Зимний лес глазами детей

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Описание образовательного проекта

Направление реализации проекта: реализация интегрированного творческого образовательного проекта, направленного на соединение исследовательских и воспитательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Название проекта:  «Зимний лес глазами детей».

Ключевые слова: воспитание, социализация, проектная деятельность, интеграция. Продолжительность проекта: цикл из 8 уроков.

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии характеризуется рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятельности, низким уровнем познавательных способностей, недоразвитием мыслительных операций, нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает возможности умственно отсталого школьника в трудовом обучении.

Кроме этого, у этих детей наблюдается недостаточная сформированность эстетической восприимчивости и оценки предметной среды, крайне обедненные знания о красоте окружающих их предметов, не умением пользоваться этими предметами в повседневной хозяйственной жизни, слабым осознанием общественной необходимости, значимости и важности своего труда при создании предметов. Все эти факторы, в целом, тормозят у них развитие ценностной ориентации на жизнь.
В связи с этим, мною был разработан проект «Зимний лес глазами детей», который объединил в себе такие техники работы с бумагой, как оригами и объемная аппликация.

Данный проект включил в себя не только умения и навыки необходимые на уроках труда, но и актуализацию знаний детей о диких животных, их особенностях жизни зимой, что было параллельно изучено на уроке по «Живому миру».

Считаю, что, работа по данному проекту, будет доступна и интересна детям младшего школьного возраста. Применение эффективных методов по теме проекта, повысит интерес детей к окружающей действительности, а также, приобретенные практические умения, и навыки межличностного общения (взаимовыручка, уважения друг к другу, чувство коллективизма) необходимы при обучении в школе.

Участники проекта: ученики первого класса.

Проблема: формирование первоначальных исследовательских умений и навыков посредством включения первоклассников в занятия ручным трудом.

Цели проекта:

  • Подготовка личности ребенка к восприятию новых форм школьного обучения, на основе соединения исследовательских и воспитательных технологий на занятиях по ручному труду.
  • Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир материи, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  • Учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Задачи проекта:

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить детей с основополагающими понятиями и основными формами применяемые в технике оригами и аппликации.
  • научить детей примам работы с бумагой.
  • сформировать умение слушать и слышать словесные инструкции.
  • закрепить умение детей работать с чертежами и схемами.
  • научить детей композиционному созданию изделий.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое, конструктивное и пространственное мышление и воображение.
  • активизировать координацию работы мелких мышц руки.
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
  • активизировать мыслительные процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
  • совершенствовать трудовые навыки и закреплять правила культуры труда.
  • развивать коммуникативные способности детей
  • совершенствовать умение работать в коллективе и малыми группами, договариваться о выполняемой работе.
  • развивать настойчивость, аккуратность, целенаправленность, усидчивость, выдержку и трудолюбие.

Оборудование и материалы:

  • бумага разной текстуры (печатная, мелованная, тонированная, цветная)
  • клей ПВА.
  • кисточки.
  • салфетки.

Предполагаемый результат:

  • развитие интереса к ручному труду;
  • повышение качества умений и навыков в художественно-творческой деятельности;
  • тренировка мелкой моторики рук;
  • воспитание в детях творческого подхода, активности и самостоятельности мышления;
  • воспитание усидчивости и уверенности в своих силах;
  • развитие самостоятельности и аккуратности в работе;
  • совершенствование конструктивных способностей, умение работать со схемами и чертежами;
  • развитие способностей к самовыражению через художественно- творческую деятельность;
  • развитие глазомера, чувства пропорциональности и дизайнерского видения;
  • умение подбирать цветовую гамму и продумывать композиционное решение изображения;

Формы представления результатов:

  • разработка методических рекомендаций;
  • организация и проведение методических семинаров для руководителей и специалистов школ для детей с ОВЗ на муниципальном и региональном уровнях
  • размещение материалов на сайте школы;
  • организация и проведение мастер-классов, обучающих семинаров для логопедов, дефектологов, психологов и других категорий специалистов, публикации методических разработок в педагогических журналах, в сети Интернет.

Инновационность проекта: Использование наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий, развитие навыков конструирования, творческого характера.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: цикл из 8 уроков.

Распределение работы по этапам проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап - Подготовительный

Сбор и уточнение информации.
Постановка цели и задач проекта.
Разработка оптимальных методик, проектной документации. Составление плана деятельности

Принятие проблемы, ситуации.
Принятие задач проекта.
Дополнение задач проекта собственными.

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

Проведение интегрированных творческих занятий  с применением разработанной методики проекта.
Оказание практической помощи детям.
Формирование знаний, умений, навыков обучающихся.

Объединение детей в рабочие группы. Распределение задач между обучающимися.
Практическая деятельность обучающихся.

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

Оформление результатов работы по теме проекта.
Подведение итогов. Анализ деятельности детей и ее результатов с учетом поставленных задач.

Оформление готовых работ в один проект и его презентация другим обучающимся, администрации школы, родителям.

4 этап - Презентация проекта: “Зимний лес глазами детей”

Организация презентации проекта

Обсуждение проекта.

5 этап - Рефлексия

Способствовать обмену мнениями и дискуссиям, возникающим после проведения презентации.
Помочь учащимся определить и сформулировать, что нового они узнали и чему научились.
Помочь учащимся определить собственные достижения и нерешенные проблемы.
Выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над проектом

Оценка полученного результата.
Оценка своих знаний до и после выполнения проекта.

6 этап – Практическое применение

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Организация и проведение мастер-классов, обучающих семинаров для логопедов, дефектологов, психологов и других категорий специалистов.

 

Технология организации учебно-познавательной деятельности проекта

Виды деятельности

Содержание

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Кому, что нужно для работы?», «Назови часть» и др.
Пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка» и др.

Конструктивно-модельная деятельность

Рассматривание плаката зимнего леса, его анализ.
Актуализация знаний о диких животных и их особенностях жизни зимой.
Изготовление фигурки зайца (техника оригами).
Изготовление фигурки лисы (техника оригами).
Изготовление фигурки медведя (техника оригами).
Изготовление белки (объемная аппликация).
Беседа о птицах. Изготовление фигурки совы (техника оригами).
Изготовление снегиря (объемная аппликация).

Художественно-речевая деятельность

Загадки, пословицы.
Чтение
Заучивание стихов о животных, о зиме.
Рассматривание иллюстраций по темам занятий.
Составление рассказов о своей поделке.
Выбор самой лучшей поделки детьми и приклеивание ее на плакат.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Собери быстрей?», «Светофор», «Краски»

Взаимодействие с родителями

Выполнение домашних заданий совместно с детьми. Заучивание стихов.
Презентация проекта.

Музыкально-театрализованная деятельность

Пение частушек, прибауток, слушание весенних звуков.

Заключение

Опыт работы с этими детьми показывает, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются и более сохранные стороны развития личности. Это, в принципе, позволяет осуществлять трудовое обучение этих детей.

У детей совершенствуются умения работать, в процессе занятий получают возможность упражняться, самообучаться и взаимообучаться, экспериментировать, познавать свойства различных материалов. Дети могут создать простую аппликацию, использует пооперационные карты, помогающие освоить базовый алгоритм деятельности. Важно воспитывать вкус, умение выбирать, выбирать соответствующий материал, цвет. Помочь решению поставленных задач могут красочно оформленные работы. Все созданные работы необходимо рассмотреть, побуждая учеников к их оценке, обращая внимание на качество работы, их красоту, оригинальность украшения, проявление детьми творчества.

Реализация подобных проектов оказывает исключительно положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики и способствует не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений, обеспечивает повышение качества обучения детей с нарушениями интеллекта.