитие психических качеств личности
  • Память, внимание, мышление, воображение, речь.
  • Психосаморегуляция состояния (умение владеть настроением, эмоциями). 25 упражнений по В.В.Петрусинскому (см.: Игры: Обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994. С. 279 — 289.)

Формы работы:

1. Занимательный аутотренинг.

2. Игры.

3. Упражнения.

4. Решение нестандартных задач.

5. Конкурс ораторов.

6. Конкурс сочинителей.

7. Защита проекта.

8. Тесты по самопознанию и др.

2. Гражданско-патриотическое (воспитание отношения к человеку, обществу, идеалу жизни, идеалу человека, развитие толерантности). Воспитание любви к «малой родине».Наша «малая родина». Флора и фауна. Зависимость изменений в природе от времен года. Причины и характер природных явлений. Влияние человека на природу. Бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным.

Знакомство с традициями школы, города, района.

Формы работы:

1. Экскурсии в музеи города;

2. Классные часы:
- «Моя «малая родина» - Норильск»;
- «Мои земляки»;
- «Сказки моей бабушки».

3. Беседы и наблюдения.

- Природа в произведениях искусства: время суток (утро, полдень, вечер, сумерки, ночь), время года (весна, лето, осень, зима), явления природы (ясный день, ненастье, дождь, снегопад, буран, гроза, буря, шторм, ветер, штиль).

- Человек и природа. Правила взаимоотношений человека и природы:

  • сохраняй красоту и богатство природы — это наш общий дом. Безнравственно только брать от природы, надо обогащать ее: сажать цветы, деревья, сеять травы и т.д.;
  • не вреди природе, не оставляй после себя мусор, очищай от него дворы, улицы, парки, леса.

4. Проведение традиционных русских народных праздников (Масленица).

5. Конкурс сказок.

6. Викторины по истории школы, города.

8. Игра-калейдоскоп «Дом, в котором я живу».

9. КТД «Осень», «Зима», «Весна».

3. Художественно-эстетическое (Формирование опыта деятельности. Развитие творчества).

Самоуправление на уровне класса. Выборы совета класса. Обучающие игры. Игровые приемы работы с текстовой информацией по В.В.Петрусинскому (Игры: Обучение, тренинг, досуг. М., 1994. С. 13-21).

Формы работы:

1. Собрание по выборам совета класса (избирательная кампания).

2. Объединение детей в различные группы, комитеты, службы, союзы, пресс-центры, комиссии и т.д. для осуществления классного самоуправления.

3. Работа в научных обществах.

4. Заочные экспедиции.

5. Творческие экзамены.

6. Предметные недели.

7. Развивающие игры за столом (Игры: Обучение, тренинг, досуг. С. 147 - 154).

8. Участие в школьных кружках, секциях, объединениях по интересам.

4. Спортивно-оздоровительное (организация здорового образа жизни)

Формы работы:

1. Встречи-беседы с медицинскими работниками.

2. Классные часы:

  • «Спорт и здоровье»;
  • «Гигиена подростка»;
  • «Режим дня в жизни школьника»;
  • «Суд над алкоголем»;
  • «Суд над наркотиками» и др.

3. Тестирование, анкетирование детей и их родителей.

4. Выпуск газет, санбюллетеней.

5. Спортивные игры.

6. Диспут «Как счастье человека зависит от его здоровья».

5. Здоровьесберегающее (формирование навыков санитарно-гигиенической культуры). Гигиена мальчика и девочки. Физическая культура.Культура гигиены: чистота тела и свежесть кожи, гигиенические требования к рукам, уход за волосами, гигиена полости рта.

Формы работы:

1. Вовлечение в спортивные секции.

2. Оздоровительные игры в классе и на воздухе

3. Туристические походы.

4. Беседы.

5. КТД «Осенний марафон», «Масленица».

6. Нравственное (эстетическое воспитание, овладение этикетом)

Формы работы:

Первый уровень этикета: «Не мешай окружающим людям»

Культура речи человека: голос, лексика, стиль речи, обращение к собеседнику, умение слушать и выслушивать, умение ставить вопросы, умение благодарить за речевое общение, умение приносить извинения, умение не навязывать слушателям своего мнения.

Культура телодвижений: сдержанность, спокойствие, соблюдение дистанции, минимум жестикуляции, умение приносить извинения за неосторожные движения.

Проигрывание ситуаций, ролевые игры, беседы. Упражнения:

- обратиться к человеку с вопросом;

- извиниться и перебить разговор беседующих;

- принести извинения за оплошность движений;

- пользоваться приборами во время еды: во время первого блюда, второго, десерта;

- извиниться за небольшое опоздание, вежливо объяснить причину;

- съесть конфету и найти место для обертки;

- быстро выйти из комнаты в группе детей, не толкнув никого;

- выслушать сообщение и задать уточняющий вопрос;

- идти по улице навстречу друг другу;

- пройти в театре на свое место.

Второй уровень этикета: «Будь приятен окружающим людям»Принцип уважения человека.

Особое отношение к старикам, женщинам, детям. Причины такого отношения.

Принцип уважения при общении. Приветствие и прощание, благодарность за общение, пожелания и поздравления, комплименты и оценки, сувениры и подарки, знаки внимания, любви и заботы.Уважение к собеседнику, похвала в адрес высказывания собеседника, высказывание противоположного мнения как возможного, умение вставить реплику, мимическое и пластическое одобрение слушателя.

Уважение к человеку во время трапезы за столом: приглашение к столу, пожелание приятного аппетита.

Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека: великодушное прощение и извинение, «незамечание» и тактичное исправление, остроумная шутка и оптимистическая вера в то, что ситуация поправима.

Формы работы:

Упражнения:

  • выразить почтение к старику;
  • произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли;
  • произнести утреннее, дневное, вечернее приветствия;
  • высказать добрые пожелания при расставании;
  • вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие;
  • сервировать стол на несколько персон;
  • обратиться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю;
  • возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение;
  • сделать комплимент собеседнику по поводу его суждения;
  • встать при входе в комнату женщины, встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, женщины);
  • пропустить в дверях старшего, девочку, женщину;
  • преподнести и принять угощение. (Приложение 1)

Примерная модель реализации проекта

Родительские собрания (1 раз в четверть)

Заседания родительского комитета, Управляющего Совета школы, заседание городского клуба «Семейный многогранник»

Общешкольные лекции (2 раза в учебный год для каждой параллели)

Школьные проекты с участием родителей

Краевые, муниципальные, школьные акции с участием родителей

Итог года: Конкурс «Родительский коллектив - 2019»
Подведение итогов жизни класса

1. Общешкольное родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы
в 2018-19 учебном году»

2. Классные родительские собрания «Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей - важнейшее условие достижения высоких результатов в воспитании и обучении»

3. Классные родительские собрания«Роль семьи в формировании личности ребенка»

4.Краевое родительское собрание «Выбор профессии – выбор будущего», для родителей выпускников 9, 11 классов

5. Классные родительские собрания «Роль семьи в формировании у подростков сознательного отношения к обучению, исполнению норм и правил поведения в обществе»

1. Заседание городского клуба «Семейный многогранник» (по 2 семьи от класса 1-3 классы)

2.Заседание городского клуба «Семейный многогранник» (по 2 семьи от класса 4-5 классы)

3. Заседание городского клуба «Семейный многогранник» (по 2 семьи от класса 6-7 классы)


4. Заседание городского клуба «Семейный многогранник» (по 2 семьи от класса 8-9 классы)


5. Заседание городского клуба «Семейный многогранник» (по 2 семьи от класса 10-11 классы)

1. Права и ответственности подростка (лекция инспектора ПДН)

2. «Уроки безопасности». Лекция инспектора ДПС о ситуации на дорогах большого Норильска

1. Проект «Мы и здоровое будущее»

2.Проект по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма «Мы разные, но все мы вместе!»

3.Проект «Семейные праздники»

4.Проект
«Традиции класса»

1.Акция «Помоги пойти учиться»
2. Краевая акция «Будь: богаче - принимай других»
3.Акция «Молодежь выбирает жизнь!»
4.Акция «Осенняя неделя Добра»
5.Краевая акция «Подари ребенку праздник»
6. Акция, посвященная Дню инвалида «Твори добро другим во благо»
7. Школьная акция "Забота"(сбор подарков для военнослужащих)
8. Единая антинаркотическая акция по профилактике наркомании «Родительский урок»
9. Совместная акция с родителями обучающихся «Когда мы вместе - быть успеху!»
10. Акция «Подари час ветерану»
11. Акция «Бессмертный полк»

Традиционные ежегодные общешкольные мероприятия с участием родителей учащихся

№ п/п

Мероприятие

Ответственные учителя

Ответственный класс

Сроки

 1

Праздник первого звонка

Зам.директора по ВР,
старшая вожатая, классные руководитель 1-х классов, родители

1,9,10

1 сентября

 2

День учителя

Зам.директора по ВР,
старшая вожатая, классные руководители 7-х классов

7

5 октября

 3

Утренник «Здравствуй, осень золотая»

Зам.директора по ВР,
старшая вожатая, классные руководители, родители

2

октябрь

 4

Участие в конкурсе «Школьная пора»

Зам.директора по ВР,
старшая вожатая,
учитель музыки
классные руководители, родители

5-10

В течение года

 5

День пожилого человека

Старший вожатый, классные руководители 5 классов, родители (бабушки, дедушки)

5

октябрь

 6

Посвящение первоклассников в пешеходы

Учителя 1-х классов, учителя музыки, родители

1

октябрь

 7

День матери

Зам.директора по ВР,
старшая вожатая,
учитель музыки
классный руководитель, мамы учащихся

4

ноябрь

 8

Посвящение первоклассников в читатели, прощание с Азбукой

Классные руководители 1-х классов
учитель музыки
библиотекарь

1

март

 9

Новогодние представления

Зам.директора по ВР,
старшая вожатая, учителя 1-9 классов, самоуправление, учитель музыки, родители

1-9

30,
31 декабря

 10

Ко дню защитника Отечества

Зам.директора по ВР,
классные руководители, старшая вожатая, самоуправление, родители учащихся (папы)

8

22 февраля

 11

К 8 Марта

Зам.директора по ВР,
классные руководители , старшая вожатая, самоуправление, мамы, бабушки учащихся

9

7 марта

 12

Ко дню Победы

Замдиректора по ВР,
старшая вожатая, самоуправление, классные руководители, родители

6

8 мая

 13

Праздник последнего звонка

Зам.директора по ВР,
старшая вожатая,
классный руководитель 9, 11 классов,
учитель 4 класса, родители

4,
9

май

Большие возможности для решения задач воспитания духовно-нравственного направления дает такая форма работы как классный час. Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела.

Тема

Краткое содержание

1. Что такое дружба?

Инсценировка стихов, пение песен (можно на разных языках), принятие законов Дружбы. Это поможет детям лучше узнать друг друга.

2. Диалог с миром

Этот диалог ведет ученик с представителями разных национальностейпо интересующим темам «Толерантность», «Мы разные, но все мы вместе!», «Песни, пословицы, поговорки народов нашей страны»

3. Вечер тематический

Тема такого вечера выбирается с учетом пожеланий учащихся: что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть сострадание, и можно ли прожить без него?

4. Диалог культур

Для гармоничного развития поликультурной личности необходимо его приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа. Диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной среде. Сбор информации о празднике Масленица (проводы зимы и встреча весны) и Навруз - празднику тюркских народов (возрождения, весны). Это поможет проложить мостик к уважительному отношению к праздникам и славян, и мусульман.

5. Игра-путешествие«С миру по нитке»

Предлагаемая игра является познавательным историко-географическим обозрением с элементами рассказа, театрализации (национальные костюмы, блюда). Ознакомление детей с историей, традициями и обычаями разных народов. Проведение викторин, конкурсов, подвижных игр.

6. Клуб интернациональных друзей (КИД)

Организация общения учащихся как особого вида их деятельности;формирование культуры общения между детьми разных национальностей.

7. Открытый микрофон

Тема обсуждения начинается примерно с таких формулировок: «Что я хочу сказать по поводу…», «Прошу слова, так как …»

Основные направления взаимодействия педагога и родителей, содержащиеся в представленной модели.

Первое направление взаимодействия, которое выделено в проекте - это нормативно-правовое регулирование.

Воспитательная работа в МБОУ «СШ №17» реализуется в соответствии с

  • Концепцией воспитательной системы МБОУ «СШ №17»;
  • программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования МБОУ «СШ №17»;
  • с планом мероприятий на 2018-19 год Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска по реализации Долгосрочного воспитательного проекта «Адрес детства - Норильск» этапа проекта «Семья -это компас, ведущий нас правильным курсом» (направлен на создание условий для определения нового вектора продвижения и развития здоровых семейных ценностей, укрепления взаимодействия и сотрудничества семьи и школы в вопросе воспитания подрастающего поколения);
  • основных традиционных мероприятий МБОУ «СШ № 17»

В качестве исходных норм для обеспечения сотрудничества и взаимодействия педагога и родителей выступают положения Закона РФ «Об образовании в РФ», Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ. Цель взаимодействия заключается в создании благоприятных условий для полноценного, социального становления воспитания и обучения детей. Для этого необходимы совместные усилия педагога и семьи. Об этом говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах. Также сюда включаются Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательной организации с семьёй (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002г  N 30-51-547/16»).

Второе направление, представленное в проекте взаимодействия педагога с родителями обучающихся - это участие родителей в управлении образовательной организации. Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Их правосубъектность в сфере образования определяется Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Следовательно, родители имеют право участвовать в управлении образовательной организации, создавая при этом органы самоуправления.

Участие родителей в управлении образовательной организации

  • выбор родителями ОО;
  • регламентация отношений ОО и родителей на основании действующей нормативно-правовой базы;
  • выбор дополнительных услуг для развития своего ребенка в ОО.
  • общешкольные родительские собрания;
  • школьный родительский комитет;
  • классные родительские комитеты;
  • диалоги с администрацией ОО;
  • посещение внеурочных мероприятий;
  • беседы с учителями, обмен мнениями и пожеланиями по совершенствованию образовательного процесса;
  • участие в мониторингах  по вопросу удовлетворенности  деятельностью образовательной организации.

Третье направление, которое представлено в проекте - социально-психолого-педагогическая служба.

Цель работы педагогической деятельности социально-психологической службы: создание благоприятной педагогически целесообразной среды, способствующей формированию базовых ценностей, развитию жизненных навыков и обеспечивающей адекватную социальную адаптацию обучающихся, предупреждение и преодоление негативных явлений в семье и в школе.

Психолого-педагогическое сопровождение выстраивается на основе диагностики родителей, выявлении их запросов. Педагог осуществляет отбор содержания, форм и методов работы с родителями.

Для определения уровня взаимодействия между родителями и школой, отношения к нему родителей и педагогов были разработаны анкеты (Приложение 2). Для организации дальнейшей работы были проанализированы ответы родителей.

Результаты анкетирования показали, что незначительное число родителей готовы участвовать в различных мероприятиях школы и класса. Необходимую информацию многие родители предпочитают получать на родительских собраниях, для большинства - предпочтительнее личные беседы. Мало кто обращает внимание на информационные стенды, буклеты и листовки.

Консультирование психолога как вид практической работы ориентирован прежде всего на подростков и старшеклассников.С целью повышения психологической готовности обучающихся 9,11 классов к выпускным экзаменам в школе проводятся групповые занятия: «Чувства и эмоции», «Познавательные способности: диагностика интеллектуальной сферы», «Память, внимание», «Как подготовиться к сдаче экзаменов: развитие внимания, памяти», «Как бороться со стрессом», «Способы снятия нервно-психического напряжения», а также групповые и индивидуальные консультации по запросам обучающихся и родителей.

Основным направлением работы является помощь в обучении и адаптации учащимся, испытывающим трудности в обучении и детей -инофонов,для которых русский язык не является родным.

Социальный состав семей МБОУ «СШ № 17» сложный в связи с тем, что более 50% учащихся из Азербайджана, около 20% обучающихся из Кавказских Республик (Чечня, КЧР, Дагестан), около 10% из республик Центральной Азии. Более половины этих обучающихся имеют языковые, психологические, культурные различия и особенности, которые требуют особого педагогического подхода в решении возникающих вопросов.

В МБОУ «СШ №17» детям помогают адаптироваться к новым условиям, к школе, к жизни в русскоязычной среде, при учете социальных, нормативных и традиционных условностей, воспитывают толерантное поведение и навыки общежития в многонациональном обществе.Разработана и реализуется программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «СШ № 17» на 2017-2020 гг, необходимость данной программы обусловлена тем, что в настоящее время снизилось воспитательное воздействие семьи на детей. Более 80% обучающихся в МБОУ «СШ № 17» дети мигрантов.

Низкий социальный статус родителей, низкая педагогическая компетентность, плохое владение русским языком, а зачастую и незнание русского языка (только 8% в среднем имеют высшее образование, 21% среднее профессиональное образование и 69 % имеют законченное среднее образование из числа всех родителей.) приводит к тому, что большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования; 41% учащихся из многодетных и малообеспеченных семей, где во многих семьях дети педагогически запущенные, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, где жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Усиление работы с родителями и учащимися в плане информирования и консультирования по различным вопросам правового характера, в вопросах воспитания детей и общения с ними, является неотъемлемой частью воспитательной и профилактической деятельности МБОУ «СШ № 17».

Ежегодно в сентябре–октябре  проводится работа по формированию базы данных семей:

 

Всего детей

Многодетные семьи/ дети

Неполные семьи/ дети

Одинокие семьи/ дети

Малообеспеченные семьи/ дети

Дети с инвалидностью

Опекаемые

На 01.01.2018

459

68/114

59/75

42/69

39/55

6

3/6

На 31.12.2018

458

73/125

56/68

46/63

40/57

8

5/7

В целях своевременного оказания социальной помощи, психолого-педагогической помощи по различным вопросам семьи, а также для раннего выявления и социально-психологического сопровождения асоциальных семей, учащихся «группы риска» отработана система отслеживания и выявления детей "группы риска".

через работу классных руководителей:

- выявляются дети, не приступившие к занятиям;

- дети, пропускающие школу без уважительной причины;

- дети, нарушающие режим и дисциплину образовательного учреждения;

- дети, не обеспеченные горячим питание в школе;

- дети, не имеющие все школьные принадлежности.

Ведется ежедневный  контроль  пропусков занятий без уважительной причины, проводятся индивидуальные беседы, посещение семьи, рейдовые посещения совместно со специалистами МБУ ДО «СОЦ» семей, состоящих на различных учетах.

Особое значение имеет работа с родителями в плане соблюдения прав детей и выполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних. В связи с незнанием основ Российского законодательства, с незнанием русского языка, родители стараются воспитывать детей согласно своим национальным традициям и обычаям: мальчику дозволено все, девочка под присмотром брата, пусть даже младшего. При возникновении ситуаций требующих защиты ребенка, социальный педагог безотлагательно выходит на посещение семьи совместно с классным руководителем и педагогом-психологом.

С января 2017 года в МБОУ «СШ №17» действует ШСМ (школьная служба медиации), которая  осуществляет свою деятельность на основании Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития 1 обучающихся.

Четвертое направление - участие родителей в образовательном процессе.

Согласно требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.

Одной из наиболее распространённых форм участия родителей в образовательном процессе является родительское собрание, но оно уже имеет свои особенности проведения (Приложении 3). Следующая форма взаимодействия - открытые уроки. Цель открытых уроков, как правило, заключается в ознакомлении родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога. Дни открытых уроков можно провести в удобное для родителей время в нетрадиционной форме. Сюда же включаем и взаимодействие школы с родителями в направлении организации досуга во внеурочной деятельности, которое осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:

  • Совместное участие в традиционных общешкольных и классных праздниках (концертные программы, праздники, акции, игры, мастер-классы).
  • Участие родителей в проектной деятельности.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большое значение: во-первых, это помогает им почувствовать себя «хорошими родителями», так как они вносят свой вклад в обучение детей; во-вторых, происходит формирование у родителей более высокой оценки достижений своих детей; в-третьих, проектная деятельность помогает развить более глубокое понимание процесса обучения детей. (В классе организовывались такие совместные проекты «Семейные праздники», «Традиции класса»).

  • Экскурсии.

Своеобразно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе. Родители могут совместно с педагогом определить объект предстоящей экскурсии, выделить основные задачи ее проведения, а также провести перед экскурсией вводное занятие, на котором дать школьникам дифференцированные индивидуальные и групповые задания, в том числе творческого характера. Родители открыто признали, что самостоятельно не посещают такие экскурсии. Поэтому работу в этом направлении нужно продолжать.

  • Участие в конкурсах.

Родители принимают участие в конкурсах различного уровня .
Всероссийский литературный конкурс «Серебряное перо» в номинации «Стихотворение собственного сочинения» (совместное сочинение стихотворений), конкурс семейных сочинений «Мы - наследники победы», семейный творческий конкурс «Воспитывая добром и любовью».

Мониторинг воспитательной деятельности в МБОУ «СШ17»

Мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием и прогнозированием развития воспитательной работы.

Целью мониторинга является создание системы непрерывного слежения за конечными результатами деятельности школы (класса) с целью предупреждения негативных явлений в воспитательном процессе школы.

Мониторинг осуществляется на основе внутришкольного контроля (ВШК) за учебно-воспитательным процессом.

Мониторинг воспитательной деятельности проводится регулярно по таким направлениям:

  • Мониторинг уровня воспитанности учащихся (система автоматического расчета на компакт-дисках:«Определяем уровень воспитанности детей»).
  • Мониторинг участия классных коллективов в мероприятиях школы и города (Сводная ведомость учета внеклассной деятельности «Марафон»).

Участие классных коллективов в мероприятиях школы и города отслеживается по сводной ведомости учета внеклассной деятельности по таким критериям:

  • Участие в городском мероприятии -5б.
  • Участие в общешкольном мероприятии - 4б
  • Проведение классного мероприятия -3б.
  • Участие в спортивных соревнованиях -4б.
  • Посещение театра, кинотеатра, цирка, СЮТ, «Романтика» -3б.
  • Посещение библиотеки -3б.
  • Проведение правовых уроков, уроков безопасности, других -1б
  • Участие в конкурсе -1б.

Призовые места по конкурсу:

  • 1 место- 4б.
  • 2 место-3б.
  • 3 место-2б.

Дежурство по школе -1-5б.

Сотрудничество с родителями -1-5б.

Организация здоровьесберегающей деятельности -1-10б

Реализация воспитательного проекта 1-10б.

Работа с обучающимися класса -5б.

Взаимодействие с педагогическими работниками и другими участниками образовательного процесса по воспитанию и творческому развитию обучающихся. -5б

Мониторинг деятельности классных руководителей и формирование рейтинга ведется по следующим направлениям:

  1. Мониторинг дежурства классных коллективов по школе.
  2. Организация здоровьесберегающей деятельности, формирование здорового образа жизни.
  3. Сотрудничество  с родителями.
  4. Взаимодействие с педагогическими работниками и другими участниками образовательного процесса.

3. Заключение

В качестве нормативно-правового обеспечения взаимодействия семьи и школы выступает ряд документов, среди которых Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2016-2017 года), Семейный кодекс Российской Федерации от 01.05.2017 с изменениями № 223-ФЗ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Все эти документы направлены на реализацию прав ребенка, на развитие и образование. Они предусматривают права и обязанности родителей, а также ответственность родителей за невыполнение своих обязанностей.

На современном этапе выделяют несколько моделей организации взаимодействия семьи и школы. Все они направлены на обеспечение максимально эффективного уровня взаимодействия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей, однако моделирование охватывает деятельность всей образовательной организации с родителями обучающихся.

Идеей данной работы является моделирование процесса взаимодействия отдельного классного руководителя с родителями обучающихся 5 «А» класса МБОУ СШ №17 г.Норильска.

В ходе работы над проектом была разработана модель проекта организации взаимодействия с родителями обучающихся в условиях поликультурной среды, которая включает в себя следующие направления взаимодействия:

  • нормативно-правовое регулирование;
  • участие в управлении образовательной организации;
  • психолого-педагогическое просвещение;
  • участие родителей в образовательном процессе.

Также в модели отражено сотрудничество с социальными партнёрами, среди которых по территориальному признаку выделены следующие:

МБОУ «СЮТ» г. Норильск

Библиотеки города
Публичная библиотека
Библиотека семейного чтения

Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района (ул.Ленинский пр., 14)

Заповедник «Большой Арктический»

 МБУ «Норильская художественная галерея»

МБУ « НДШБД» г. Норильск

Норильский Заполярный театр драмы им. В.В.Маяковского

Норильская Детская музыкальная школа

Художественная школа

Религиозные конфессии, представленные на территории Норильска
Православный храм «Всех скорбящих Радость», Мечеть «Нурд-Камаль»

Детско-юношеский центр «Романтик»

«Краевое Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Норильский»»

Служба профилактики наркомании

Отдел по делам несовершеннолетних

Итог проекта: Конкурс «Родительский коллектив - 2019»

Предложенная модель проекта может использоваться учителем, классным руководителем для осуществления взаимодействия с родителями детей-инофонов своего класса.

4. Список использованных источников

1. Журнал «Международный студенческий научный вестник» – 2016. –№ 5 (ч. 1).

2. Поликультурное образование: инновационно-ориентированный курс. Казань, 2006.

3. Акимова В.А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А.Акимова // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. -2013. - № 4. – С. 47-57.

4. Замолоцких Е.Г. Семья и школа - социальные партнеры: исторический аспект // Вестн. МГГУ им. М.А.Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». -2010. - № 4. - С. 5-11.

5. Замолоцких Е.Г. Формы совместной деятельности школы и семьи в современных условиях // Актуальные проблемы педагогического процесса: теория и практика: сб. науч. тр. - М., 2004. - С. 59-79.

6. Савченко Т.А. Семья и школа в истории педагогики: проблема взаимодействия: моногр. - Магадан : СВГУ, 2009. - 343 с.

7.Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова // Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.

9.04.2019